ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует множество определений, что такое государство. Так Л. Гумплович считал, что: «Государство - это организация властвования, предназначенная для охраны определённого правопорядка». Однако с точки зрения социалистического типа государства, нужно давать определение государства с позиций представителей формационного подхода. В работе «Государство и революция» (1917 год) даётся определение государства. В.И. Ленин считал: «Государство – есть продукт непримиримости классовых противоречий, орган классового господства одного органа другим». Свою позиции В. И. Ленин имел относительно политических институтов. Ленин говорил: «Высшим типом демократического государства как политической формы диктатуры пролетариата является не возвращение к парламентской республике, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху». Особое внимание Ленин уделял разработке теории государства диктатуры пролетариата, его роли в создании нового общества. Говоря о будущей государственности Ленин писал: «Государство отмирает, поскольку капиталистов уже нет, подавлять какой бы то ни было класс нельзя». Он считал, что для полного отмирания государства нужен полный коммунизм.[1]
Система советского законодательства строилась в крайне непростых условиях. Кроме того, оно отличалось от законодательства времён Российской империи. Гражданское право, сразу стало приобретать классовый характер. Так, 9 февраля 1918 года был принят «Основной закон о социализации земли» по, которому земли всех видов собственности передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Также, в связи с частичной ликвидацией частной собственности, менялся институт наследования. 27 апреля 1918 года, ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», который действовал до 22 мая 1922 года. С другой стороны, государство впервые создавало систему гарантий защиты наёмного труда (создавались биржи труда, государственное страхование на случай болезни, устанавливались ежегодные двухнедельные отпуска для рабочих и служащих и т.д.) и развивалось трудовое право, например, Декрет «О восьмичасовом дне», ноябрь 1922 года – Кодекс Законов о труде.
Советская юридическая литература была в определённой степени идеологизирована. Конституция 1936 года обладала широкими правами, так, ст. 113 Конституции 1936 года гласила: «Высший надзор за точное исполнение законов всеми учреждениями, должностными лицами и граждан возлагался на Прокурора СССР. Прокуратура имела строгую вертикальную подчинённость». В одном из учебников по теории государства и права написано: «Власть диктатора была выше закона, поэтому зачастую использовались неправильные методы её реализации: террор и концентрационные лагеря». Автор учебника имеет право на свою позицию, однако характеризуя советскую правовую систему, автор учебника не предоставляет статистические данных по количеству расстрелянных, невинно осужденных и т.д.
В июле 1938 года, состоялось совещание по вопросам науки советского государства и права. Так советские правоведы (Е. Б. Пашуканис и другие) пытались взгромоздить советское правоведение на теоретический фундамент буржуазного права. Прокурор СССР Вышинский связывал бессилие буржуазной правовой науки в решении острейших юридических проблем, с порочностью господствующего в ней «юридического метода исследования, который уходит от конкретных особенностей исследуемых явлений». На позициях догматико-юридического метода стоял Е. Б. Пашуканис. Вышинский заявил: «Если действительно так представлять сам процесс организации и выработки теории права, что общая теория права есть результат лишь «логической обработки норм позитивного права», то отталкиваясь от этой позиции, никакой общей теории права создать нельзя». Он предложил следующие понимание сущности науки общей теории права: «Теория права – это есть система правовых принципов на, которых строится вся наука права, все отрасли науки права, независимо от их конкретного содержания. Советская теория права и государства должна дать систему советских социалистических принципов, объясняющих и обусловливающих социалистическое содержание советских юридических дисциплин». (В.А, 2022, стр. 86-94)
Советские юристы С.А. Голунский и М.С. Строганович выделяют три формы государства: законодательство, правосудие и административная деятельность. А юрист Г.И. Петров выделяет следующие виды государства: исполнительно-распорядительная, надзорная, законодательная и судебная. Однако по мнению И.С. Самощенко возникает вопрос о том, как органы государства, осуществляют его функции. Он полагает, что вышеперечисленные юристы не дают представления о том, как Советское государство осуществляет свои функции. Он обращает внимание на понимание форм государственной деятельности как по своим внешним признакам деятельности многих органов Советского государства. Так профессор Н.Г. Александров указал две формы деятельности органов государства: юридическая (связанная с издание правовых актов) и фактическая (не связанная с издание правовых актов). Кроме того, юридическую форму он разделил на управленческую, нормотворческую и юрисдикционную (правоохранительную).[2]
12 декабря 1993 года, была принята Конституция РФ. Так, ст.2 гласит: «Человек, его права и его свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, и защита прав и свобод гражданина и человека – это обязанность государства». В январе 2020 года возникла необходимость введения поправок в Конституции на основании Федерального конституционного закона №1 «О совершенствования регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Были внесены ряд поправок, с учётом изменившейся ситуации в стране. Так, принципиальное значение имеет поправка в статью 125, в которой определяются полномочия Конституционного Суда РФ.
Несмотря на существенную разницу в экономическом строе советского и российского периода, так Трудовой Кодекс №197-ФЗ от 30.12. 2001 г., во многом повторяет нормы Кодекса о труде РСФСР от 1971 года. В качестве сравнения можно привести ст.213 КзоТ РСФСР (1971г.) – Вынесение решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу, которую повторяет ст.394 ТК РФ от 2001 года. Некоторые советские законы действуют до настоящего времени, например, Правила об очередных и дополнительных отпусках, утверждённые НКТ СССР №169 от 30.04. 1930 г. или Постановление ВС РСФСР «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» статья 8, часть (а) которого гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».[3]
В учебнике по теории государства и права описывается современное российское государство с позиции данной научной дисциплины. В частности, написано: «По социальному положения в России государство носит олигархический характер для защиты групповых интересов. В самом российской модели присутствует ряд признаков президентской и смешанной республики. Существует много правовых пробелов, отсутствуют институциональные механизмы, гарантирующие систему сдержек и противовесов. В РФ отсутствует парламентский контроль за деятельностью правительства, поскольку парламентский контроль не участвует в формировании правительства».
В качестве решения проблемы, нужно предпринять следующие меры: 1) Нужно найти оптимальный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти при наличии независимой судебной системы; 2) Необходима политическая конкуренция, развитая партийная система и выстраивание новые взаимоотношений с гражданским обществом. 3) Важнейшими задачами являются- новая кадровая политика в сфере государственной службы и модернизация государственного аппарата, который должен превратиться в эффективный механизм решения общественных проблем через конкурсный отбор.[4]
[1] Голиков А. К. История политических учений: учебник для вузов. М., 2023. С. 364-366.
[2] Фетюков Ф. В. Теория государства и права: функции государства: учебное пособие для вузов. М, 2023. С. 44-47.
[3] Постановление ВС РСФСР от 22.11. 1991 года. №1920-1 «О Декларации прав и свобод гражданина» // Официальный Интернет портал правовой информации.
[4] Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для СПО. М., 2023. С. 277-279; 290-292.