1.1 Формирование основ советского законодательства
В широком смысле, обще социальная сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить компромисс интересов различных социальных групп путём преодоления классовых противоречий, осуществляя поиск путей и согласия государства и общества. Основоположниками формационного подхода являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин. Суть данного подхода заключается в рассмотрении категории общественно-экономической формации в качестве основополагающего критерия отнесения государства к соответствующему историко-экономическому типу. Однако основоположники формационного подхода считали, что любое буржуазное государство делится на классы и противоречия между буржуазией и пролетариатом лишь усугубляются. Победа пролетарской революции обуславливает переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития - коммунистическая формация. Промежуточной фазой между капитализмом и коммунизмом станет формирование социализма. В октябре 1917 года, в России произошла Октябрьская революция путём установления Советов как органов государственной власти.
В настоящее время, существует следующая классификация форм государственного правления: монархия – абсолютная (неограниченная), ограниченная (парламентская). Второй формой правления является республика. Она бывает президентская, парламентарная и смешанная. Иногда в форме государственной устройства называют конфедерацию, которая представляет собой международно-правовое объединения суверенных государств, без создания единого государства. Некоторыми чертами конфедерации обладает СНГ и ЕС. Однако существует ещё одна форма республики – советская республика путём создания Советов, которые являются органами государственной власти. В целом установление Советов как органов советской власти происходило в России, без болезненно. Лишь в некоторые местах, это проводило к вооружённой борьбе. Период с октября 1917 года по март 1918 года состоялось триумфальное шествие советской власти.[1]
С 25-27 октября, проходил Ⅱ Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 26 октября 1917 года, было принято два первых нормативных акта советской власти – декреты «О земле» и «О мире». 27 октября, был образован Совнарком РСФСР.
6 января 1918 года был опубликован декрет СНК РСФСР «О роспуске Учредительного Собрания», а вся полнота власти перешла в Совет Народных Комиссаров (Совнарком РСФСР) и ВЦИК. 10-18 января 1918 в Петрограде состоялся Ⅲ Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который принял Декларацию «Прав трудящегося и эксплуатированного народа».
На Ⅴ Всероссийской съезде Советов, который проходил с 4 по 10 июля 1918 года, была принята – Конституция РСФСР 1918 года. Ст. 10 гласила: «Вся власть в пределах РСФСР принадлежит всему рабочему населению страны, объединённому в городских и сельских Советах», а ст. 7 гласила: «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам, и их полномочному представительству - Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов».
Основные положения Конституции РСФСР были закреплены в шести разделах: 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатированного народа; 2) Основные положения Конституции РСФСР; 3) Конструкция Советской власти; 4) Активное и пассивное избирательное право; 5) Бюджетное право; 6) О гербе и флаге РСФСР. К основным статьям Конституции РСФСР 1918 года следует отнести: ст. 49 – «О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов», ст. 64 – «принцип всеобщего избирательного права вне зависимости от вероисповедания, национальности, оседлости».
8 декабря 1918 года, был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Закрепляла всеобщая трудовая повинность для лиц, от 16 до 50 лет. Профсоюзам отводилась роль в регулировании оплаты труды, найма, увольнения и отдыха. В феврале 1919 года, ВЦИК принял положение о социалистическом землеустройстве и о мерах к переходу к социалистическому земледелию. Согласно этому положению, земля определялась в единый государственный фонд, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества. 12 декабря 1919 года, Нарком юстиции утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Система наказаний включала: общественное порицание, бойкот, конфискация имущества, отстранение от должности, принудительные работы, лишение свободы, расстрел и т.д.[2]
26 мая 1922 года, было принято Положение об адвокатуре №425, тем самым создавалась профессиональная адвокатура. На основании Положения об адвокатуре №425, ст.43 гласила: «При Губернских Отделах Юстиции образуются коллегии защитников по уголовным, и гражданских делам. Деятельность Коллегий защитников регулируется особым положением о них». Сам адвокат не являлся государственным служащим – он вступал в организацию по решению её членов. В соответствии со ст. 8 Положения о судопроизводстве РСФСР в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи граждан и защита их интересов в суде.
