Ⅱ СОВЕТСКОЕ ПРАВО С НАЧАЛА 1940-Х ПО СЕРЕДИНУ 1960-Х ГОДОВ
2.1 Советское законодательство 1940-х годов и формирование теории социализма
Важное место при описании социалистического типа государства занимает теория социализма. В учебнике «Теория государства и права», написано: «Анализ формационного подхода к периодизации социальной истории и типологии государства позволяет говорить о последовательности и логичности его рассуждений». Однако формационный подход 20 века описывают весьма конъюнктурно и ангажировано. В том же учебнике по «Теории государства и права» написано: «Государственные системы, сложившиеся в 20 веке получившие названия социалистических, имели мало общего с теоретическим социализмом». Во-первых- формационный подход начал реализовываться в 20 веке, с учётом политических реалий; во-вторых – современная юридическая наука практически не исследует формационный подход 20 века, с учётом трудов В. Ленина и И. В. Сталина, чего не скажешь по поводу учебника «Теория государства и права» под редакцией О. И. Чистякова и И. Д. Мартысевича, за 1985 год. Существовали принципы социалистического государства, которые воплощались на практике. Конечно, при воплощении формационного подхода на практике, допускались ошибки, но сам формационный подход с позиции теории государства и права не может охватывать 10 страниц в учебнике. В юридической литературе, в основном говорится о взглядах К. Маркса на формационный подход в 19 веке, хотя формационный подход реализовывался в 20 веке, о котором практически ничего не говорится.
В 1939 году, И. В. Сталин сказал: «Мы построили социализм полностью, но не окончательно. Полностью потому, что внутри самой страны ликвидирована угроза реставрации капитализма, но извне мы эту угрозу не ликвидировали».[1]
С началом Великой Отечественной войны, советское уголовное право и судопроизводство стало ужесточаться с реалиями войны. Уже 26 июня 1941 года, выходит Постановление «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», ст.2 которого гласит: «Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 часов в день».
Сразу с началом войны выходит ряд Постановлений и Указов СССР, связанных с мобилизацией фронта, промышленности, армии и т.д. 29 июня 1941 года, выходит Директива №П509 «Партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков». Современная юридическая литература, находится не вне политике и отражает порой ложные факты. Так, в монографии В. А. Рыбакова «Форма советского государства», в главе 3 – Советский политический режим, идёт противопоставление СССР и нацисткой Германии. Необходимо в качестве примера показать ту же Директиву №П509 в, которой указаны причины нападения нацисткой Германии на СССР: «Целью этого нападения является уничтожения советского строя, захват советских земель, порабощения Советского Союза, ограбление нашей страны, захват нашего хлеба, нефти, восстановление власти помещиков и капиталистов». Из этого следуют, что нужно мобилизовать все силы на борьбу с нацисткой Германией, которая носит классовый характер и агрессия шла со стороны нацисткой Германии, а не СССР.
30 июня 1941 года, выходит Постановление «О создании Государственного Комитета Обороны». ГКО передавалась вся полнота государственной власти. Крайне необходимы были правовые меры для обеспечения порядка и безопасности: введение комендантского часа; Постановление от 19 октября 1941 года №ГКО-813 «О введении в Москве осадного положения» ст. 4 гласила: «Нарушителей порядка немедля привлекать к ответственности с передачей суду военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, расстреливать на месте», Приказ от 25 января 1944 года «Об усилении борьбы с бандитизмом, разбоем, грабежами, хулиганством и кражами». (А., 2021, стр. 5-7)
1 февраля 1944 года, был принят Закон о расширении полномочий союзных республик «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в Союзно-республиканский народных комиссариат». Так, ст. 2 ч. (б) гласила: «Каждая союзная республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями».
В ноябре 1944 года, был образован Комитет освобождения народов России, во главе с генералом А. Власом, сотрудничавшим с нацисткой Германией. Во время войны были приняты следующие меры: Указ СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», Постановление ГКО №5859сс от 11 мая 1944 года «О крымских татарах» - о выселении крымских татар с территории Крыма в Среднюю Азию и т.д. С одной стороны, эти меры были необходимо так, как часть мирного населения сотрудничала с нацисткой Германией, а с другой стороны, во время принятия данных мер пострадало местное население, лояльное к политическому режиму СССР. 18 октября 1991 года, был принят Закон РФ №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Данный Закон гласит: «За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения. Целью данного Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковыми на территории РФ с 25 октября 1917 года, восстановление их в гражданских правах». В юриспруденции этот Закон относится к юридической реабилитации. С 1991-1993 года, граждане были реабилитированы. Однако нету открытой статистики реабилитированных с 1991 года по 2010 год.
