Найти тему
Baiki rusicha.

Театральная площадь, воспоминания о маленькой площади большого города. Ташкент

Театральная площадь как много с этим связано, известна не только жителям Ташкента но многим кто бывал в этом городе наездами. Оказывается в этой части города того давнего времени отметился С. Есенин, уж этого прекрасного поэта, любителя жизни представлять думаю не надо. В одном из описаний этого посещения хорошо описано как он с удовольствием ел плов на этом базаре. История этой площади довольно интересна, но сегодня я с вами буду вести беседу, вы не поверите, в основном вашими же воспоминаниями, слегка преправляя в их снимками. Надеюсь вы сами многое вспомните читая рассказы наших соотечественников. Это довольно знаковое место отмечено яркими новшествами в архитектурных решениях нашего города. Центр он и правда центр отмеченый яркой и активной жизнью.

Воскресенский базар в русской части города образовался сразу же после возникновения Нового города. До 1883 года на базаре было много грязных лавочек, в которые обычно набивались любители выпить. Здесь была разрешена продажа вина и пива, поэтому не только в праздничные дни, но и в будни топилось много мужчин. До 1883 года на базаре было много грязных лавочек, в которые обычно набивались любители выпить. Здесь была разрешена продажа вина и пива, поэтому не только в праздничные дни, но и в будни топилось много мужчин.  После того, как Ташкент стал обустраиваться новыми зданиями, городские власти начали наводить порядок и на центральном рынке. Были построены главные торговые здания из двух отдельных полукруглых корпусов. Тем не менее, в центре базара остались мелкие торговые ряды для торговли зеленью, фруктами, молоком, рыбой, обувью, галантереей, хлебом и другими товарами. В среду и субботу шла бойкая торговля редкими старыми вещами, украшениями.
Воскресенский базар в русской части города образовался сразу же после возникновения Нового города. До 1883 года на базаре было много грязных лавочек, в которые обычно набивались любители выпить. Здесь была разрешена продажа вина и пива, поэтому не только в праздничные дни, но и в будни топилось много мужчин. До 1883 года на базаре было много грязных лавочек, в которые обычно набивались любители выпить. Здесь была разрешена продажа вина и пива, поэтому не только в праздничные дни, но и в будни топилось много мужчин. После того, как Ташкент стал обустраиваться новыми зданиями, городские власти начали наводить порядок и на центральном рынке. Были построены главные торговые здания из двух отдельных полукруглых корпусов. Тем не менее, в центре базара остались мелкие торговые ряды для торговли зеленью, фруктами, молоком, рыбой, обувью, галантереей, хлебом и другими товарами. В среду и субботу шла бойкая торговля редкими старыми вещами, украшениями.

С. Есенин бывал на шумном Воскресенском рынке, расположенном в центре Нового города. В быту этот рынок был известен под названием Пьян-базар, так как увеселительных заведений, где было можно хорошо покушать и выпить, было предостаточно. На рынке бойко шла торговля как с прилавков маленьких магазинов и торговых лавочек, так и с рук.
С. Есенин бывал на шумном Воскресенском рынке, расположенном в центре Нового города. В быту этот рынок был известен под названием Пьян-базар, так как увеселительных заведений, где было можно хорошо покушать и выпить, было предостаточно. На рынке бойко шла торговля как с прилавков маленьких магазинов и торговых лавочек, так и с рук.
После того, как Ташкент стал обустраиваться новыми зданиями, городские власти начали наводить порядок и на центральном рынке. Были построены главные торговые здания из двух отдельных полукруглых корпусов. Тем не менее, в центре базара остались мелкие торговые ряды для торговли зеленью, фруктами, молоком, рыбой, обувью, галантереей, хлебом и другими товарами. В среду и субботу шла бойкая торговля редкими старыми вещами, украшениями.
После того, как Ташкент стал обустраиваться новыми зданиями, городские власти начали наводить порядок и на центральном рынке. Были построены главные торговые здания из двух отдельных полукруглых корпусов. Тем не менее, в центре базара остались мелкие торговые ряды для торговли зеленью, фруктами, молоком, рыбой, обувью, галантереей, хлебом и другими товарами. В среду и субботу шла бойкая торговля редкими старыми вещами, украшениями.
-4