31 октября 1922 года, ВЦИК утвердил Положение о судопроизводстве РСФСР. Данным нормативным актов создавалась единая судебная система. Также упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Благодаря единой судебной системе учреждался Верховный суд РСФСР и его коллегии. Сам Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационный – для губернских судов, первой инстанцией – по делам об особо опасных преступлениях.
6 июля 1923 года ЦИК СССР утвердил проект первой Конституции СССР, которая сразу вступила в законную силу и 31 января 1924 года была ратифицирована на Ⅱ Всероссийском съезде Советов. Согласно первой Конституции СССР 1924 года, формой государственного устройства провозглашалась федерация республик с правом выхода из Союза ССР. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами – Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР), состоящий из двух палат – Союзного Совета и Совета Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров (СНК СССР). При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы. 11 мая 1925 года на ⅩⅠⅠ Всероссийском съезде Советов была принята Конституция РСФСР. В числе прав граждан РСФСР в Конституции были закреплены: передачи средств печати в руки рабочего класса, свобода совести, право на собрания, митинги и шествия; полное, всесторонне бесплатное образование; всеобщая воинская повинность и т.д. Новшеством Конституции РСФСР 1925 года от Конституции 1918 года была глава 4, ст. 44 которая гласила: «Органы государственной власти в автономных советских социалистических республиках и автономных областях образуются на основе Конституции РСФСР из местных советов, их съездов, исполнительных комитетов, областных и центральных исполнительных комитетов».[3]
1.2 Советское законодательство 1930-х годов и Конституция 1936 и 1937 года
25 марта 1925 года, был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника. Сама проблема преступности исследовалась представителями марксистского учения, считавшими преступность проявлениями классовых противоречий и социального неравенства. Неслучайно в трудах К. Маркса и В. Ленина содержались весьма ценные для развития криминологической науки положения, которые актуальны до сих пор. Однако их постулат об отмирании преступности, при социализме не подтвердился.
Ярким ослабление криминологических исследований стало ЦИК и СНК РСФСР от 30 октября 1929 года «Об упразднении распределительных комиссий при инспекциях мест заключения». Согласно этому постановлению, во всех местах заключение введены наблюдательные комиссии, но без проведения квалифицированных криминологических исследований. В целом, в 1920-е годы сыграли положительную роль в развитии криминологии, особая роль отводилась методу статистического исследования. Возрождение криминологии началось, в начале 1960-х годов.[4]
Система наказаний по мере развития советского уголовного законодательства, исключала меры имеющие классовую направленность. Наибольшей критику вызвало Постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов, кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности от 7 августа 1932 года или Закон (7/8/32). В действительности к мере высшей социальной защиты приговаривались только представители чужды классов (кулаки, частные торговцы и т.д.). Трудящимся, совершившие хищения из нужды или не сознательности, устанавливался срок до 5 лет лишения свободы.
Постановлением СНК СССР от 20 июня 1933 года учреждалась прокуратура – «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР». Прокурор СССР назначал ЦИК СССР и был подотчётен ЦИК и Президиума ЦИК СССР. Главным предназначением Прокуратуры СССР являлось осуществление руководства нижестоящими прокурорами путём издания различного рода указаний и распоряжений, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчётов об их деятельности.
1 августа 1933 года, ВЦИК РСФСР утвердил Постановление «Об утверждении исправительно-трудового кодекса», состоящий из 7 разделов и 147 статей. В ИТК РСФСР вводилось новое понятие – «исправительно-трудовые работы» - Раздел Ⅰ. Исправительно-трудовые работы без лишения свободы – ст.8-27, что изменило в положительную сторону характер отбывания самого этого наказания. Кроме того, ИТК РСФСР 1933 года ввёл ряд важных законодательных положений в развития института лишения свободы.
