Александр Дейнека - художник, под крылом власти - достаточно распространенное мнение. Он известен работами о счастливых советских людях, которые самоотверженно занимаются спортом, защищают свою Родину, работают на фабриках и заводах.
Хочу сказать, что не так-то художник и прост, как кажется с первого взгляда. Посмотрите на его картины шире, проведите сравнительные параллели, прочитайте между строк, загляните в темную комнату... Я хочу вам рассказать о совсем ином Дейнеке, о художнике тонком и нежном, легкоранимом романтике в душе. Он был соткан из противоречий, проживая две жизни в одной.
Родился Александр Дейнека 8 мая 1899 года в Курске, в семье, далекой от творчества и искусства. Отец работал слесарем в железнодорожном депо. Детство и юность прошли в Курске.
Рос совершенно обычным мальчишкой: катался на коньках, участвовал в драках, мелких шалостях, совершал набеги дружной ватагой на соседские сады. Но сколько помнил себя - всегда рисовал. Мечтал даже стать инженером, увлекаясь техникой и математикой. Поступает в железнодорожный техникум, а в 1915 году - в художественную школу.
Местные курские художники сразу же разглядели в мальчишке талант и посоветовали поехать Харьковское художественное училище. Александр успешно выдерживает экзамены и начинает учиться в классе М. Р. Пестрикова. Однако, это очень сильно не пришлось по душе его отцу. Дейнека-старший лишает сына финансирования. Уж очень он недолюбливал людей творческих. Александру приходится зарабатывать своими рисунками на жизнь самому.
А тут Февральская революция, на смену занятиям пришли новые жизненные испытания на стойкость и выносливость. Противиться переменам не было никакого смысла, да и слишком уж увлекал этот ветер перемен. В 1917 году Дейнека вступает в ряды красногвардейцев. Это и будет его отправной точкой: истинная вера в светлое будущее, в новое время и большие возможности. Титанический размах пролетариата захватит его в стремительный водоворот событий.
В годы Гражданской войны Дейнеко станет в ряды обороны Курска от войск генерала Деникина, будет руководителем местных "Окон РОСТА". В 1920 году Александр поступает на отделение столичных Высших художественно-технических мастерских. Он учится у выдающихся графиков В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. Начинает сотрудничать с сатирическими журналами.
В середине 1920-х гг. Дейнека полностью и большой самоотдачей включается в художественную жизнь столицы. И кажется, что в нем бурлят внутренние стихии, эмоции, которым просто необходим вектор развития, свое направление. Свет и тьма, как внутренняя двойственность советской радостной действительности и темное начало жизни.
Картины "Текстильщицы" и "Перед спуском в шахту" - словно диаметральные полюса. Юные, босоногие, молодые текстильщицы с плавными, певучими движениями. Работа света с теплыми охристыми цветами и чувствуется движение воздуха, наполненность и взлет.
И совершенный контраст - "Перед спуском в шахту". Тяжелая темно-коричневая гамма, как путь в преисподнюю, сосредоточенные мрачные лица, совершенно напряженное ожидание труда. Что Дейнека хотел передать через такие противоположности, о чем хотел рассказать? Мужчина и женщина в постоянной борьбе: непробиваемые, монументальные мужчины, до которых совершенно не возможно достучаться, в противовес им - нежная женская душевная лирика и внутренняя сила, которую нельзя сломить и запрятать в рамки.
Словно противостояние мужского и женского начала. Художник создает тонкие, душевные произведения, показывая всю красоту и изящество женского тела. Удивительная и пронзительная работа "Натурщица" - словно поиск гармонии и красоты. В ней притягательная сила и громадный источник энергии, великая загадка мастера, познание скрытого образа. В работе душа большая и настоящая, она словно предлагает додумать, домыслить, принять и отпустить ли...независимая, гордая, возможно высокомерная и чуть отстраненная, повернутая спиной, нагая...
Не менее знаменитая работа "Мать" - лаконичная цветовая гамма и образ, в котором заключена вся материнская нежность и необыкновенная сила, способная защитить, уберечь, оградить. Совершенно нейтральный фон, мягкие силуэты, а отсутствие одежды, как символ чистоты чувств и доверия, которые неподвластны никаким жизненным невзгодам. Нарицательный образ материнства, который дан женщине от рождения, по ее сути. Ее чувства, переживания, забота обнажены и лишь у нее есть на это право.
Обнаженные, на картинах мастера, всегда сильные, крепкие, здоровые, словно античные боги, спустившиеся с Олимпа. Дейнека с самого детства увлекался спортом, словно сама жизнь била в нем ключом, громадной энергией и хотелось "растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором..." Эта тема была им очень любима, он легко схватывал динамику движений, придавая при этом особенную легкость, беззаботность и красоту. Всегда рисовал то, что чувствовал сам, отдавая предпочтение лишь формам.