 Nariman: - Вроде среди татар того времени также назывался пьян-базар. До начала строительства театра, существовала мечеть, построенная татарами в честь богослова, основоположника джадидизма Шигабуддина Марджани (его отец преподавал уроки арабского во дворце Эмира Бухарского.                                                                                                                Nariman: - Там обучалось около 100 мальчиков, а для девочек была отдельная школа, где преподавали татарки)
Я высылал на почту ЕС фотографию учеников (шакирдов).
Кстати в татарской мечети в Ногай-Кургане (Узгарыш) в начале 20 века женщины и девушки совершали намаз
на 2-ом этаже, мужчин и женщин разделяла ажурная решётка из ганча, сохранилось до наших дней.
Как поговаривают местные сторожилы, есть интересный случай, в какой-то степени возможно и правда.
— Когда на праздничную молитву в мечети собралось много людей, а также на 2-ом этаже много женщин,
тодеревянные бревенчатые перекрытия не выдержали и проломились под большим весом, все «свалились»
на 1-ый этаж, и как бы с тех пор намаз женщины в мечетях не читают)
Nariman: - Вроде среди татар того времени также назывался пьян-базар. До начала строительства театра, существовала мечеть, построенная татарами в честь богослова, основоположника джадидизма Шигабуддина Марджани (его отец преподавал уроки арабского во дворце Эмира Бухарского. Nariman: - Там обучалось около 100 мальчиков, а для девочек была отдельная школа, где преподавали татарки) Я высылал на почту ЕС фотографию учеников (шакирдов). Кстати в татарской мечети в Ногай-Кургане (Узгарыш) в начале 20 века женщины и девушки совершали намаз на 2-ом этаже, мужчин и женщин разделяла ажурная решётка из ганча, сохранилось до наших дней. Как поговаривают местные сторожилы, есть интересный случай, в какой-то степени возможно и правда. — Когда на праздничную молитву в мечети собралось много людей, а также на 2-ом этаже много женщин, тодеревянные бревенчатые перекрытия не выдержали и проломились под большим весом, все «свалились» на 1-ый этаж, и как бы с тех пор намаз женщины в мечетях не читают)
-6

До Воскресенского базара от железнодорожного вокзала нужно было доехать на трамвае, нанять кучера или за час-другой дойти и пешком.
До Воскресенского базара от железнодорожного вокзала нужно было доехать на трамвае, нанять кучера или за час-другой дойти и пешком.

-8
 lvt: - Так вот, давайте попытаемся определить, где находилась эта остановка. Я думала сначала, что это улица Правды Востока, но теперь сомневаюсь. Что скажут наши туристы, путешественники? О чём говорят тени? Мы как выберемся на Воскресенскую площадь, так без теней не разберёшься. Вот интересная фотография с Фромуза. На ней мы видим остановку на улице Правды Востока. Взгляд от 1-ой аптеки.
lvt: - Так вот, давайте попытаемся определить, где находилась эта остановка. Я думала сначала, что это улица Правды Востока, но теперь сомневаюсь. Что скажут наши туристы, путешественники? О чём говорят тени? Мы как выберемся на Воскресенскую площадь, так без теней не разберёшься. Вот интересная фотография с Фромуза. На ней мы видим остановку на улице Правды Востока. Взгляд от 1-ой аптеки.

Три удивительных совершенно разные здания обрамляют театральную площадь, на которой когда-то был Воскресенский базар. Это сам театр имени Алишера Навои, открытый в 1947 году, гостиница Lotte City Hotel Tashkent Palace, бывшая «Ташкент», открытая в 1958 году и Центральный универсальный магазин, открытый в 1964 году.

До постройки театра на этом месте располагался главный рынок нового города - Воскресенский базар. Теперь перед зданием театра находится фонтан, который изображает коробочку хлопчатника, то есть символизирует главное природное богатство Узбекистана - хлопок.

ЦУМ - одно из первых зданий в модном тогда стиле модернизма-минимализма из бетона и стекла. Причём, трёхэтажное здание не кажется массивным, наоборот, легко парит на колоннах. Торговая площадь — свыше 11 тысяч квадратных метров. В здании работал один из первых (если не первый) эскалатор в Узбекистане. На крыше было кафе с видом на площадь, к сожалению, позже закрытое.

