Найти тему
САМЫЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ

Джон Диксон Карр. Цитаты

Детективный жанр привлекает прежде всего своей безудержной авторской фантазией, которая одновременно удивляет и восхищает читателя. Джон Диксон Карр стремился в своем творчестве именно к этому: он хотел оставить читателя в дураках, но так, чтобы читатель от этого был только счастлив, чтобы читатель хлопал в ладоши как ребёнок, и кричал: «Давай еще!». Критики ищут скрытые смыслы, гадают почему автор написал так, а не эдак, что повлияло на его творчество, каких взглядов он придерживается и т. д. И все это пытаются вытянуть каким-то образом из текста книг, вместо того, чтобы просто ими наслаждаться. Не нужны семь пядей во лбу, чтобы догадаться — никто лучше о своем творчестве не расскажет, чем сам автор. Здесь не будет каких-то пафосных, глубокомысленных, философических цитат о жизни и смерти, о добре и зле, о людях и их пороках, и прочих совершенно непрактичных вещах. Сам автор рассказывает о себе, о своих взглядах на творчество. От себя скажу следующее. Джон Диксон Карр не слукавил ни в одной из своих цитат. Как он говорил, так он и делал. Кто знаком с творчеством автора, подпишутся под каждым его словом.

-2

Как известно одним из авторов, оказавшим сильное влияние на юного Джона был Гилберт Кит Честертон. Неслучайно образ одного из его серийных персонажей доктора Фелла был списан с Честертона, большого и полного человека. Первым произведением Честертона, которое он прочитал, была не история об отце Брауне, а фантасмагория «Человек, который был четвергом». Однако воображение мальчика захватил именно отец Браун.

«Хотя в отрочестве на меня большое влияние оказали Конан Дойл и его Шерлок Холмс, — писал он юному поклоннику в 1967 году, — еще больше на меня повлияли короткие детективные рассказы Честертона об отце Брауне»

Честертон в развитии жанра сыграл может быть даже большую роль чем Конан Дойль. Это может показаться парадоксальным, но это так, стоит только пристальнее присмотреться к рассказам об отце Брауне, и вы увидите какое огромное количество тем, приемов, трюков и детективных принципов изобрел Честертон, которые потом не раз будут повторяться в виде копирования или в переработанном виде у коллег по цеху. Не удивительно, что один из лучших детективных авторов всех времен и народов высоко ценил Честертона. И не удивительно, что именно тема невозможного преступления превалировала в творчестве Карра ведь, Честертон был не единственный, кем он вдохновлялся.

В 1968 году Карр писал: «Артур Конан Дойль, Г. К. Честертон, М. Д. Пост, Ж. Фатрелл, Томас Хэнши и конечно же „Тайна желтой комнаты“ Гастона Леру действительно повлияли на вашего покорного слугу. Всем им понравилась невозможная ситуация, и они подтолкнули меня в этом направлении».
-3

Ну, и, конечно, нельзя забывать про изобретателя жанра Эдгара По, который повлиял вообще на всех. Джон не раз говорил, что истории По обладают «ужасной силой». Стоит процитировать юношеские комментарии Джона к его любимым рассказам и стихотворениям, чтобы показать, как на его собственный стиль повлияли навязчивые фантазии По:

«По писал о воронах, восседающих на бледных бюстах в комнатах с багровыми занавесями в полночь, когда в камине догорают угли и мрачные воспоминания об ушедшем бродят в сознании человека — несомненно, изысканная обстановка, если бы он решил сделать из „Ворона“ историю о привидениях вместо самого поэтического стихотворения на английском языке. По писал о людях, обреченных на смерть от жестоких душевных пыток в мрачных застенках инквизиции; о зияющих ямах, скрывающих непостижимые ужасы; о похожих на бритву маятниках, раскачивающихся все ниже и ниже над приговоренным. Он рассказывал о странных домах, в которых жили неведомые обитатели; женщины, заживо заточенные в гробнице, вырывались наружу, когда буря ревела вокруг башен мрачного дома. Он имел дело с ужасной эпидемией, чьим воплощением и печатью была кровь — краснота и ужас крови; и с Красной Смертью, пришедшей как вор в ночи, чтобы сразить гуляк на бале-маскараде. Все это истории ужасов, несущие в себе жуткую атмосферу и сверхъестественное очарование, присущи только Эдгару По».

Надо ли говорить, что «жуткая атмосфера и сверхъестественное очарование» присущи и самому Д. Д. Карру, но только в концепции детектива. Карр создавал эту атмосферу и очарование так искусно, что это стало одним из его фирменных черт, особенностью его творчества и можно даже сказать обязательным элементом жанра невозможного преступления.

-4

Удивительно, но уже тогда кипели споры о том, насколько персонажи книг должны быть раскрыты и психологически убедительны. Детективные истории, по словам Карра, должны рассказывать о том, «кто» или «как», а не о том «почему». В письме о персонаже Конан Дойла профессоре Челленджере Карр писал:

«В наши дни писателей иногда хвалят за искусство, с которым они помещают персонажа под микроскоп и словно препарируют его — Конан Дойл никогда этого не делал. Ему не нужно было этого делать. Чтобы быть препарированным, персонаж должен быть мертв. И в Джордже Эдварде Челленджере нет ничего мертвого. И следует опасаться, что подвергнутый процессу препарирования, он просто встанет со страницы и нанесет ответный удар кулаком в челюсть».

