Найти тему
ИНТЕРСЕТ

Знакомство с Суздалем. Спасо-Евфимиев мужской монастырь, часть 1

В северной части центра современного города, на крутом берегу р. Каменки, за грандиозной каменной оградой протяженностью более 1 км (по углам которой расположены 12 башен разного "калибра") находится очередное знаковое место Суздаля - Спасо-Евфимиев мужской монастырь, к которому мы сейчас и направляемся.

Данная обитель была учреждена в 1352 г. по инициативе Суздальского князя Бориса Константиновича преподобным Евфимием (постриженником Нижегородского Печерского монастыря), который и выбрал для монастыря уединенное местечко на окраине города.

-2

Примечание: для желающих узнать все подробности основания обители мы приводим фрагмент "Жития преп. Евфимия", составленного иноком Григорием во второй четверти XVI в.

-3

Преп. Евфимий управлял монастырем, который в те времена именовался Спасским, на протяжении 52 лет.

Преп. Евфимий
Преп. Евфимий

Евангелие, крест, митра и вериги преп. Евфимия
Евангелие, крест, митра и вериги преп. Евфимия

Все это время и в последующие годы Спасский монастырь пользовался особым расположением сначала суздальских князей, а потом и их потомков. Они от щедрот своих жаловали обители многочисленные вотчинные владения как вблизи города Суздаля, так и по всей территории Новгородско-Суздальского княжества. Когда же Суздаль перешел под контроль московских великих князей , то те, если и сами не жаловали Спасский монастырь своими дарами, то по крайней мере

"аккуратно исполняли завещание Суздальских князей и утверждали за монастырем все его вотчинные владения и привилегии".

В итоге, к середине XV в. обитель становится одним из богатых монастырей центральной Руси.

Мирная монастырская жизнь была прервана в 1445 г., когда под его стенами (в то время они были деревянными)

-6

произошла битва между татарами и великим князем Василием Васильевичем Темным. Последний был взят в плен и татары несколько дней отмечали свою победу в стенах обители, сопровождая ее погромами и грабежами. Еще одна беда пришла в монастырь в 1501 г. В этот год в обители случился пожар, уничтоживший многие деревянные строения. Но, как говорится, нет худа без добра - как раз к этому времени сильно обветшал и первый монастырский деревянный храм, построенный еще преп. Евфимием в далеком 1352 г. В 1507 г. настоятель монастыря архимандрит Кирилл приступает к строительству нового каменного храма во имя Преображения Господня. Во время проведения землеройных работ был обнаружен гроб преп. Евфимия, в котором находились "нетленные его мощи".

"Оповестили об этом обретении Суздальского епископа, совершили торжественное богослужение и положили новооткрытия св. мощи в новом каменном гробе. Новый храм был освящен в 1511 г. Обретение мощей преп. Евфимия было началом его церковного прославления. Иноком Спасского монастыря Григорием составлены были Житие и служба преподобному, а на Московском соборе 1547 году он был причислен к лику местночтимых святых..."

Таким образом, в XVI в. в Суздале появился свой чудотворец, на поклонение к которому потянулась масса верующих. Благосостояние обители стало резко увеличиваться и среди главных "вкладчиков" в это время выделяются потомки удельных князей Стародубских: князья Гундоровы, Ковровы и Пожарские, передавшие монастырю большую часть бывшего Стародубского княжества.

Фотография из электронной версии Большой российской энциклопедии (https://old.bigenc.ru/)
Фотография из электронной версии Большой российской энциклопедии (https://old.bigenc.ru/)

Примечание: столица Стародубского княжества город Стародуб (на Клязьме) располагался на территории села Клязьминский город Ковровского района Владимирской области.

Последние (Пожарские) являлись самыми щедрыми. Первый вклад от них (его сделал князь Данило Семенович) поступил в монастырь в 1527 г. Это было несколько деревень Стародубского княжества. В последующие же годы пожертвования от Пожарских стали поступать с завидной периодичностью, причем с каждым разом их содержимое увеличивалось. В основном это были вотчины. Спасский монастырь настолько стал близок Пожарским, что некоторые представители этого рода пожелали быть погребенными в стенах обители (1527 г. - кн. Иван Семенович Пожарский; 1572 г. - жена кн. Петра Борисовича Пожарского Феодосия; кн. Иван Федорович Пожарский (прадед кн. Д.М. Пожарского), его жена и дочь и др. - согласно монастырской описи имелось 21 надгробие Пожарских и Хованских (породнились через брак сестры кн. Д.М. Пожарского Дарьи с кн. Н.А. Хованским), расположенных в общей родовой усыпальнице).

