Найти в Дзене

Александр Дейнека - внутренние противоречия, как две прожитые жизни

Александр Дейнека - художник, под крылом власти - достаточно распространенное мнение. Он известен работами о счастливых советских людях, которые самоотверженно занимаются спортом, защищают свою Родину, работают на фабриках и заводах. Хочу сказать, что не так-то художник и прост, как кажется с первого взгляда. Посмотрите на его картины шире, проведите сравнительные параллели, прочитайте между строк, загляните в темную комнату... Я хочу вам рассказать о совсем ином Дейнеке, о художнике тонком и нежном, легкоранимом романтике в душе. Он был соткан из противоречий, проживая две жизни в одной. Родился Александр Дейнека 8 мая 1899 года в Курске, в семье, далекой от творчества и искусства. Отец работал слесарем в железнодорожном депо. Детство и юность прошли в Курске. Рос совершенно обычным мальчишкой: катался на коньках, участвовал в драках, мелких шалостях, совершал набеги дружной ватагой на соседские сады. Но сколько помнил себя - всегда рисовал. Мечтал даже стать инженером, увлекаясь

Александр Дейнека - художник, под крылом власти - достаточно распространенное мнение. Он известен работами о счастливых советских людях, которые самоотверженно занимаются спортом, защищают свою Родину, работают на фабриках и заводах.

Хочу сказать, что не так-то художник и прост, как кажется с первого взгляда. Посмотрите на его картины шире, проведите сравнительные параллели, прочитайте между строк, загляните в темную комнату... Я хочу вам рассказать о совсем ином Дейнеке, о художнике тонком и нежном, легкоранимом романтике в душе. Он был соткан из противоречий, проживая две жизни в одной.

Родился Александр Дейнека 8 мая 1899 года в Курске, в семье, далекой от творчества и искусства. Отец работал слесарем в железнодорожном депо. Детство и юность прошли в Курске.

А. Дейнека "Автопортрет", 1948 год
А. Дейнека "Автопортрет", 1948 год

Рос совершенно обычным мальчишкой: катался на коньках, участвовал в драках, мелких шалостях, совершал набеги дружной ватагой на соседские сады. Но сколько помнил себя - всегда рисовал. Мечтал даже стать инженером, увлекаясь техникой и математикой. Поступает в железнодорожный техникум, а в 1915 году - в художественную школу.

Местные курские художники сразу же разглядели в мальчишке талант и посоветовали поехать Харьковское художественное училище. Александр успешно выдерживает экзамены и начинает учиться в классе М. Р. Пестрикова. Однако, это очень сильно не пришлось по душе его отцу. Дейнека-старший лишает сына финансирования. Уж очень он недолюбливал людей творческих. Александру приходится зарабатывать своими рисунками на жизнь самому.

А. Дейнека "Родной дом", 1914 год.
А. Дейнека "Родной дом", 1914 год.

А тут Февральская революция, на смену занятиям пришли новые жизненные испытания на стойкость и выносливость. Противиться переменам не было никакого смысла, да и слишком уж увлекал этот ветер перемен. В 1917 году Дейнека вступает в ряды красногвардейцев. Это и будет его отправной точкой: истинная вера в светлое будущее, в новое время и большие возможности. Титанический размах пролетариата захватит его в стремительный водоворот событий.

Художник Александр Дейнека
Художник Александр Дейнека

В годы Гражданской войны Дейнеко станет в ряды обороны Курска от войск генерала Деникина, будет руководителем местных "Окон РОСТА". В 1920 году Александр поступает на отделение столичных Высших художественно-технических мастерских. Он учится у выдающихся графиков В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. Начинает сотрудничать с сатирическими журналами.

В середине 1920-х гг. Дейнека полностью и большой самоотдачей включается в художественную жизнь столицы. И кажется, что в нем бурлят внутренние стихии, эмоции, которым просто необходим вектор развития, свое направление. Свет и тьма, как внутренняя двойственность советской радостной действительности и темное начало жизни.