В 1933 году, советское правительство объявляет конкурс на лучший проект Оперного театра в Ташкенте.  Новое величественное здание должно занять место в самом центре Ташкента, на площади, где стихийно разрастается Воскресенский базар. Десятки кибиток и лавок-развалюх резко контрастируют с великолепными зданиями, построенными Алексеем Леонтьевичем Бенуа, туркестанским Бенуа, как называют его в мире искусства.   В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени. Как это не удивительно, только сейчас, 80 лет спустя, мы можем представить, каким мог быть наш Театр Навои, если бы не победа проекта Алексея Щусева.
В 1933 году, советское правительство объявляет конкурс на лучший проект Оперного театра в Ташкенте. Новое величественное здание должно занять место в самом центре Ташкента, на площади, где стихийно разрастается Воскресенский базар. Десятки кибиток и лавок-развалюх резко контрастируют с великолепными зданиями, построенными Алексеем Леонтьевичем Бенуа, туркестанским Бенуа, как называют его в мире искусства. В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени. Как это не удивительно, только сейчас, 80 лет спустя, мы можем представить, каким мог быть наш Театр Навои, если бы не победа проекта Алексея Щусева.

Фонтана еще нет, а туалеты построили, на западе такого еще и не ведали.

1 мая 1954 год
1 мая 1954 год

Валерий Кучер - В мои школьные времена, 1962-1964 г.г., нам в классе по инициативе учителей продавали месячные абонементы на четыре посещения театра оперы и балета им. Алишера Навои, стоимость не дороже 3-5 рублей. Даже по тем временам это было почти бесплатно. Так нас притягивали и приучали понимать высокое искусство. Кому как, но я так и не полюбил оперу, так как половину слов не мог разобрать, может из-за тог, что места были наверху, хотя на слух не жалуюсь, а на срочной служил в роте связи, радистом. Балет понравился и в дальнейшем всегда старался брать абонементы и менял билеты оперу на балет. По сей день благодарен тем учителям своей 76 школы им. Богдана Хмельницкого, которые сделали для нас это.

А в 1967 году, в связи с тем, что площадь им. В.И. Ленина ( мы её между собой называли Красной площадью) была после землетрясения 1966 года, на реконструкции, выпускной вечер все школы проводили вокруг фонтана стоящего против театра оперы и балета им. А. Навои. Народу было столько, что не протолкнутся. Вот такая связь и такая память об этом театре.

Еще был курьезный случай при просмотре оперы. В фойе театра выдавали на прокат театральные бинокли, стоимость проката 50 коп. и залог, сейчас уже не помню, но где-то в районе трёх руб. Так как опера нас с друзьями не захватила, то сидели и баловались, сидя наверху никому не мешали. В результате уронили этот бинокль вниз, сначала напугались, но так как снизу не было криков пострадавшего или пострадавших, приняли решения бинокль не искать и считать залоговые деньги безвозвратными потерями.

Театр им. Навои Ташкент, Узбекская ССР
Альбом «Советская архитектура Узбекистана», 1954 г.

Воспоминания о писателе А. Толстом из книги В. Ходасевич "Портреты словами":

Театр Толстой всегда очень любил. Ему удавалось иногда «дорваться» до участия в профессиональных спектаклях в качестве актера. Было очень забавно, как он однажды «рвался» даже в балет. Когда мы работали над постановкой «Эсмеральды», он говорил:

– Татьяна, будет невероятным свинством, если мне не дадут возможности участвовать в этом спектакле! Возьмите меня хоть на роль козы.

– Какой козы? – спросила Вечеслова.