Конечно же, такой аргумент не произведет впечатления на критика или ученого, но неоспорим факт: Карр был убежден, что психологии не место ни в художественной, ни даже в научной литературе. Когда он писал биографию сэра Артура Конан Дойла как «историю жизни, полной приключений», он вполне сознательно решил: достаточно описать то, что Дойл сделал и что сказал, а не то, что создало личность, которая такое делала и говорила.

-5

Когда одни критикуют детектив за отсутствие правдоподобности в том, какой изощрённый план и способ убийства избирает злодей и как ему везет на каждом ходу, другие возражают, что детектив — это своего рода сказка для взрослых и не стоит слишком корить авторов за буйство фантазии, в конце концов это и есть самое привлекательное в художественной литературе вообще, и в детективе в особенности. Судя по всему, Д. Д. Карр был всецело на стороне вторых, например, так он выразил свои убеждения, будучи редактором газеты «Хаверфордиан», убеждения от которых он никогда не отказывался:

«Самые близкие сердцу вещи — это фантазии… Если бы мы всегда жили в реальности, мы все были бы действительно бедными существами. Правда? Есть ли что-нибудь более истинное, чем то, чего человек желает в глубине своей души?<…> Реалисты — это люди, которые смотрят в зеркало и испытывают отвращение. Именно они взорвут все ваши прекрасные идеи. Они снесут замок Кенилворт и заменят его прибыльной заправочной станцией, они снимут „Лорелею“ со скал и заменят ее Маргарет Сэнгерс и Кэрри Чэпмен Кэттс… Если мы предположим, что в художественной литературе есть нечто более высокое, чем реалистичный звук дворницкой метлы, то по крайней мере мы не причиним большого вреда. Самая опасная ловушка в писательстве заключается в том, что автору так легко быть хмурым циником на бумаге, когда он вертит свой байронический галстук и ухмыляется роману».

Разве не наличие богатой фантазии — обязательное требование к писателю?

21 октября 1941 года Д. Д. Карр в письме Фредерику Даннею, писал:
«выработалась привычка начинать историю с захватывающего внимание гротеска или невозможной ситуации, а также использовать двойную концовку, которая иногда выглядела наивной, но всегда изобретательной».

Таким вот коротким предложением Карр описал практически готовый рецепт великолепного детектива, которому следовал сам, и который брали на вооружение многие, но далеко не всем удавалось готовить столь филигранные блюда.

-6

Карр был одним из самых честных авторов за всю историю. Зачастую он вообще не прятал ключи и подсказки, а иногда напротив их всячески выпячивал, как он это делал, например, в «Окно Иуды». Но раз за разом ему удается читателя удивить. И, конечно, это было не случайностью. А между прочим «честная игра» это не просто услуга джентльмена автора, дань времени, честная игра здорово добавляет к ошеломительному эффекту от концовки. Но должен быть баланс. Помните, «читатель одновременно может и не может разгадать загадку самостоятельно», это главное условие. И Карр это прекрасно понимал. В одном из последних своих произведений «Голодный гоблин» («The Hungry Goblin», 1972) он, устами главного героя, «друга женщины в белом», Уилки Коллинза, говорит:

«— Если вы, в самом деле, хотите удивить аудиторию», — сказал он (Уилки Коллинз), следуйте вот этим основным правилам. Будьте честны со своими читателями; рассказывайте им все. Но ваш рассказ не должен носить простодушный или даже глуповатый характер. Первым делом решите, какие подозрения смогут появиться у среднего читателя, — подготовьтесь к ним, и тогда сможете одурачить его. Затем прикиньте, что будет подозревать умный читатель, — подготовьтесь и оставьте его в дураках. И таким образом, действуя, совершенно открыто, вы подготовите финальную сцену, которая прозвучит как гром среди ясного неба».

Из цитат Джона Диксона Карра видно насколько он был предан жанру, насколько увлечен им и насколько был профессионалом в своем деле, а точнее даже мастером или гранд мастером, гроссмейстером от детектива. Одно слово — маэстро.

-7

В качестве бонуса и в качестве доказательства таланта Карра в захватывании читательского внимания с первых строк предлагаю вспомнить эти самые первые строчки некоторых произведений маэстро:

«- Странные преступления? — переспросил доктор Фелл, когда мы обсуждали дело о шляпах и арбалетах, а затем еще более причудливую проблему перевернутой комнаты в Уотерфолл-Мэноре. Вовсе нет. Такие вещи кажутся странными только потому, что факт преподносится вне должного контекста. Например, — продолжал он, дыша с присвистом, — вор забирается в часовую мастерскую и крадет стрелки от часов. К какой категории преступлений вы бы причислили сие происшествие?»
© «Часы смерти».

«Традиционный обед „Клуба убийств“, не проводившийся уже более пяти лет, состоится в ресторане Белтринга в пятницу 1 июня, в половине девятого. Выступать будет профессор Риго. До сих пор посторонние не допускались, но если вы, мой дорогой Хэммонд, пожелаете прийти в качестве моего гостя…»
© «Тот, кто шепчет».

«В гостиной апартаментов отеля „Континенталь — Савой“ в Каире девушка и молодой человек дожидались телефонного звонка. Не будучи началом истории, эта сцена явилась началом ужаса».
© «Проклятие бронзовой лампы».