Ⅲ СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО С СЕРЕДИНЫ 1960-Х ГОДОВ ДО НАЧАЛО 1990-Х
3.1 Трудовое законодательство 1970-х и Конституция 1977 и 1978 года
15 июня 1970 года, были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Так, ст. 9 гласила: «Запрещается необоснованный отказ в приёме на работу», а ст. 18 говорила: «Расторжение трудового договора по инициативе организации предприятия, учреждения, организации, не допускается без согласия профсоюзного комитета предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательство СССР». Благодаря принятию этого Закона, был заложен фундамент законодательного регулирования отношений в сфере наёмного труда, в том числе защиты стороны трудовых отношений.
Кроме того, множество статей защищали трудовые права работающих граждан. В частности, ст. 94 определила порядок рассмотрения споров по вопросу увольнения и переводов на другую работу некоторых категорий работников, и наложения на них дисциплинарных взысканий.
В 1971 году, вышел Кодекс законов о труде в РСФСР. В соответствии с Конституцией СССР работник имел право: 1) на защиту от безработицы; 2) на судебную защиту своих трудовых прав; 3) на объединение в профессиональные союзы. Комиссия по трудовым спорам (КТС) являлась первичной организацией по рассмотрению трудовых споров, возникших на предприятиях, в соответствии ст. 204, а статья 206 КзоТ определяла порядок рассмотрения трудового спора в комиссии. КТС обязана была рассмотреть трудовой спор в 10-дневный со дня подачи заявления.
В трудах К. Маркса и В. Ленина государственная деятельность, в широком смысле, характеризует государство как организация классового господства. В советской юридической литературе активно критиковались представления западных учёных о функциях государства и о формах их осуществления. Было отмечено, что рассмотрение функций государства связано не с его классовой сущностью, а в сочетаниях о цели государств, трактуемых крайне абстрактно. Советский юрист А.И. Денисов в своих научных работах критиковал западных учёных за то, что под функциями государства они чаще всего воспринимали правовые формы деятельности государственной власти. Он даёт следующие определение функциям государства: «Функцией государства следует называть то в его деятельности, что характеризует предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в каждый период его развития». Ещё одну характеристику функциям государства предложил И.С. Самощенко: «Функции Советского государства есть его социальное назначение внутри и вне страны».
В 1970-м году, советский учёный Н. В. Черноголовкин функциями социалистического государства предложил понимать: «Выражающие классовую сущность основные направления и стороны его деятельности по решению исторических задач, стоящих перед государством на главных этапах его развития». Оценивая структуру предложенной Н.В. Черноголовкиным стоит отметить, что включение в его состав терминов «направление» и «сторона» представляется вполне обоснованным. Следует отметить, что такой приём в принципе, соответствует главному методу научного познания – диалектике, поскольку основан на единстве и противоречий категорий «должное» и «сущее» в деятельности государства.[1]
Во второй половине 20 века, в том числе, из не желая развивать научную теорию социализма, началась, догматизация правовой мысли и юридической науки. Следует отметить, что принципиальным для догматического подхода является формальная сторона в праве при изменяемости его содержания. Советское правоведение исходило из приоритета классовой сущности, социально-политического содержания права, целей и задач социалистического общества. Именно с этих позиций интерпретировались традиционные юридические нормы и конструкции, например - договор жилищного найма, трудовой договор и т.д.; тем самым разрабатывались новые приёмы и способы регламентации взаимодействия субъектов права. Однако, в целом советская правовая наука вполне последовательно стремилась к преодолению политической нейтральности юридического позитивизма и догматического подхода к праву, и весьма правильно осознавала свой коренной разрыв с традициями досоциалистической догматической юриспруденции. Советская юриспруденция весьма основательно разрабатывала проблемы философии права, в рамках марксистко-ленинской философии. Сами разработки велись в плане философских оснований концепции права и методологии советской юридической науки. Данная проблематика вполне основательно просматривается в научных трудах: Н.В. Крыленко, А.М. Рейснера, П.И. Стучки и так далее. В период с 1960 по 1970-е годы, практически вся проблематика философских исследований права разрабатывались в направлении методологии юридической науки, и предпринималась попытка обосновать возможность объединения методологических исследований правоведения в рамках единой «философии права» как самостоятельной юридической дисциплины. [2]
Главная причина принятия новой Конституции СССР заключалась в победе «развитого социализма», которая привела к коренным изменениям в стране.
