Ключевые слова: цифровая трансформация, проектное управление, портфель компетенций, методология дополнительного обучения, вариативность и персонализация, коучинг.
Keywords: digital transformation, project management, competency portfolio, additional learning methodology, variability and personalization, coaching.
Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для эффективного использования цифровых технологий в повседневной экономической деятельности. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции сотрудников (digital competencies):
- способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- использовать и создавать содержание при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и организациями.
- компьютерное программирование (разработка и тестирование программного обеспечения).
Под цифровыми навыками (digital skills) необходимо понимать модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления. Цифровые навыки позволяют создавать и обмениваться цифровым контентом, решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.
Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе, в общественной жизни.
Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем. Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире.
Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital Competence Framework for Educators). Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.
Пользовательские цифровые навыки:
1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-сервисов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом, онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой моторики) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).
1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте. Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное использование цифровых технологий и получение практических результатов. Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифровых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах), способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с информацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить и защищать данные.
2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (программисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно включить также умение работать в команде, креативность, критическое мышление.
Первыми в конце 1990-х — начале 2000-х годов перестройку образовательных программ с ориентацией на ключевые (универсальные) компетентности начали страны с быстро развивающейся инновационной экономикой: Финляндия и Австралия, отдельные штаты США и провинции Канады, Южная Корея, Сингапур, Шотландия и Ирландия. Они разрабатывали:
• собственные перечни универсальных компетентностей;
• индикаторы развития компетентностей и средства их оценки;
• методы развития компетентностей — в рамках традиционных программ и на специальных занятиях;
• собственные перечни «новой грамотности».
Сегодня еще не сформирована глобально принятая модель, но уже ясно: в центре трансформации — не столько обновление устаревшего содержания (понимаемого как современное научное знание о менеджменте, адаптированное и распределенное по учебным предметам), и даже не специальные курсы по развитию универсальных навыков, сколько системное изменение методов обучения и оценки учебных результатов.
Три направления цифровой образовательной модели современного дополнительного образования. Переход на цифровые модели, подготовленные при участии иностранных экспертов, предусматривает изменения в образовательном процессе как в фирмах, так и в университетах
- Первое направление – цифровые компетенции, интеграция новых образовательных технологий. Это направление предусматривает изменение подхода к работе тренеров, переподготовку преподавателей в соответствии с запросами слушателей и требованиями компаний.
- Второе – это самостоятельное обучение слушателей за пределами образовательной организации.
- Третье – это новые технологии оценивания, когда оценка идет непрерывно. На сегодняшний день есть различные методики оценивания и не обязательно их создавать заново. Можно собрать эти решения и собирать цифровой след на протяжении всего процесса обучения. В зависимости от изменения оценок можно мгновенно реагировать и менять слушателю маршрут дальнейшего развития.
Самостоятельное построение образовательной траектории – непростая задача сама по себе, а когда цели – это развитие в области новых профессий и высоких технологий, уровень неопределенности сильно вырастает. Такая работа над собой порождает множество вопросов, и встречает их «лицом к лицу» именно преподаватель, который помогает слушателям выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
В области конструирования образовательных программ:
• Важные для страны компетентности и виды грамотности собраны в четкий перечень
• Развитие универсальных компетентностей вплетено в освоение предметного знания; это не отдельная задача, а особенность учебного процесса (хотя могут быть и специальные тренинги, курсы).
• Предметный материал формулируется крупными смысловыми блоками с выделением ключевых понятий, которые слушатели должны уметь применять при решении задач в реальной жизни компании. Обозначаются меж- предметные связи
• Акцент не на жесткой детальной фиксации материала обучения, а на образовательных результатах, формулируемых в терминах «что умеет слушатель, насколько он владеет определенными компетентностями»
• Итоговая аттестация включает оценку универсальных компетентностей.
В области педагогических практик
• Фокус не на деятельности преподавателя по представлению нового учебного материала (instruction, teaching), а на стимулировании собственной учебной деятельности слушателей (learning)
• Создание мотивирующей образовательной среды (положительные эмоции и амбициозные задачи для каждого ученика, принцип «слушатель - владелец процесса, преподаватель - наставник»)
• Обучение через исследование (inquiry-based learning): ученик (один или вместе с другими
учениками) уточняет задачу, ищет информацию, представляет результат, формулирует критерии оценки и вместе с преподавателем оценивает успешность выполнения задачи
• Оценивание для обучения (assessment for learning): выполняет функцию обратной связи —
показывает сильные и слабые результаты, высвечивает ближайшие и долгосрочные цели учебной работы
• Персонализированное обучение
• Учебные задачи и учебный опыт релевантные реальному опыту, актуальны для него
• Проектное обучение: прежде всего, групповые межпредметные проекты (3–15 чел.) длительностью от нескольких дней до целого года, в том числе в связке с реальными задачами своего сообщества (города, округа).
В ходе дискуссий ведущие мировые и российские эксперты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр внимания поставили следующие вопросы:
• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного обучения;
• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;
• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;
• инновационные модели образования и передовые образовательные
технологии;
• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.
Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными институтами образования.
Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровыми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников намного выше среднего показателя по рынку. Это касается не только специализированных сотрудников, чья работа связана с информационными технологиями, но и всего персонала компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффективны в своей деятельности, в частности в связи с:
• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных изменившимся потребностям цифрового мира;
• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием
цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;
• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических платформ;
• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции в цифровые таланты;
• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов
• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному цифровому опыту.
Предложенные наработки позволят повысить уровень профессиональных компетенций, обеспечив экономику кадрами, способными быстро адаптироваться к условиям быстрых изменений цифровой экономики в Российской Федерации.
Четкая формулировка и прозрачность требований к продвижению в должности обеспечат внедрение тактических приемов в управлении карьерой – карьерных лифтов (иногда их называют карьерными лестницами), являясь, в том числе, информационной базой для формирования индивидуальных программ и содействия в обучении и повышении компетентности через различные форматы, включая наставничество, коучинг, управление знаниями и внедрение инструментов дизайн-мышления для развития мета компетенций и интегративного мышления.