– Ну а как же, неужели ты будешь Эсмеральда без козы? Никакого успеха у тебя не будет и не может быть! Гельцер – Эсмеральда в Большом театре в Москве всегда выходила с козой!
Театр им. Навои Ташкент, Узбекская ССР Альбом «Советская архитектура Узбекистана», 1954 г. Воспоминания о писателе А. Толстом из книги В. Ходасевич "Портреты словами": Театр Толстой всегда очень любил. Ему удавалось иногда «дорваться» до участия в профессиональных спектаклях в качестве актера. Было очень забавно, как он однажды «рвался» даже в балет. Когда мы работали над постановкой «Эсмеральды», он говорил: – Татьяна, будет невероятным свинством, если мне не дадут возможности участвовать в этом спектакле! Возьмите меня хоть на роль козы. – Какой козы? – спросила Вечеслова. – Ну а как же, неужели ты будешь Эсмеральда без козы? Никакого успеха у тебя не будет и не может быть! Гельцер – Эсмеральда в Большом театре в Москве всегда выходила с козой!
Здесь без подписи все ясно.
Здесь без подписи все ясно.
Силомер 1965 г.  Сергей - У меня дед в этом театре работал до 69 года.
На виолончели играл, потом на пенсию ушёл.
В 61 году дед получил квартиру на 2 квартале чиланзара, и как то дома тогда интересно назывались, хотя хрущёвки.
Дом военных, военные жили в доме. Дом музыкантов, артисты и музыканты жили в доме.
Это уже почти ни кто не помнит.
Потому что, уже ни кого не осталось.
Много времени прошло.
Дед меня маленького брал в театр.
Но уже плохо помню.
На каком то высоком стуле сидел в оркестровой яме, и больше всего понравилась большая люстра, когда она красиво тухла.
Силомер 1965 г. Сергей - У меня дед в этом театре работал до 69 года. На виолончели играл, потом на пенсию ушёл. В 61 году дед получил квартиру на 2 квартале чиланзара, и как то дома тогда интересно назывались, хотя хрущёвки. Дом военных, военные жили в доме. Дом музыкантов, артисты и музыканты жили в доме. Это уже почти ни кто не помнит. Потому что, уже ни кого не осталось. Много времени прошло. Дед меня маленького брал в театр. Но уже плохо помню. На каком то высоком стуле сидел в оркестровой яме, и больше всего понравилась большая люстра, когда она красиво тухла.

Сергей - По новой посмотрел фотогфии театра А. Навои и вспомнил что его недавно реставрировали. Курировал проект по конструкции здания Леннешмитд Эвалд Ф. Это человек легенда в строительстве, бывший главный инженер, а потом и директор института градостроительсва,бывший советник призедента по строительству. Почти все здания на площади независимости (красной площади) проектировал он. Мне посчастливилось работать с ним, и мы стали хорошими друзьями. В своё время без подписи Эвалда Ф. не один серьёзный объект не могли построить в Ташкенте. Турки предложили построить огромный закрытый развлекательный центр, предоставили все чертежи, но Эвалд Ф. изучил чертежи и сделал свои расчёты с учётом сейсмичности , после этого запретил строить в Ташкенте. Министр строительства пригласил независимых экспертов с Японии, которые подтвердили расчёт Эвалда Ф. и туркам отказали в строительстве. Дай бог здоровья и долгих лет жизни таким людям, которые всю жизнь отдали на процветание своей родины!

Теплое время и снимки такие же
Теплое время и снимки такие же
-16
-17

-18
-19

-20

-21
-22
-23

Такая вот сегодня эта площадь, красиво холодная.
Такая вот сегодня эта площадь, красиво холодная.
-25
-26
-27

Ох уж эти известные и знаковые усы городского ГАИ
Ох уж эти известные и знаковые усы городского ГАИ

-29
-30

-31

ЦУМ был настоящим центральным универмагом — все ташкентцы и гости города ехали туда покупать обувь и пальто, ткани и люстры, музыкальные инструменты и телевизоры, посуду, ковры и парфюмерию. А ещё ЦУМ был главным транспортным узлом в центре Ташкента, около него было кольцо маршрутов трамваев и автобусов. До сих пор он является главным ориентиром местности для таксистов.
ЦУМ был настоящим центральным универмагом — все ташкентцы и гости города ехали туда покупать обувь и пальто, ткани и люстры, музыкальные инструменты и телевизоры, посуду, ковры и парфюмерию. А ещё ЦУМ был главным транспортным узлом в центре Ташкента, около него было кольцо маршрутов трамваев и автобусов. До сих пор он является главным ориентиром местности для таксистов.
Сергей Какаяразницев - "Старое здание архитектурного..." Больно читать... Я там 5 лет учился... А те три окна, которые видны на втором этаже - большая аудитория, в которой размещалась наша группа при подготовке к защите диплома...  Преподы наши - Архангельский, Нильсен, Баймухамедов... И, конечно, Евсей Моисеевич Слоним - прекрасный человек и педагог, представитель интеллигентнейшей семьи, внесшей огромный вклад в развитие Ташкента...