7 октября 1977 года, была принята Конституция СССР. Приоритетной задачей Конституции являлось всесторонне укрепление социалистической законности и правопорядка. Она сохраняла свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918,1924,1936 года). Основными направлениями новой Конституции СССР стали: ст. 6 «Руководящей и направляющей силой советского общества и ядром его политической системы являлась КПСС»; более широкое регулирование статуса личности, которое было прописано в разделе Ⅱ Государство и личность (ст. 33-69); провозглашение СССР общенародным государством – ст.1; подтверждение социалистического характера экономики – Глава 2, ст. 10-18 и т.д.
Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Высшим судебным органом в СССР признавался Верховный суд СССР. Гражданам СССР предоставлялись широкие полномочия – Глава 7 Основные права, свободы и обязанности граждан СССР. Также предоставлялись широкие полномочия профсоюзным и общественным организациям. Кроме того, ст. 72 предоставляла право свободного выхода за каждой союзной республикой, и предоставлялось право законодательной инициативы высших органах власти СССР.
В новую Конституцию СССР вводились изменения, например, срок полномочий Генерального прокурора СССР и подчинённых ему прокуроров сокращался с 7 до 5 лет (статья 23).
2 апреля 1978 года, на 7-ой сессии Верховного Совета РСФСР 9-го созыва была принята была принята Конституция РСФСР.
Среди недостатков Конституции следует отметить, что ст. 10 гласила: «Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях». Однако на практике существовала теневая экономика размеры, которой к 1988 году составляли до 20%. Кроме того, происходило серьёзное укрепление республиканских элит, претендующих на государственную власть.[3]
30 ноября 1979 года, был принят Закон № 1162-Х «О прокуратуре СССР», который закрепил, что деятельность прокуратуры имеет своей задачей охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав свобод граждан, провозглашённых и гарантируемых Конституцией СССР (ст. 2).[4]
3.2 Законодательство второй половины 1980-х годов и развал СССР
Политика перестройки началась, с апрельского 1985 года Пленума ЦК КПСС, где был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития. Тем менее к власти на известную теорию конвергенции двух систем разделяли люди, которые пришли к власти - М.С. Горбачёв и его окружение. Именно через М.С. Горбачёва «глубинники» из ПГУ КГБ и начали реализацию своего клана.
Описывая предмет «Теорию государства и права», необходимо сказать, что социализм и капитализм –это две антагонистические системы, то есть не о каком добровольном слиянии двух различных систем не может идти и речи. Саму политику перестройки необходимо охарактеризовать с двух сторон: во-первых, на первом этапе перестройки провозглашалась укрепление социалистического строя. Во-вторых, в 1987 году была провозглашена политика «нового мышления», согласно которой нужно отказаться от классовых позиций во внешней политике и перейти к «общечеловеческим ценностям». Лживость теории конвергенции заключалась в том, что несмотря на политику «нового мышления», существовала агрессивная политика ряд стран, например, США по отношению СССР. Кроме того политика «нового мышления» по сути противоречило теории социализма, государственной идеологии и Главе 1 Политическая система ст. 3.[5]
В ноябре 1986 года, был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в феврале 1987 года - Постановление СМ СССР «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» и Закон «О кооперации в СССР», в мае 1988 года. Согласно закону «О кооперации», колхозники получали возможность создавать арендные и подрядные коллективы и использовать наёмный труд. Однако на практике, эти правовые акты, особенно, «либеральный» Закон «О кооперации» приводили к становлению буржуазного слоя, который начал бороться за государственную власть.
В 1988 году, Председателем КГБ СССР В.М. Чебриковым, была предоставлена справка «Число осужденных за антисоветскую агитацию и пропаганду и за распространение ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, за 1961 -1987гг.», которая представлена в Приложении 1 – таблице 1.1 - (О., 2019, стр. 285-286).
23 декабря 1989 года, Законом СССР № 974-Ⅰ «Об изменениях и дополнениях статьи 125 Конституции СССР» было установлено, что образовывался новый орган – Комитет конституционного надзора, который избирался из специалистов в области политики и права сроком на 10 лет. Закон состоял из 6 статей. Данному органу власти, не было предоставлено право самостоятельно отменять законы и иные акты, противоречащие Конституции СССР. С одной стороны, создавался новый государственный орган, а с другой стороны – отсутствие права самостоятельного отменять законы противоречащие Конституции, создавало предпосылки для узурпации власти.
