Случилась ожидаемая неожиданность: перезапускается зерновая сделка. Действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, украинские власти и Госдеп США поблагодарили партнеров за продление соглашения об экспорте агропродукции из Украины. При этом Вашингтон упомянул об «искусственных препятствиях на пути зерновых грузов беднейшим государствам мира». МИД России назвал этот шаг (продление сделки) шансом помочь обеспечению глобальной продовольственной безопасности, а посол России в США Анатолий Антонов подчеркнул, что США намеренно игнорируют пакетный характер зерновой сделки. Под словом «пакетный» подразумевается, что та часть в сделке, которая должна выполняться в отношении России, каким-то образом не выполняется. Антонов сказал, что США игнорируют пакетный характер, и назвал неправдой утверждение Запада, что украинское зерно отправляется в нуждающиеся страны - туда, по его мнению, идет всего несколько процентов. И в этот день, день очередного перезапуска зерновой сделки, посторонние лица в Крыму пустили под откос вагоны с российским зерном. Такое случайное совпадение, Сергей Александрович.
Сергей Михеев: Может быть, всё так оно и есть: продовольственная безопасность и т.д. Я как лицо неофициальное еще вижу тут как минимум один небольшой фактор - второй тур выборов Эрдогана. Вот и всё (смеется). Эрдогану не удалось избраться с первого тура, а сделку последний раз продлевали как раз до дня выборов. С первого тура ему избраться не удалось, так давайте нашему другу Реджепу Эрдогану слегка подсобим! Я не уверен, что фактор сделки является очень серьезным в ходе избирательной кампании, но поможем, чем можем.
Когда нам антиэрдогановская оппозиция говорит, что мы оказываем влияние и куда-то вмешиваемся, я думаю, что мы никуда не вмешиваемся - хотели бы вмешаться, но что-то не получается в разных странах. А что касается сделки, то она, с большой вероятностью, - это поддержка Эрдогана. Другой вопрос - насколько это ему поможет, и сроки продления сами за себя говорят. Насколько я понял, она продлена на два месяца.
60 дней.
Сергей Михеев: Что, в общем-то, ни о чем. По поводу продовольственной безопасности: нового урожая еще нет; старый, в основном, вывезен; и через два месяца новый урожай еще не появится. Хотя нет: наверное, озимые уже поспели (я плохо в этом разбираюсь, но из советского прошлого, когда всех приобщали к этим делам, через прополку колхозных полей что-то помню). Крестьяне лучше знают.
Тем не менее, второй тур выборов Эрдогана сыграл свою роль. Но наши игры вокруг зерновой сделки немножко ущербные. Почему? Сейчас объясню. Противоположная сторона: американская, украинская и все остальные как не выполняли свою часть пакетной сделки, так и не будут выполнять. Они видят, что мы продлеваем её под разными предлогами. Поэтому наши заявления насчет того, что «мы указываем нашим партнерам на то, что они не соблюдают»… Указывайте, а дальше что? Вы указываете, а они плюют на это. Вот мы сейчас продлили, и если Эрдоган избирается, тогда мы эту сделку будем продлевать бесконечно? Но никто не будет выполнять нашу часть, то есть это будет работать в ущерб нам. Где здесь горизонт планирования? Непонятно.
А если он не избирается, мы тогда выходим из сделки? Или как? Видимо, это рассматривается нашей стороной как инструмент влияния на турецкую оппозицию: если Эрдоган избирается, мы помогаем ему; если не избирается, то мы ставим нового президента Турции перед выбором: «Или ты занимаешь такую же взвешенную позицию, как Эрдоган, или мы выходим из зерновой сделки». В любом случае она выглядит достаточно сомнительно, потому что я не верю в россказни про обеспечение мировой продовольственной безопасности.