Рядом ЦУМ, театр Навои, издательство, Голубые купола, выставочный...

Эх, память! Увы, всё это в прошлом(((
Сергей Какаяразницев - "Старое здание архитектурного..." Больно читать... Я там 5 лет учился... А те три окна, которые видны на втором этаже - большая аудитория, в которой размещалась наша группа при подготовке к защите диплома... Преподы наши - Архангельский, Нильсен, Баймухамедов... И, конечно, Евсей Моисеевич Слоним - прекрасный человек и педагог, представитель интеллигентнейшей семьи, внесшей огромный вклад в развитие Ташкента... Рядом ЦУМ, театр Навои, издательство, Голубые купола, выставочный... Эх, память! Увы, всё это в прошлом(((

Русина Бокова:  -В 1967 году в июле я уехала из Ташкента, но до этого ещё покупала на втором этаже ткани и шила сама себе платья. А когда родила сына и приехала с ним к маме- тётка по моему выбору купила мне в ЦУМе шикарный костюм -джерси- тройку, серо-коричневого цвета, английский. Таких вещей в Москве было купить нельзя. И вообще, в Ташкенте тогда одевались девушки лучше, чем в Москве и были намного красивей и ухоженней московских. О воспитании и говорить не приходится- на несколько порядков было лучше ташкентское. Это факт!
Русина Бокова: -В 1967 году в июле я уехала из Ташкента, но до этого ещё покупала на втором этаже ткани и шила сама себе платья. А когда родила сына и приехала с ним к маме- тётка по моему выбору купила мне в ЦУМе шикарный костюм -джерси- тройку, серо-коричневого цвета, английский. Таких вещей в Москве было купить нельзя. И вообще, в Ташкенте тогда одевались девушки лучше, чем в Москве и были намного красивей и ухоженней московских. О воспитании и говорить не приходится- на несколько порядков было лучше ташкентское. Это факт!
 Guzal: - А я вот помню случай. В 60-х в ЦУМЕ были на 3-м этаже в торговом зале такие полукруглые белые витрины. На одной из них была прикреплена (распластана) норковая шуба. Так вот — ее украли! И никто не заметил! А вещи там всегда были хорошие вплоть до 96 года (последняя партия немецкой одежды).
Guzal: - А я вот помню случай. В 60-х в ЦУМЕ были на 3-м этаже в торговом зале такие полукруглые белые витрины. На одной из них была прикреплена (распластана) норковая шуба. Так вот — ее украли! И никто не заметил! А вещи там всегда были хорошие вплоть до 96 года (последняя партия немецкой одежды).

НаталиМ: - А ещё в ЦУМе был первый ташкентский эскалатор. И кондиционер первый. Может, ещё в ЦК где-нибудь был, но нас туда не звали.
А шубу-таки спёрли? Я её отлично помню — такая экзотика была.

Русина Бокова: - А кто украл шубу ? Хотя вопрос смешной…кто то
Я там свои первые австрийские замшевые сапоги покупала очень дорогие 70 рублей!