Советский юрист Г.И. Тункин дал определение нормам международного права, регулирующим отношения между государствами и другими субъектами международного права как результат «согласования воль участников этих отношений», а юрист С.В. Червиченко считал: «Нормы международного права – это те клетки, из которых состоит ткань международного права». 26 июня 1945 года, был подписан Устав Организации Объединённых Наций (ООН). Ст. 7 Устава ООН гласит: «Руководящими органами ООН определены следующие организации: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности ООН, Секретариат ООН, Международный суд ООН, Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) и Совет по опеке». Также Устав ООН предусматривает собой, что принципы международного права наделены высшей юридической силой и должны добросовестно выполнять не только членами ООН, но и теми государствами которые таковыми не являются.[2]
Описывая социалистический тип государства необходимо обратить внимание на теорию социализма. В советских учебниках по «Теории государства и права», теория социализма порой описывается идеологизированно, тем менее основы теории социализма существовали на практике. В начале 1950-х годов, И. В. Сталин сказал: «Мы должны в ближайшее время заняться вопросами дальнейшего развития теории. Без теории, нам смерть!». В октябре 1952 года, вышла последняя работа И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Она носила теоретический характер, в частности, И.В. Сталин утверждал: «…Возможность построения коммунизма даже в условиях предельно враждебного капиталистического окружения при соблюдении трёх обязательных условий» и также объяснил несостоятельным ряд известных положений классиков марксизма.[3]
2.2 Советское законодательство 1950-х – первая половина 1960-х годов
25 декабря 1958 года, выходит Закон «Об основах законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик». Ст. 1 данного Закона гласит: «В соответствии со ст. 102 Конституции СССР правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, Верховными судами автономных республик, областными, краевыми, городскими судами, судами автономных областей и национальных округов, районными (городскими) народными судами, а также военными трибуналами», а ст. 5 говорила: «Правосудие в СССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности и вероисповедания».
С конца 1958 года, появилась теория конвергенции. Теория конвергенции основывается на социально-экономическом и социально-политическом сближении стран социализма и капитализма в социальном и политическом отношении. Сама теория утверждала, что экономические, идеологические и политические различия между политическими системами будут сглаживаться, что приведёт впоследствии к их слиянию. Однако советский учёный Г. Л. Смирнов доказал ложность теории конвергенции, заявив: «До тех пор, пока в мире сохраняются антагонистические классы, пока существует противоположность интересов монополистического капитала и рабочего класса, неизбежно будет продолжаться классовая борьба трудящихся за своё социальное освобождение». Более того, сама теория конвергенции пронизана комплексом европоцентризма, которая говорит о неизменной лидирующей роли в мировом цивилизационном процессе Европы. Критики теории конвергенции считают, что: «За самой идеологией «правового государства» скрывается бесперспективность, поскольку эволюционный потенциал Запада ограничен, что обусловлено фундаментальными недостатками их мышления». В советском законодательстве отсутствовала статья, согласно которой, «Люди разделяющие теорию конвергенции и внедряющие её на практике, не должны занимать государственных и партийных постов».[4]
27 октября 1960 году, Верховный Совет РСФСР одобрил разработанный на базе основ Уголовного Кодекса СССР –УК РСФСР. 5 мая 1961 года, выходит Указ «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями»; а 1 июля 1961 года выходит Указ Президиума ВС СССР «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил о валютных операциях» согласно, которому устанавливалась смертная казнь за спекуляцию валютными ценностями, совершённую в виде промысла или в крупном размере, либо неоднократно. В том числе, благодаря этому Указу, государственными органы боролось с преступностью.