В середине 1930-х годов, нашло своё развитие семейное право. 31 мая 1935 года выходит Постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В связи ликвидаций комиссий по делам несовершеннолетних обязанности по борьбе с беспризорностью, безнадзорностью несовершеннолетних были возложены на органы милиции. Впоследствии были созданы специальные подразделения по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних. Дальнейшему совершенствованию подвергся институт усыновления. 1 апреля 1936 года выходит Постановление «О порядки передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся». Ужесточалась ответственность опекунов. Ст. 10 данного Постановления гласила: «Лицо, взявшие на воспитание (патронат) и использовавшие патронат в корыстных целях или оставившее патронируемого без надзора и необходимой материальной помощи, несёт ответственность по ст.158.1 Уголовного Кодекса РСФСР». 27 июня 1936 года выходит Постановление №1134 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установление государственной помощи многосемейным, расширении сети родительских домов, детских яслей и детских садов, усиления уголовного наказания за неплатёж элементов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах», ст.9 которого гласит: «Установить уголовное наказание за отказ в приёме на работу женщин по мотивам беременности, снижение им заработной платы по тем же мотивам, предусмотрев в законе обязательность сохранения за беременной женщиной, одновременно с переходом её на более лёгкую работу, прежней заработной платы из расчёта последних шести месяцев работы».
5 декабря 1936 года, на ⅤⅢ Всесоюзном съезде Советов была принята Конституция СССР. Основной закон провозглашал победу социализма в стране. Важным нововведением Конституции СССР, стала ст. 11 – «Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства». Статья 126 Конституции впервые законодательно определяла место и роль Компартии в политической системе, ст.127 гласила – «Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности», а ст.128 гарантировала – «Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняемая законом». Высшей государственной властью становился Верховный Совет, избираемый прямым и тайным голосованием и состоящий из двух равноправных палат – Совет Союза и Совета Национальностей. СНК СССР был лишён законодательных прав и мог издавать постановления и распоряжения только на основе действующих законов. Народные комиссариаты делились на общесоюзные, республиканские и союзно-республиканские. Конституция СССР, Глава ⅠⅩ – Суд и прокуратора, важнейшими из которых являются: ст. 102 гласит «Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами» и ст.117 «Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР».[5]
21 января 1937 года, Чрезвычайным ⅩⅤⅢ Всероссийским съездом Советов была принята Конституция РСФСР, которая во многом повторяла Конституцию СССР 1936 года. Она состояла из 15 глав и 151 статьи.
16 августа 1938 года, был принят Закон СССР «О судопроизводстве СССР, союзных и автономных республик». Сам закон провозглашал равенство прав граждан на судебную защиту, независимо от социального, имущественного, служебного положения, национальной и расовой принадлежности, а ст. 29 данного закона гласит: «Народные судьи отчитываются перед избирателями в своей работе и работе народного суда».
Заключение по 1-ой главе. В первые годы Советской власти, советская государственная система находилась в зачаточном состоянии. Было принят ряд законодательных актов, которые сформируют систему советского законодательства: Декрет СНК от 29 октября 1917 года «О восьмичасовом рабочем дне», Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 года, в 1920 году было принято Положение о рабочее крестьянской милиции и т.д.
В 1924 году, выходит первая Советская Конституция. Помимо этого, у каждой союзной республики существовала собственная Конституция так, например, Конституция РСФСР 1925,1937,1978 года и т.д. Важное значение имеет как Конституция СССР, так и Конституция РСФСР потому, что Конституция СССР распространялась на все 15 советских республик, а Конституция РСФСР на территорию самой РСФСР. Более того, Конституция РФ 1993 года ст. 67.1 гласит «РФ является преемником СССР на всей территории, а также правопреемником (продолжателем) в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов СССР за пределами территории РФ».
[1] Анисимов А. П. Правоведение: учебник и практикум для вузов. М., 2023. С. 19-21.
[2] Иванов А.Б. История государства и права России. В 2 частях. Ч.2. Вторая половина ⅩⅠⅩ- начало ⅩⅩⅠ века. М., 2023. С. 143-147.
[3] Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов. М., 2023. С. 53-55.
[4] Капинус О.С. Криминология: учебник для вузов. М., 2023. С. 98-100,109.
[5] Рубаник В. Е. История государства и права России с начала ⅩⅩ века: учебник для вузов. М., 2023. С.115-117, 120-123.