Новый, элегантный и мгновенно ставший мега популярным ЦУМ был построен в самом центре Ташкента. Это трёхэтажное здание из стекла и бетона являлось новинкой для города имеющего старые, тесные и одноэтажные магазины, даже старый универмаг Яушевых на Карла Маркса тоже входил в число тесных для города миллионника. У огромных витрин новенького ЦУМа, почти как на Западе, заманчиво выглядели выставленные товары и многочисленные зеваки не упускали момента поглазеть на них, особенно когда молоденькие сотрудницы магазина меняли образцы одежды на женских манекенах. А бывало, что девушки и даже парни из ташкентского Дома Моделей демонстрировали модные одежды для зрителей, прохаживаясь за широкими витринами. В те годы специального подиума для них ещё не было. Почти до самой «сходки» трёх интриганов в Беловежской Пуще, в этом универмаге был хороший выбор качественных товаров, как отечественных, так и импортных, начиная от обуви, одежды, посуды, техники и до музыкальных инструментов.
Новый, элегантный и мгновенно ставший мега популярным ЦУМ был построен в самом центре Ташкента. Это трёхэтажное здание из стекла и бетона являлось новинкой для города имеющего старые, тесные и одноэтажные магазины, даже старый универмаг Яушевых на Карла Маркса тоже входил в число тесных для города миллионника. У огромных витрин новенького ЦУМа, почти как на Западе, заманчиво выглядели выставленные товары и многочисленные зеваки не упускали момента поглазеть на них, особенно когда молоденькие сотрудницы магазина меняли образцы одежды на женских манекенах. А бывало, что девушки и даже парни из ташкентского Дома Моделей демонстрировали модные одежды для зрителей, прохаживаясь за широкими витринами. В те годы специального подиума для них ещё не было. Почти до самой «сходки» трёх интриганов в Беловежской Пуще, в этом универмаге был хороший выбор качественных товаров, как отечественных, так и импортных, начиная от обуви, одежды, посуды, техники и до музыкальных инструментов.
1966 г. ЦУМ фото Георгий Зельма
1966 г. ЦУМ фото Георгий Зельма

На крыше Центрального Универмага располагалось открытое летнее кафе «Ветерок», оно и являлось вишенкой на торте, ведь это было самое романтичное место для молодежи, эдаких сопляков — «Шестидесятников». «Ветерок» работал по вечерам, так как днём его огромная площадь была залита солнцем.
На крыше Центрального Универмага располагалось открытое летнее кафе «Ветерок», оно и являлось вишенкой на торте, ведь это было самое романтичное место для молодежи, эдаких сопляков — «Шестидесятников». «Ветерок» работал по вечерам, так как днём его огромная площадь была залита солнцем.
Пойдем погуляем вокруг, тут еще много интересного.
Пойдем погуляем вокруг, тут еще много интересного.

"У меня родители покупали в ЦУМе немецкое фортепиано. Это было в начале 1980-х. На всю жизнь этот магазин остался в памяти как особенный", — поделилась Малика Джураева, жительница Ташкента.

Ильгиз: - ЦУМ открыт одновременно с первым в Ташкенте подземным переходом осенью 1964 года к сорокалетию Узбекской ССР. В начале осени того 1964 года было мобилизовано много учеников 110-й школы (тех, кто не уехал на хлопок) на объект ЦУМ в качестве бесплатных подсобников по уборке мусора в рамках подготовки к его открытию. Здание действительно практически от землетрясения не пострадало, разве что пару фасадных витринных стекол треснуло.
Я припоминаю Дворец Искусств утром 26 апреля 1966 года — здание практически не пострадало, но вылетели буквально все стекла
Добавьте описание
Ильгиз: - ЦУМ открыт одновременно с первым в Ташкенте подземным переходом осенью 1964 года к сорокалетию Узбекской ССР. В начале осени того 1964 года было мобилизовано много учеников 110-й школы (тех, кто не уехал на хлопок) на объект ЦУМ в качестве бесплатных подсобников по уборке мусора в рамках подготовки к его открытию. Здание действительно практически от землетрясения не пострадало, разве что пару фасадных витринных стекол треснуло. Я припоминаю Дворец Искусств утром 26 апреля 1966 года — здание практически не пострадало, но вылетели буквально все стекла Добавьте описание
-41

Мир принадлежит тому, кто ему рад! - Благостность.... того Ташкента. К сожалению теперь утеряна......

Ну и как вам наша с вами прогулка по вашим воспоминаниям, удалась. Как оказалось, ваши рассказы так интересны и увлекаиельны что и править не надо.

Всего вам доброго дорогие друзья и хорошего вам воскресенья. надеюсь вы не сильно утомились прогуливаясь по воспоминаниям.

Все воткр. и св. дост, в простр.