К концу 20-х и началу 30-х годов в СССР ощущался недостаток в средних бронеавтомобилях с хорошей защищенностью и вооружением. Конечно, был бронеавтомобиль БА-27 на базе советской полуторки АМО-Ф-15, разработанный в 1927 году, но их было выпущено всего 215 штук, что явно было недостаточно. Кроме того, вероятные противники – США и Великобритания активно разрабатывала машины подобного класса.
И в июле 1929 года была принята «Система танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА», согласно которой предполагалось создание двух средних бронеавтомобилей, с более лучшими характеристиками, чем БА-27. Задание на создание броневиков получил Ижорский завод и ОКИБ управления механизации и моторизации РККА под руководством Николая Дыренкова.
Опыт использования БА-27 показал, что двухосная ходовая часть недостаточна для бронеавтомобиля, потому по условиям задания надлежало применить трехосную, с колесной формулой 6х4 (6 – общее количество колес, 4 – ведущие колеса). Трехосное шасси позволяло получить более защищенную и с высокой проходимостью машину.
БА-И
Для БА-И предполагалось использовать шасси от грузовика «Морланд» (США), причем вместе с двигателем и трансмиссией, однако в 1930 году СССР заключил контракт на поставку комплектующих к 1 тыс. трехосных грузовиков, созданных на базе двухосного грузовика «Форд-АА» с добавленной третьей осью. Эти грузовики и решили использовать.
К концу 1931 года опытный образец был готов. Простой формы корпус и башня от танка Т-18. Машина не понравилась военным, и броневик отправился на доработку.
В 1932 году бронемашину значительно переделали, новый ступенчатый корпус, новая оригинальная башня. Этот вариант военные одобрили, и после прохождения испытаний, броневик пошел в серию.
ТТХ БА-И
- Д х Ш х В – 4775 х 2000 х 2370 мм;
- Масса 3,86 т.;
- Экипаж 3 человека;
- Броня: лоб корпуса и борта – 8 мм, корма – 7 мм, башня – 8 мм, днище – 2,5 мм, крыша корпуса – 4 мм, крыша башни – 4 мм.;
- Вооружение – пушка Гочкис-ПС 37 мм, 2 пулемета ДТ;
- Двигатель «Ford Model АА» 40 л.с., карбюраторный, жидкостного охлаждения.
- Скорость по шоссе – 75 км/ч, по пересеченной местности – 30 км/ч, запас хода по шоссе – 140 км.
- Количество произведенных машин – 110 шт.
БА-3
БА-3 является по сути эволюционным развитием БА-И, были лишь небольшие изменения и увеличения кормы на 5 см. Основным отличием стала установка башни от танка Т-26 с более тонкой броней в 9 мм (у Т-26 лоб, корма и борта башни – 15 мм). Соответственно, броневик получил и более мощную 45-мм пушку 20К обр. 1932 г.
Еще одним отличием стало возможность установки на задние скаты вездеходных гусениц, которые увеличивали проходимость машины. Гусеницы крепились на специальных крепежах на задних крыльях, при необходимости экипаж одевал их за 10-15 минут.
Вес машины увеличился до 5,82 тонны.
Производство БА-3 началось в 1934 году, всего их изготовили около 180 штук.
БА-6
Наконец, бронеавтомобиль БА-6. Это также не было новой разработкой, а модификацией БА-3. Главное отличие – БА-6 разработан на базе советского трехосного грузовика ГАЗ-ААА с двигателем ГАЗ-АА, карбюраторный, 40 л.с. Кроме того, экипаж был увеличен до 4 человек.
Кроме того, БА-6 получил новые пулестойкие шины, вес машины, благодаря более легкому шасси ГАЗ-ААА, снизился до 5,12 тонн.
Всего за 1936-1937 годы выпущено около 430 машин.
Также следует рассказать о нескольких модификациях:
- БА-6 ж.д. – железнодорожный вариант бронеавтомобиля, всего было выпущено 21 машина;
- БА-6М с оригинальной конусной башней и увеличенной броней до 10 мм. В модификацию был установлен более мощный двигатель М-1, 50 л.с. Причем несмотря на более мощное бронирование, за счет грамотной компоновки, вес машины снизился до 4,8 тонн;
- Б-9 – облегченный вариант для кавалерии, машина вместо пушки вооружалась пулеметом ДК 12,7 мм. Предполагалось произвести в 1937 году 100 таких машин, однако не нашлось такого количества пулеметов ДК.
Заключение
В целом БА-И, БА-3 и БА-6 были довольно современными и боеспособными машинами, которые успешно противостояли легким и средним танкам противника.