Картины "Текстильщицы" и "Перед спуском в шахту" - словно диаметральные полюса. Юные, босоногие, молодые текстильщицы с плавными, певучими движениями. Работа света с теплыми охристыми цветами и чувствуется движение воздуха, наполненность и взлет.

А. Дейнека "Текстильщицы", 1927 год
А. Дейнека "Текстильщицы", 1927 год

И совершенный контраст - "Перед спуском в шахту". Тяжелая темно-коричневая гамма, как путь в преисподнюю, сосредоточенные мрачные лица, совершенно напряженное ожидание труда. Что Дейнека хотел передать через такие противоположности, о чем хотел рассказать? Мужчина и женщина в постоянной борьбе: непробиваемые, монументальные мужчины, до которых совершенно не возможно достучаться, в противовес им - нежная женская душевная лирика и внутренняя сила, которую нельзя сломить и запрятать в рамки.

А. Дейнека "Перед спуском в шахту", 1925 год
А. Дейнека "Перед спуском в шахту", 1925 год

Словно противостояние мужского и женского начала. Художник создает тонкие, душевные произведения, показывая всю красоту и изящество женского тела. Удивительная и пронзительная работа "Натурщица" - словно поиск гармонии и красоты. В ней притягательная сила и громадный источник энергии, великая загадка мастера, познание скрытого образа. В работе душа большая и настоящая, она словно предлагает додумать, домыслить, принять и отпустить ли...независимая, гордая, возможно высокомерная и чуть отстраненная, повернутая спиной, нагая...

А. Дейнека "Натурщица", 1936 год.
А. Дейнека "Натурщица", 1936 год.

Не менее знаменитая работа "Мать" - лаконичная цветовая гамма и образ, в котором заключена вся материнская нежность и необыкновенная сила, способная защитить, уберечь, оградить. Совершенно нейтральный фон, мягкие силуэты, а отсутствие одежды, как символ чистоты чувств и доверия, которые неподвластны никаким жизненным невзгодам. Нарицательный образ материнства, который дан женщине от рождения, по ее сути. Ее чувства, переживания, забота обнажены и лишь у нее есть на это право.

А. Дейнека "Мать", 1932 год. Фото автора, Новая Третьяковка.
А. Дейнека "Мать", 1932 год. Фото автора, Новая Третьяковка.

Обнаженные, на картинах мастера, всегда сильные, крепкие, здоровые, словно античные боги, спустившиеся с Олимпа. Дейнека с самого детства увлекался спортом, словно сама жизнь била в нем ключом, громадной энергией и хотелось "растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором..." Эта тема была им очень любима, он легко схватывал динамику движений, придавая при этом особенную легкость, беззаботность и красоту. Всегда рисовал то, что чувствовал сам, отдавая предпочтение лишь формам.

Художник был более чувствителен к ритму, принимая простые цветовые решения, хотя в неожиданном цветовом контрасте применял новизну, как выход из повседневности. Спорт не писал с натуры, но лишь наблюдал, пропуская через себя, лишь тогда рождались образы.

А. Дейнека "Эстафета по кольцу Б", 1947 год.
А. Дейнека "Эстафета по кольцу Б", 1947 год.

Картины Дейнеко 30-х совершенно особенные, необыкновенно лиричны, воздушны, полны света и тепла. В этом же периоде художник напишет серию работ, посвященных авиации и летчикам. Хочется отметить картину "Будущие летчики" - в ней особое романтическое настроение и необыкновенное очарование. Насыщенное море, безоблачное небо, гидроплан и трое загорелых мальчишек, жар, нагретых крымским солнцем, камней набережной...невероятный интерес к жизни, горящие глаза, интерес к жизни, к моменту, мгновению...а в это время ведущие советские авиаконструкторы с Андреем Туполевым находятся в застенках Бутырской тюрьмы... Лишь искренняя вера, неподдельная любовь к пролетариату, тонкая душевная организация художника и необыкновенная романтика могли подарить нам такие работы.

А. Дейнека "Будущие летчики", 1937 год. Фото автора, Новая Третьяковка.
А. Дейнека "Будущие летчики", 1937 год. Фото автора, Новая Третьяковка.