К. Маркс считал: «При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет своё основополагающие значение. Таким образом коммунистическая формация характеризуется постепенным отмиранием государства». К. Марксом и Ф. Энгельсом был доказан формационный подход, были сформированы основы социализма, но никто из них не предоставил целостной научно теории социализма. Поэтому строительство социализма в СССР, шло методом проб и ошибок. В 1961 году, было заявлено о строительстве коммунизма в СССР к 1980 году. В 1961 году, была разработана новая партийная «Программа строительства коммунизма» - к 1980 году, должно было произойти создание бесклассового общества с единой формой собственности, постепенному отмиранию социалистического государства и передачей всех его управленческих функций органам народного самоуправления. На практике происходило укрепление государства ввиду враждебного окружения и уже к этому времени появилась – партийная номенклатура, что противоречило Конституции 1936 года ст. 1, которая гласила: «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян».[5]
8 декабря 1961 года, были утверждены Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. Были утверждены общие положения гражданского процессуального законодательства и призваны утратившими силу многие нормы гражданского процессуальных кодексов. Принятием этого закона была заложена юридическая база для решения коренных вопросов гражданского судопроизводства, закреплялись основные права и обязанности участников гражданского процесса. Кроме того, Закон предусматривал расширение участие организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел.
23 ноября 1962 года, началась партийная реформа и вышло Постановление «О развитии экономики СССР и перестройке партийного руководства народным хозяйством». В большинстве краёв и республик создавалось два Советов депутатов трудящихся – промышленный и сельский, тем самым возникала конфликтная система «двоевластия». Реформа задумана с целью провести реорганизацию системы управления, в итоге привела к серьёзными проблемам, в области государственного управления.[6]
Советский юрист В. М. Серых пришёл к выводу, что предмет общей теории государства и права представляет собой систему общих закономерностей права как единого целого, а также экономические, политические, социологические влияют на действие и развитие права, его закономерностей, а также систему закономерностей познания данной науки.
Другой советский юрист С.С. Алексеев представил классификацию деятельности советских органов власти. Описывая диалектическое взаимодействие государства и права, он указал на три основных вида органов государства, определяющие существования права: правоисполнительная деятельность, правотворческая деятельность и правообеспечительная деятельность. Так, например, правообеспечительная (правоохранительная) деятельность – это деятельность государственных органов по осуществлению предоставленных им прав и обеспечению возложенных на них обязанностями. Эта деятельность выражается в различных формах – контрольно-надзорной, организационной и правоохранительной. Из достоинств данной классификации следует отнести, например, рассмотрение организационной деятельности в качестве формы правообеспечительной деятельности государственных органов исключает необходимость деления правовой деятельности государства от организационной.
Заключения по 2-ой главе. Сущность и происхождение государства и права классики марксизма объясняли расколом общества на антагонистические классы. Критики формационной теории утверждают, что И. В. Сталин в своей работе «История Всесоюзной коммунистической партии» (большевиков). Краткий курс., изданной в 1938 году, исказил взгляды К. Маркса на периодизацию истории и исторические способы производства. Критики упускают из вида одно важное положение – в марксизме главное метод познания – диалектический материализм. Учение К. Маркса не догма (схема готовых решений), а руководство к действию. Неслучайно И. В. Сталин уделял большое значение развитие научной теории социализма, в начале 1950-х гг.- о чём написано на 13 стр. данной курсовой работы. Можно согласиться с тем, что отмирания государства при строительстве социализма не произошло – происходило укрепление государства – мобилизация экономики, увеличения численности органов гос. безопасности и т.д. Также критики формационного подхода утверждают: «Реальное социалистическое государство оказалось ничем, не превосходящим предшествующие типы государств, так как социалистические принципы в экономическом базисе уживались с самым жестоким произволом и единовластной деспотией, с усилением эксплуатацией трудящихся». С этим утверждением можно согласиться, однако критик формационного подхода юрист А. Б. Венгеров несмотря на то, что являлся специалистом по теории государства и права, он подробно не расписал свою концепцию, в том числе на основании исторических и юридических примеров, критикуя формационный подход. [7]
[1] Ромашов Р. А. Теория государства и права для обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность»: учебное пособие для вузов. М., 2023. С. 65-66, 70-72.
[2] Матвеева Т. Д. Международное право: учебник для вузов. М., 2023. С. 36-37, 39-40.
[3] Спицын Е. Ю. Осень Патриарха. Советская держава в 1945-1953 годах. М., 2022. С.239-242.
[4] Федорченко А. А. Правовое пространство: концептуальные теоретические основы: монография. М, 2023. С. 10-12.
[5] Е. Ю. Спицын. Хрущёвская слякоть. Советская держава в 1953-1964 годах. М., 2019. С. 528-531.
[6] Омельченко Н. А. История государственного управления. В 2 Ч. Часть 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2019. С. 208-210.
[7] Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум для СПО. М., 2023. С.88-91.