Имея "за плечами" такую материальную поддержку монастырь начал быстро отстраиваться современными (на тот момент) сооружениями. В это период появились:

  • новый главный (соборный) храм в честь Преображения Господня, построенный в 1560-1580 гг. взамен варианта 1507-1511 г. по плану древних соборов Владимиро-суздальского княжества,
-8

который в своем оригинальной виде сохранился и до наших дней.

Главная святыня собора - святые мощи преп. Евфимия, основателя обители, которые после 1917 г. проделали большой путь, прежде чем снова оказались на своем "законном" месте (в 1919 г. гробница была вскрыта и описана; в 1922 г. мощи изъяли из монастыря и сделали из них музейный экспонат; с 1940 г. "экспонат" отправили в хранилище; в 1988 г. мощи Евфимия передали в храм во имя равноапостольных Константина и Елены, который на тот момент был единственным действующим храмом Суздаля. Однако в 1990 г. данная церковь вышла из-под юрисдикции Русской Православной церкви, прихватив с собой и одну из главных святынь Суздаля. С 2009 по 2015 гг. шли судебные тяжбы, после которых мощи наконец-то вернулись на свое прежнее место...)

-10
  • Успенская трапезная церковь,
-11

каменный вариант которой ориентировочно был построен в 1525 г. Изначально это была

"церковь теплая каменная с приделом шатровая на подклетях, к церкви приделана большая каменная трапеза, келарская и хлебодарня...",

но потом

"каменный шатровый верх ее разобрали, а к северной стене пристроили каменное здание, где ныне ризница; с южной стороны широкая галерея соединяет храм с настоятельскими кельями...";
-12
-13
  • возле южной стены Спасского собора была построена колокольня (звонница) оригинальной архитектуры.
Спасский собор и колокольня
Спасский собор и колокольня

Изначально она представляла собой восьмигранный столб с шатровым верхом, где и располагался колокол. Однако, в дальнейшем возникла необходимость водрузить колокол больших размеров (весом 350 пудов, пожертвованный Демидом Черемисиновым в 1599 г.) и установить часы. Тогда к восьмигранному столбу был приделан приклад с одним пролетом. В конце XVII в. монастырь обзавелся уже колоколом весом 566 пудов и под него был сооружен еще один пролет. Позднее появился и третий пролет. Кроме этого в начале XVII в. под колоколами была обустроена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. В XIX в. шатровый верх восьмигранного столба был разобран (было принято решение выровнять по высоте столб и приклад) и вся конструкция стала иметь вид, приведенный ниже

Звонница в начале XX в.
Звонница в начале XX в.

В ходе реконструкции 1961-1980 гг. вид столба (его верхнюю часть) видоизменили: решили, что так он будет ближе к оригиналу.

  • еще одно сооружение построенное в период "строительного бума" в монастыре (конец XVI-начало XVII вв.) - Благовещенский храм над святыми вратами.
Благовещенский храм. Фотография Прокудина-Горского 1912 г.
Благовещенский храм. Фотография Прокудина-Горского 1912 г.

В те времена никакой каменной ограды вокруг обители не было и под храмом был главный вход на территорию монастыря. В последующие годы Благовещенская церковь неоднократно перестраивалась. Были времена, когда она был "о пяти главах, главы обиты чешуею муравленою". Потом "на церкви был осмерик деревянный обитый тесом, на осмерике глава деревянная, - осмерик и глава расписаны красками". Потом все это "художество" было уничтожено и к началу XX в. (см. фотографию выше) надвратный монастырский храм находился, как говорили специалисты, в незаконченном виде. В советские годы, во время глобальной реставрации и реконструкции храм "закончили".

-18

Таким образом, в результате большой монастырской стройки и больших (грандиозных) вкладов к концу XVI в. Спасский монастырь становится уже одной из богатейших обителей всей Руси.

"Смута" XVII в. не обошла стороной Спасский монастырь. Сначала руководство монастыря "в заботах о благосостоянии своей обители" в спешном порядке обратилось за покровительством к первому самозванцу и получило от него него гарантии неприкосновенности - жалованную и тарханную грамоты. Второго самозванца (Лжедмитрий II, он же Тушинский вор) суздальцы тоже поддержали, однако это уже случилось после того, как польско-литовские отряды Лисовского овладели монастырем, разграбили (при этом были разграблены и все монастырские вотчины) его и разбили в нем свой лагерь. Поскольку поляки находились в Суздале продолжительное время, то они успели даже обнести монастырь новым острогом.

