Найти тему
Москва. Было — стало

Сталинская Москва. 88 лет метрополитену

15 мая 1935 года в 6:45 на 13 станций метрополитена вошли пассажиры. Первый билет А00001 стоимостью 50 копеек достался на станции «Сокольники» мастеру завода «Красный пролетарий» Петру Латышеву. Пётр Николаевич сохранил его и спустя много лет отдал в музей.

На фотографиях — вестибюль станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). Чёрно-белая карточка сделана 30 января 1935 года. Идут финальные работы — отделка. До открытия остаются считанные дни. Пробный состав выйдет на линию уже в феврале.

Первый, пробный состав прибыл на станцию «Дворец Советов» (ныне Кропоткинскую). Февраль 1935 года
Первый, пробный состав прибыл на станцию «Дворец Советов» (ныне Кропоткинскую). Февраль 1935 года

Архитекторы станции Алексей Николаевич Душкин и Яков Григорьевич Лихтенберг. Они дружили со студенческих лет и увлекались архитектурой Древнего Египта. Во всяком случае, проект станции был выполнен в стилистике храма Амона в Карнаке.

Пол станции был асфальтовый, гранитные плиты появились много позже.

Обе фотографии сделаны с одной точки
Обе фотографии сделаны с одной точки

Теперь посмотрим на строительство станции метро «Библиотека имени Ленина». Угол Воздвиженки (тогда улица Коминтерна) и Моховой. Чёрно-белая фотография сделана в 1933 году. Современный снимок — 90 лет спустя.

Башенка в центре старого кадра — это вышка шахты метростроя №8. На её месте потом появился наземный временный вестибюль двух станций: «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») и собственно «Библиотека имени Ленина». С открытием встроенного в корпус библиотеки вестибюля в сентябре 1946 года времянка была снесена. На этом месте сейчас подземный переход между двумя станциями.

Продолжение следует...