Найти тему
Военобзор

Противолодочные крейсеры, построенные по обновлённому проекту 1123 позволили бы усилить возможности ВМФ России на дальних рубежах

Противолодочный крейсер "Ленинград" в 1990 году. На полётной палубе видны вертолёты. Источник фото: ru.wikipedia.org
Противолодочный крейсер "Ленинград" в 1990 году. На полётной палубе видны вертолёты. Источник фото: ru.wikipedia.org

Ни для кого не является секретом, что современный Военно-морской флот России представляет собой скудные остатки былого наследия Советского флота. Да, у нас строятся новые надводные корабли, вооруженные совершенными крылатыми ракетами семейств "Калибр" и "Оникс", вводятся в строй новые многоцелевые атомные подводные лодки и подводные крейсеры стратегического назначения, даже строятся два универсальных десантных корабля. Последние предназначены, прежде всего, для проецирования силы в отдаленных уголках земного шара. Но это все полумеры. В остальном всё не очень хорошо.

Почему? Прежде всего по той причине, что у нашего флота пока всё не совсем хорошо с кораблями дальней морской и океанской зоны, а также с кораблями противолодочной обороны. Если в ближней морской зоне ещё есть хоть какая-то возможность что-то противопоставить субмаринам потенциального противника, то в океанской зоне такая возможность просто отсутствует.

Между тем потенциальный противник не дремлет. Недавно стало известно о том, что в мире создан ещё один военный альянс, получивший название AUKUS. В него вошли США, Великобритания и... Австралия. А участие Австралии в этом альянсе – это весьма серьёзная заявка против России и Китая.

Австралия не является членом НАТО, потому что не имеет отношения к Северной Атлантике. Но, несмотря на немногочисленные вооруженные силы и довольно слабый флот, эта страна-континент принимает участие во военных операциях под патронажем США.

И в то же день, когда была оглашена информация о создании нового военного альянса, власти Австралии сообщили о разрыве контракта с Францией на строительство 12 дизель-электрических подлодок для австралийских ВМС. Вместо этого Австралия должна получить 8 американских субмарин (как минимум) с ядерной энергетической установкой, а так же технологию строительства подлодок. При этом сообщается о том, что эти АПЛ не будут являться носителями ядерного оружия.

АПЛ SSN-784 "Северная Дакота" класса "Вирджиния" ВМС США. Источник фото: commons.wikimedia.org
АПЛ SSN-784 "Северная Дакота" класса "Вирджиния" ВМС США. Источник фото: commons.wikimedia.org

Но американские лодки класса "Вирджиния" являются носителями крылатых ракет "Томагавк" морского базирования, имеющих весьма приличную дальность полёта. Например, такая ракета в модификации Block IV, которая стоит на вооружении ВМС США, летает аж на 1600 километров. Она не оснащается ядерной боевой частью. Но, учитывая автономность лодок "Вирджиния", залп таких крылатых ракет способен доставить огромные неприятности нашему Тихоокеанскому флоту.

Эффективным средством борьбы с АПЛ потенциального противника, чтобы "отлавливать" их вдали от собственных берегов, является противолодочная авиация – дальние противолодочные самолёты и противолодочные вертолёты палубного базирования.

А ведь в СССР были такие корабли, которые могли бороться с подводным противником на дальних подступах. Это противолодочные крейсеры проекта 1123 "Кондор". В составе Советского ВМФ их было два: "Москва" и "Ленинград". Оба корабля верой и правдой отслужили по три десятка лет и были исключены из состава уже ВМФ России уже в 90-е годы.

Но что это были за корабли? При полном водоизмещении в 15280 тонн они несли артиллерийское, зенитно-ракетное, а так же противолодочное вооружение. Но и это не главное. Каждый из кораблей нёс на своём борту целых 14 вертолётов Ка-25, из которых 12 машин были в противолодочной конфигурации. А целая эскадрилья противолодочных вертолётов при благоприятных погодных условиях позволяла обеспечить непрерывное патрулирование в заданном районе.

Палубные противолодочные вертолёты Ка-25ПЛ заходят на посадку на борт крейсера проекта 1123. Источник фото: airwar.ru
Палубные противолодочные вертолёты Ка-25ПЛ заходят на посадку на борт крейсера проекта 1123. Источник фото: airwar.ru

Что мешает строить такие корабли сейчас? Тем более технологии шагнули далеко вперед, соответственно, есть возможность значительного сокращения численности экипажа. Это позволит существенно увеличить запасы авиационного топлива на борту и оснастить корабли совершенной гидроакустической аппаратурой. А ещё усилить оборонительное вооружение.

А если такие корабли, построенные по обновлённому проекту ещё оснастить ядерной энергетической установкой для увеличения автономности плавания, то им цены не будет при противодействии атомным субмаринам противника. Ведь у российской промышленности есть все компетенции, чтобы создать такие корабельные силовые установки.

Противолодочные крейсеры, построенные по обновлённому проекту 1123 – тот инструмент, который позволил бы усилить возможности ВМФ России на дальних рубежах. Пара таких крейсеров, постоянно находящихся на маршрутах патрулирования австралийских АПЛ (которых ещё нет), позволила бы плотно "запереть" их в военно-морской базе.