В период Смутного времени,

"в самый важный момент жизни и общественного служения отечеству, в 1612 г., когда Нижегородское ополчение после продолжительной остановки в Ярославле наконец выступило в поход к Москве для освобождения ее от врагов, когда от исхода этого события зависело спасение отечества, князь Дмитрий Михайлович Пожарский,
князь Дмитрий Михайлович Пожарский
князь Дмитрий Михайлович Пожарский
поручив ополчение кн. Хованскому и К. Минину, с пути отправился в Суздаль, чтобы помолиться в обители преподобного Евфимия у нетленных его мощей и у родительских могил и испросить Божией помощи на начатое им великое дело. Помолившись у Спаса в Суздале, кн. Дмитрий Михайлович вернулся к ополчению в Ростов..."

Заметим, что князь не просто так оказался в обители - ведь от него и членов его семьи в Спасский монастырь поступило гораздо больше вкладов, чем от любого из рода кн. Пожарских, и в свое время в архивах монастыря можно было найти даже точные сведения о всех его подношениях.

Кстати и сам кн. Д.М. Пожарский был погребен в стенах обители в своей родовой усыпальнице. Правда этот факт пришлось доказывать еще дореволюционным историкам. Все дело в том, что в скором времени, после известных событий (смутное время) заслуги кн. Д.М. Пожарского были забыты и в монастыре никто не принял мер по сохранению для потомства его могилы. Мало того, в 1765 г. настоятель Спасского монастыря архимандрит Ефрем распорядился разобрать родовую усыпальницу Пожарских (на тот момент род князей Пожарских перестал существовать и некому было поддерживать погребения и заботиться об их сохранности), а надгробные камни использовать для монастырских строительных нужд. Только после того, как в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (1818 г.) начались интенсивные поиски могилы князя. Когда же ученые пришли к выводу, что тело героя покоится в Спасском монастыре Суздаля, то была организована подписка и в течении шести лет удалось собрать 75 000 руб., на которые в 1885 г. и была возведена надгробная палатка над могилой героя.

памятник над могилой Д.М. Пожарского (образца 1885 г.)
памятник над могилой Д.М. Пожарского (образца 1885 г.)

Правда просуществовала она недолго - в 1933 г. его снова разрушили. В 2009 г. к теме "Пожарского" снова вернулись: решили воспроизвести утраченное. Только вот "мавзолей" установили не над могилой князя, а в стороне от нее, да и новодел, открытый в присутствии Д. Медведева (в те годы Президент России) отстроили из кирпича, а не из итальянского мрамора, как это было в оригинале.

-22

Кстати, от оригинала остался только небольшой фрагмент южного фасада мавзолея кн. Д.М. Пожарского,

-23

а точное место его захоронения (место, где раньше располагался мавзолей) сегодня отмечено памятным крестом.

-24

Возвращаемся к истории обители. Мирные времена для Спасского монастыря, который уже именовался Спасо-Евфимиевым наступили только с воцарением Михаила Федоровича Романова.

-25

Согласно писцовой книги 1628-1630 гг. в это время в Спасском монастыре было:

"пять каменных храмов, 20 монашеских келей, в коих кроме архимандрита и келаря жило 90 человек братии; вокруг монастыря был деревянный острог. Близ монастыря была Слободка Скучилова, в коней в 85 дворах жили монастырские слуги, служебники и бобыли. В кремле города Суздаля был осадный двор. Вотчины владения Спасского монастыря были расположены в уездах Владимирском, Вязниковском, Ковровском, Гороховецком, Суздальском, и Юрьевском, в Нижегородском, в Углицком и под Москвой; в этих вотчинах было до 1500 дворов. Спасскому монастырю принадлежали два приписных монастыря - Липецкий близ Суздаля и Васильевский в Гороховецком уезде; среди вотчин были водяные мельницы, соляные варницы и рыбная ловля..."

Продолжение следует....

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить публикацию про дальнейшую истории столь знаменитой обители...

Источники информации:

1. Город Суздаль и его достопамятности. В Добронравов, 1912 г.

2. Суздаль и его достопамятности. Издание Губернской Ученой Архивной Комиссии, 1912 г.