Художник был более чувствителен к ритму, принимая простые цветовые решения, хотя в неожиданном цветовом контрасте применял новизну, как выход из повседневности. Спорт не писал с натуры, но лишь наблюдал, пропуская через себя, лишь тогда рождались образы.
Картины Дейнеко 30-х совершенно особенные, необыкновенно лиричны, воздушны, полны света и тепла. В этом же периоде художник напишет серию работ, посвященных авиации и летчикам. Хочется отметить картину "Будущие летчики" - в ней особое романтическое настроение и необыкновенное очарование. Насыщенное море, безоблачное небо, гидроплан и трое загорелых мальчишек, жар, нагретых крымским солнцем, камней набережной...невероятный интерес к жизни, горящие глаза, интерес к жизни, к моменту, мгновению...а в это время ведущие советские авиаконструкторы с Андреем Туполевым находятся в застенках Бутырской тюрьмы... Лишь искренняя вера, неподдельная любовь к пролетариату, тонкая душевная организация художника и необыкновенная романтика могли подарить нам такие работы.
Самым мрачным и сложным периодом для Дейнеки стали 40-е годы. Художник старается помочь по-своему, он не уезжает из Москвы, начинает рисовать плакаты политической направленности. Дейнека создает серию картин военной тематики: "Окраина Москвы. Ноябрь 1941", "Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год", "Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Сгоревшая деревня", "Перед наступлением".
И хочется отдельно отметить работу "Сбитый ас" - это немецкий летчик, падающий на противотанковые ежи. Совершенно необычный, непривычный, новый ракурс движения всей фигуры, конечностей. Здесь нет ни страха, ни насмешки. Враг силен, страшен, но уничтожен и победа будет за нами. И показывает это художник очень легко, играючи, словно открывая что-то новое для себя, внутри себя, выпуская в этот мир.
А дальше опять внутренняя борьба: противостояние монументальности и тонкой лиричности, нежного звучания живописи, воздушная свобода пейзажей и камерность полотен. Он словно шлифовал себя временем, рамками, трафаретами, но его внутреннее звучание вырывалось на свободу, как песнь буревестника.
И лишь с первого взгляда картина "Под Курском. Река Тускарь" кажется холодной и колкой. Всмотритесь в глубь полотна, и пусть совсем простые линии изгибов реки заворожат вас. Легкий, воздушный колорит, а на душе тепло и спокойно. Здесь глубина и сила нашей Родины, громадная никем непобедимая душевность и теплота русских людей. Три женские фигуры, четкие и довольно строгие ритмы, очень ненавязчивое цветовое решение, но и мужество, сила, мощь.
Дальнейший период творчества был довольно неровным - очередной погром в художественной культуре и Александра Александровича в 1948 году снимают с должности директора Московского института декоративного и прикладного искусства, оставляя лишь в обычных преподавателях. Обвиняют в формализме! Однако ученики его любят и мастер продолжает учить их рисунку, композиции, знакомить с достижениями искусства.
Со временем он "оправдается", но произойдет внутренний надлом, словно какое-то разочарование... Он начинает относиться к себе с беспощадной критикой, признаваясь в неудачах: "Не додумал тему..." Несколько ранее, еще в 30-е годы, в одном из писем жене он напишет: "Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб". Только можно догадываться о чем он говорил между строками, что понимал и что видел... Это трагедия не индивидуальная, а личная, проблема целого поколения художников советского времени.
Во времена "оттепели" былая слава вернулась к мастеру. Уже на склоне лет он стал получать почести и награды, а в 1969 году в Академии художеств открылась персональная выставка, но Дейнека ее уже не увидел - слег с сердечной недостаточностью, а уже через неделю, 12 июня, покинул этот мир, оставив в нем свое лишь художественное наследие.
Так получилось, что детей у него не было. В молодые годы женился на Серафиме Лычёвой - дочери участника восстания на броненосце "Потемкин". Они прожили в браке 19 лет, прежде чем он увлекся другой женщиной. Новое чувство вспыхнуло ярко и неожиданно. С волейболисткой Еленой Волковой он счастливо проживет в браке 10 лет, до самой своей смерти. Две любви, обе невероятные красавицы! Можно сказать, что у мастера был отменный вкус на женскую красоту)))
И мне совсем не хочется рассказывать вам о его последней работе, которая сквозит депрессией и раздумьем. Хочу показать другую совсем картину, которая раскрывает совсем другого Дейнеко, его внутренний мир, особенную песнь души, ее нежное звучание - "Сухие листья".
Открытое окно, тяжелая штора, букет сухих листьев, одна летящая птица и один падающий лист. Совершенно особенный контраст, разобщенность и зависимость, как тонкие нити миров, поиск гармонии и удивительная лирика души...поиск равновесия... Это не оправдание, это спасение...
Всегда с вами - Летящая стрекоза)))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))