Самым мрачным и сложным периодом для Дейнеки стали 40-е годы. Художник старается помочь по-своему, он не уезжает из Москвы, начинает рисовать плакаты политической направленности. Дейнека создает серию картин военной тематики: "Окраина Москвы. Ноябрь 1941", "Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год", "Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Сгоревшая деревня", "Перед наступлением".

И хочется отдельно отметить работу "Сбитый ас" - это немецкий летчик, падающий на противотанковые ежи. Совершенно необычный, непривычный, новый ракурс движения всей фигуры, конечностей. Здесь нет ни страха, ни насмешки. Враг силен, страшен, но уничтожен и победа будет за нами. И показывает это художник очень легко, играючи, словно открывая что-то новое для себя, внутри себя, выпуская в этот мир.

А. Дейнека "Сбитый ас", 1943
А. Дейнека "Сбитый ас", 1943

А дальше опять внутренняя борьба: противостояние монументальности и тонкой лиричности, нежного звучания живописи, воздушная свобода пейзажей и камерность полотен. Он словно шлифовал себя временем, рамками, трафаретами, но его внутреннее звучание вырывалось на свободу, как песнь буревестника.

И лишь с первого взгляда картина "Под Курском. Река Тускарь" кажется холодной и колкой. Всмотритесь в глубь полотна, и пусть совсем простые линии изгибов реки заворожат вас. Легкий, воздушный колорит, а на душе тепло и спокойно. Здесь глубина и сила нашей Родины, громадная никем непобедимая душевность и теплота русских людей. Три женские фигуры, четкие и довольно строгие ритмы, очень ненавязчивое цветовое решение, но и мужество, сила, мощь.

А. Дейнека "Под Курском. Река Тускарь", 1947 год.
А. Дейнека "Под Курском. Река Тускарь", 1947 год.

Дальнейший период творчества был довольно неровным - очередной погром в художественной культуре и Александра Александровича в 1948 году снимают с должности директора Московского института декоративного и прикладного искусства, оставляя лишь в обычных преподавателях. Обвиняют в формализме! Однако ученики его любят и мастер продолжает учить их рисунку, композиции, знакомить с достижениями искусства.

Со временем он "оправдается", но произойдет внутренний надлом, словно какое-то разочарование... Он начинает относиться к себе с беспощадной критикой, признаваясь в неудачах: "Не додумал тему..." Несколько ранее, еще в 30-е годы, в одном из писем жене он напишет: "Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб". Только можно догадываться о чем он говорил между строками, что понимал и что видел... Это трагедия не индивидуальная, а личная, проблема целого поколения художников советского времени.

Во времена "оттепели" былая слава вернулась к мастеру. Уже на склоне лет он стал получать почести и награды, а в 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но Дейнека ее уже не увидел - слег с сердечной недостаточностью, а уже через неделю, 12 июня, покинул этот мир, оставив в нем свое лишь художественное наследие.

Так получилось, что детей у него не было. В молодые годы женился на Серафиме Лычёвой - дочери участника восстания на броненосце "Потемкин". Они прожили в браке 19 лет, прежде чем он увлекся другой женщиной. Новое чувство вспыхнуло ярко и неожиданно. С волейболисткой Еленой Волковой он счастливо проживет в браке 10 лет, до самой своей смерти. Две любви, обе невероятные красавицы! Можно сказать, что у мастера был отменный вкус на женскую красоту)))

И мне совсем не хочется рассказывать вам о его последней работе, которая сквозит депрессией и раздумьем. Хочу показать другую совсем картину, которая раскрывает совсем другого Дейнеко, его внутренний мир, особенную песнь души, ее нежное звучание - "Сухие листья".

А. Дейнека "Сухие листья", 1933 год
А. Дейнека "Сухие листья", 1933 год

Открытое окно, тяжелая штора, букет сухих листьев, одна летящая птица и один падающий лист. Совершенно особенный контраст, разобщенность и зависимость, как тонкие нити миров, поиск гармонии и удивительная лирика души...поиск равновесия... Это не оправдание, это спасение...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))