Интересное заявление сделала глава Эстонии Кая Каллас. Она прямо обвинила местный бизнес в лицемерии. Говоря на словах о приверженности общему курсу, они, эстонские бизнесмены, втайне стремятся заключать выгодные сделки с Москвой, помогая ей обходить санкции. И премьер-министр Эстонии призналась, что умоляет бизнес не помогать России. Умоляет эстонский бизнес, а он продолжает помогать России. Но зеркально надо понять, что и наш бизнес тоже помогает Эстонии.
Сергей Михеев: Да. Тут история взаимная. Может быть какой-то эстонский бизнес что-то делает, что помогает России обходить санкции. Я думаю, что он делает это из вполне прагматичных соображений, потому что на этом зарабатывает деньги. А что касается властей Эстонии, я думаю, их собственный бизнес может к ним обратиться с простым вопросом: «Если вы нам компенсируете все потери, которые мы понесем с полным разрывом отношений с Россией, тогда может быть будет какой-то разговор».
Проблема таких стран, как Эстония, и, например, Европа, вот в чем состоит: они компенсировать бизнесу ничего не хотят и призывают бизнесменов, которые должны заботиться только о собственной прибыли, к политической, идеологической сознательности. В этом смысле очень напоминает некоторые схемы и практики Советского Союза.
В свое время прибалты так ненавидели и осуждали: «В Советском Союзе всё было идеологизированным, простые нормальные человеческие отношения загонялись в рамки жестких идеологических принципов, людям не давали работать». Очень хорошо помню все эти стоны по поводу предпринимателей, цеховиков в Советском Союзе: «Вот, люди просто хотят зарабатывать деньги, а им советская власть не дает зарабатывать из каких-то идейных соображений». А теперь прошло, по историческим меркам, не так уж много времени, но они делают то же самое. Говорят своему бизнесу: «Мы понимаем, что вам это выгодно, но вы этого не делайте, потому что с политической точки зрения, мы считаем, это неправильно». Откуда уехали, туда и приехали. Это к вопросу о природе человеческих отношений, политики и всего остального, чтобы не рассказывать друг другу байки про демократию и свободный рынок. Нет никакого свободного рынка. Она сейчас говорит: «Знаете, свободный рынок и предпринимательство - это ерунда. Главное, что мы сейчас все коллективно ненавидим Россию - есть такая установка, и вы тоже к ней подключайтесь. Будьте сознательными». Выглядит довольно жалко.