С 1987-1990гг. продолжало развиваться союзное законодательство. Так были приняты следующие законы: Закон СССР от 30 июня 1987 года «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни», Закон «О статусе судей в СССР», Закон СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих начала местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и так далее. С другой стороны, принимались антиконституционные законы, так 15 марта 1990 года была отменена 6-я статья Конституции СССР «О руководящей и направляющей роли КПСС». С принятием этого Закона в СССР де-юре была утверждена многопартийность, а де-факто: именно на КПСС держалась вся система советских государственных органов и с этого момента начались центробежные тенденции по развалу СССР.[6]
Также 15 марта 1990 года, на Ⅲ Внеочередном съезде народных депутатов СССР на основании Закона СССР №1360-Ⅰ «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР», учреждался пост Президента СССР. Президентом СССР был избран М.С. Горбачёв. Это решение противоречило Конституции СССР гл.15.1. Кроме того, Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов считал, что: «Учреждение президентской власти означало бы появление должностного лица, независимого от правительственного органа, что на деле противоречило самой идеи полновластия Советов, принципам их построения». Иными словами, введение института президентской власти нарушало принцип демократического централизма, а сам Президент СССР имел широкие полномочия, например, ст. 127.5. «При Президенте СССР действует Президентский совет, задачей которого является выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политике СССР, обеспечению безопасности страны». С введением поста Президента СССР, Верховным Совет СССР становился неподвластным, и должен был следовать воле одного лица, совмещавшего высшую партийную и государственную власть.
26 декабря 1990 года. был принят закон №1861-Ⅰ «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления, предоставлял право Президенту СССР М.С. Горбачёву возглавлять систему органов государственного управления и обеспечивать их взаимодействие с высшими органами государственной власти страны.
С ноября 1988 года по декабрь 1990 года, практически все республики объявили о своём суверенитете. 3 апреля 1990 года вышел Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Однако 17 марта 1991 года, состоялся референдум в девяти союзных республиках, на которых приходилось 80% населения страны и более 76% проголосовавших высказались за сохранение единого СССР. Статья 2 Конституции СССР гласит: «Вся власть в СССР принадлежит народу». Юридическая оценка итогового Союзного договора, сделанная группой из 15 ведущих правоведов, заявили: «этот договор на деле создаёт не конфедерацию, а клуб государств. Он ведёт к уничтожению СССР, поскольку в нём заложены все основы для создания республиканских валют, армий, таможен и т.д.».
8 декабря 1991 года, руководители УССР, БССР и РСФСР денонсировали Союзный договор 1922 года и подписали Договор о создании Содружества Независимых Государств. 12 декабря 1991 года. вышло Постановление №2014-Ⅰ «О Денонсации договора об образовании СССР». Возникает вопрос: почему Президент СССР М.С. Горбачёв не предпринял попыток за сохранение СССР обладая широкими полномочия и 25 декабря 1991 года, сложил полномочия Президента СССР. Свою позицию по дальнейшей судьбе СССР высказали граждане СССР 17 марта 1991 года на, котором большинство высказалось за сохранение обновлённого СССР.[7]
Заключение по 3-ей главе. Вопрос о сохранении СССР остаётся дискуссионным. С одной стороны, развивалось союзное законодательство, например, Закон СССР от 27 декабря 1990 года «О всенародном голосовании (референдуме) в СССР» и ряд других законов. С другой стороны, принимались законы, которые дестабилизировали ситуацию внутри СССР – к таким законам надо отнести: -Декларацию об образовании РСФСР, которая гласила: «Решимость создания в России правового государства с разделением законодательной, судебной и исполнительной власти». Кроме того, в этом документе утверждался приоритет республиканских законов над общесоюзными, и создавались предпосылки для строительства новой российской государственности. Здесь не следует ставить СССР = РСФСР, так как РСФСР являлась одной из 15 республик. Декларация РСФСР носила антиконституционный характер так, как создавалась политика двоевластия – союзный центр (за сохранение СССР) и руководство РСФСР (за отделение от СССР). В СССР не появилось политического субъекта способного остановить дезинтеграционные процессы и сохранить СССР, где большинство высказалось за сохранение Советского Союза.
[1] Пожарский Д.В. «Становление теории функций государства в отечественной юридической науке: историографический очерк» // Труды Академии управления МВД России. // 2020. №4 (20).
[2] Тарасов Н.Н. История и методология юридической науки: методологические проблемы юриспруденции: учебное пособие для вузов. М., 2023. С. 57-60.
[3] Альбов А.П. История отечественного государства и права. В 2 частях. Ч. 2. ⅩⅩ - начало ⅩⅩⅠ века. С. 213-215.
[4] Петров А. Я. Защита трудовых прав: история, теория и практика: учебник для вузов. М., 2023. С. 62-65, 84-86.
[5] Спицын Е. Ю. На фронтах «холодной войны». Советская держава в 1945-1985 годы. М., 2023. С. 726-727.
[6] Рассолов М.М. История отечественного государства и права. В 2 частях. Ч. 2: учебник для вузов. М., 2023. С. 221-223.
[7] Медведев В.В. История отечественного государства и права: учебник и практикум для вузов. М., 2023. С.513-516.