Зоопарк как музей
Небольшая история из повседневной работы – о том, как работает межмузейная коммуникация. На примере Калининградского зоопарка, Музея изобразительных искусств и Музея Мирового океана.
Статус «исторического» зоопарка обязывает: мы в ответе не только за коллекцию наших животных, но и за памятники искусства, архитектуры, истории, которых у нас немало.
Может быть, вы уже слышали о том, что зоопарк намеревается восстановить балкон вокруг главного административного здания, бывшего банкетного комплекса «Дом званых собраний» Кёнисбергского зоосада? Строительству предшествует большая и довольно сложная работа по изучению провенанса: всех прошлых подробностей из жизни дома. В ход идут вырезки из старых газет, открытки с изображением фасадов, журналы по архитектуре, справочники и другие подобные источники.
Нам известно, что новый ресторан Кёнигсбергского зоосада стал последним большим делом директора Германа Клаасса перед уходом на заслуженный отдых. К строительству вынудили обстоятельства: в августе 1910 года старый деревянный ресторанныйпавильон сгорел!
Новую стройку начали в ноябре того же года и закончили стремительно, меньше чем за год. Уже в июне 1911 года корреспондент местной газеты «Кёнигсбергер Альгемайне» живописал подробности праздничного открытия. Огромное здание в стиле северного модерна, характерном для Куккука, сравнивали с загородными помещичьими дворцами. Здесь были и большие банкетно-концертные залы, и небольшие салоны для собраний, для чтения газет, просто для отдыха. Кроме того, автор репортажа упоминал, что новый комплекс был оснащён всеми возможными удобствами, в том числе санитарными комнатами. Туалеты для посетителей располагались в небольшой квадратной пристройке, а на стене, ведущей к ним, находился питьевой фонтанчик, украшенный скульптурой работы... Станислауса Кауэра! Знаменитый скульптор, представитель династии деятелей искусства, оказывается, тоже «приложил руку» к зоосаду. Новость совершенно неожиданная, ранее нигде не упоминавшаяся. Но как проверить её?
И теперь собственно о том, как работают современные музеи. Сначала был звонок Ладе Сыроватко в калининградский Музей изобразительных искусств, с которым зоопарк дружит уже давно. Лада Викторовна известна как специалист в области истории восточнопрусского искусства, что она скажет? Но она перенаправила в Музей Мирового океана, к Галине Акимовой: - Вот кто точно разбирается в творчестве Кауэра!
Галине Алексеевне понадобилось несколько минут после чтения публикации 1911 года, чтобы вспомнить, что изображение настенного фонтана, датируемого как раз примерно 1911-1912 годами, встречалось ей как минимум в двух справочниках, и ещё пара часов, чтобы взять их в руки, перелистать и выслать подтверждающие фото. Бинго!
Примечательно, что в обоих каталогах фотография работы подписана как «Настенный питьевой фонтан», в одном даже указано местонахождение – «Концертный дом» в Кёнигсберге, но зоосад не упоминается.
Один из справочников, изданный в 1970 году, содержит пометку о том, что «нынешнее местонахождение неизвестно». Скорее всего, эта работа уничтожена во время штурма Кёнигсберга в 1945 году. Хотя кто знает? Может, нас ещё ждут приятные сюрпризы! Удалось ведь найти и вернуть в зоосад «Львицу и мальчика со львятами», памятник первому директору Клаассу...