Найти тему
Журнал не о платьях

"Моя-то баба не только хозяйка чудная, жена, мать двоих детей, а ещё и петь умеет". Ростропович глазами Плотникова

Анатолий Собчак и Мстислав Ростропович едят в студии фотографа Валерия Плотникова гречневую кашу, приготовленную Людмилой Нарусовой. 1996 год. Фото Валерия Плотникова.
Анатолий Собчак и Мстислав Ростропович едят в студии фотографа Валерия Плотникова гречневую кашу, приготовленную Людмилой Нарусовой. 1996 год. Фото Валерия Плотникова.

Легендарный фотограф вспоминает...

Продолжение. Начало здесь⤵️

Ростропович -- личность невообразимой энергии. Не знаю другого такого человека, который спит по три-четыре часа в сутки и работает как оглашенный.

Я видел его расписание. Это полное сумасшествие. Утром он в одном месте, вечером в другом, ночует в третьем, на концерт едет в четвертое. Часто думаю: в чем секрет его моторики? В здоровье? Но он и тридцать лет назад представлял собой довольно хилую конструкцию, и на вид типичный хлюпик-интеллигент. Тем не менее до сих пор Рострап продолжает ложиться в два ночи, успевая перед сном почитать и оставаться в курсе всех событий, встает в шесть утра и сразу начинает репетировать.

Помню время, он был концертмейстером у собственной жены Галины Вишневской, еще до того как стать дирижером. Я в этом мало смыслю, но добрые люди уверяли, что когда Вишневская перестала довольствоваться былой славой и ее начали опережать другие талантливые певицы, Рострап бросился спасать положение и выступил в роли концертмейстера при Галине Палне. Это выглядело несколько забавно. Он, всегда живой, может быть, слишком живой, на мой теперешний вкус, сидел за инструментом и подмигивал при этом залу типа: "А моя-то как поет, да? Не слабо". Было похоже на деревенский расклад: моя-то баба не только хозяйка чудная, жена, мать двоих детей, а еще и петь умеет.

При свойственной ему эмоциональности через край было поразительно, как он водил машину. Сейчас он, как я понимаю, за руль не садится. А прежде был совершенно вздорным и, в силу того, опасным водителем. Помню его довольно редкий в Москве "Фольксваген-комби", в котором он возил свою немалых размеров виолончель. Сидя за рулем и оживленно что-то рассказывая, Рострап оборачивался ко мне и остальным пассажирам, сидевшим сзади, и начинал размахивать руками, что-то объясняя и абсолютно не смотря при этом на дорогу и на все просьбы хотя бы руль не выпускать из рук...

Вспоминаю его замечательный жест с Солженицыным, когда все поджали хвосты и подписывали подметные письма, а он пригласил Солженицына пожить на их даче.

Мне пришлось снимать возвращение Ростроповича на Родину после изгнания . Коля Губенко состоял тогда министром культуры и у нас с ним были приятельские отношения. Коля взял меня с собой, чтобы я заснял исторические минуты. Ростропович в качестве главного дирижера Вашингтонского национального оркестра с музыкантами летел с гастролей из Японии. Самолет приземлился в Москве. Нас пропустили через паспортный контроль, мы вошли прямо в "боинг" на последний этаж, и я сделал первый снимок Ростроповича и Вишневской еще в салоне. Потом мы шли по трапу и вступили на московскую землю, их встретила дочка, все это было заснято.

Источник фото: alamy.com
Источник фото: alamy.com

Когда мы вышли из зала VIP, народ так сдавил, что у меня осталось ощущение, будто я слышу хруст собственных костей. Снимать дальше было невозможно.

Позднее семья Ростроповича получила роскошный 3-этажный особняк в Петербурге на набережной Невы, в котором, насколько я знаю, они бывают полтора дня за год. Переезду в немалой степени поспособствовал Анатолий Собчак. Они перебрались в первую очередь в Петербург после возвращения, а потом уже в Москву.

Ростропович был достаточно дружен с Собчаком. Надо сказать, им обоим нравились такие представительские знакомства, тем более когда люди сходятся по внутренней расположенности. Как я понимаю, Рострапу была приятна дружба с Собчаком, про Собчака я уж не говорю.

Мы условились сделать фотографию в моей студии на Невском в Петербурге. Рострап приехал после репетиции. Вкус у него не лучший, и хотя я просил захватить что-нибудь из одежды, он оделся как мог, в какой-то обвисший пиджак. Я был в ужасе. Слава богу, Собчак, который одевался в меру элегантно и старался держаться на уровне, появился в пальто в "елочку" -- по крайней мере европейского покроя и стиля. Я сказал: "Давайте, Анатолий Александрович, ваше пальто", -- и накинул его на Ростроповича. Я намечал снять их вдвоем и вместе с Людмилой Нарусовой, женой Собчака. Ростропович прямо с репетиции приехал на съемку и был голодный. А жена Собчака привезла с собой какой-то судок с горячей едой. Я готовился к съемке и вдруг увидел, как Ростропович и Собчак присели и едят ложками прямо из одной железной миски. Я быстро развернул камеру и сделал несколько кадров. А потом спохватился -- у меня же есть в студии посуда. Вышла смешная фотография, которая, видимо, войдет в подборку к его следующему юбилею -- два не самых последних человека едят прямо как в лагере из общей миски.

Окончание здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай:

Записала Наталья Шелюхаева (с) "Лилит", 1999 год.