Найти тему
Оружейникофф

Советские броневики: БА-И, БА-3 и БА-6

Оглавление

К концу 20-х и началу 30-х годов в СССР ощущался недостаток в средних бронеавтомобилях с хорошей защищенностью и вооружением. Конечно, был бронеавтомобиль БА-27 на базе советской полуторки АМО-Ф-15, разработанный в 1927 году, но их было выпущено всего 215 штук, что явно было недостаточно. Кроме того, вероятные противники – США и Великобритания активно разрабатывала машины подобного класса.

Бронеавтомобиль БА-И
Бронеавтомобиль БА-И

И в июле 1929 года была принята «Система танко-тракторного и автоброневого вооружения РККА», согласно которой предполагалось создание двух средних бронеавтомобилей, с более лучшими характеристиками, чем БА-27. Задание на создание броневиков получил Ижорский завод и ОКИБ управления механизации и моторизации РККА под руководством Николая Дыренкова.

Опыт использования БА-27 показал, что двухосная ходовая часть недостаточна для бронеавтомобиля, потому по условиям задания надлежало применить трехосную, с колесной формулой 6х4 (6 – общее количество колес, 4 – ведущие колеса). Трехосное шасси позволяло получить более защищенную и с высокой проходимостью машину.

БА-И

Для БА-И предполагалось использовать шасси от грузовика «Морланд» (США), причем вместе с двигателем и трансмиссией, однако в 1930 году СССР заключил контракт на поставку комплектующих к 1 тыс. трехосных грузовиков, созданных на базе двухосного грузовика «Форд-АА» с добавленной третьей осью. Эти грузовики и решили использовать.

Форд АА
Форд АА

К концу 1931 года опытный образец был готов. Простой формы корпус и башня от танка Т-18. Машина не понравилась военным, и броневик отправился на доработку.

Фото БА-И
Фото БА-И

В 1932 году бронемашину значительно переделали, новый ступенчатый корпус, новая оригинальная башня. Этот вариант военные одобрили, и после прохождения испытаний, броневик пошел в серию.

ТТХ БА-И

  1. Д х Ш х В – 4775 х 2000 х 2370 мм;
  2. Масса 3,86 т.;
  3. Экипаж 3 человека;
  4. Броня: лоб корпуса и борта – 8 мм, корма – 7 мм, башня – 8 мм, днище – 2,5 мм, крыша корпуса – 4 мм, крыша башни – 4 мм.;
  5. Вооружение – пушка Гочкис-ПС 37 мм, 2 пулемета ДТ;
  6. Двигатель «Ford Model АА» 40 л.с., карбюраторный, жидкостного охлаждения.
  7. Скорость по шоссе – 75 км/ч, по пересеченной местности – 30 км/ч, запас хода по шоссе – 140 км.
  8. Количество произведенных машин – 110 шт.

БА-3

БА-3 является по сути эволюционным развитием БА-И, были лишь небольшие изменения и увеличения кормы на 5 см. Основным отличием стала установка башни от танка Т-26 с более тонкой броней в 9 мм (у Т-26 лоб, корма и борта башни – 15 мм). Соответственно, броневик получил и более мощную 45-мм пушку 20К обр. 1932 г.

Бронеавтомобиль БА-3
Бронеавтомобиль БА-3

Еще одним отличием стало возможность установки на задние скаты вездеходных гусениц, которые увеличивали проходимость машины. Гусеницы крепились на специальных крепежах на задних крыльях, при необходимости экипаж одевал их за 10-15 минут.

Фото БА-3
Фото БА-3

Вес машины увеличился до 5,82 тонны.

Производство БА-3 началось в 1934 году, всего их изготовили около 180 штук.

БА-6

Наконец, бронеавтомобиль БА-6. Это также не было новой разработкой, а модификацией БА-3. Главное отличие – БА-6 разработан на базе советского трехосного грузовика ГАЗ-ААА с двигателем ГАЗ-АА, карбюраторный, 40 л.с. Кроме того, экипаж был увеличен до 4 человек.

Бронеавтомобиль БА-6
Бронеавтомобиль БА-6

Кроме того, БА-6 получил новые пулестойкие шины, вес машины, благодаря более легкому шасси ГАЗ-ААА, снизился до 5,12 тонн.

ГАЗ-ААА
ГАЗ-ААА

Всего за 1936-1937 годы выпущено около 430 машин.

-8

Также следует рассказать о нескольких модификациях:

  1. БА-6 ж.д. – железнодорожный вариант бронеавтомобиля, всего было выпущено 21 машина;
  2. БА-6М с оригинальной конусной башней и увеличенной броней до 10 мм. В модификацию был установлен более мощный двигатель М-1, 50 л.с. Причем несмотря на более мощное бронирование, за счет грамотной компоновки, вес машины снизился до 4,8 тонн;
  3. Б-9 – облегченный вариант для кавалерии, машина вместо пушки вооружалась пулеметом ДК 12,7 мм. Предполагалось произвести в 1937 году 100 таких машин, однако не нашлось такого количества пулеметов ДК.

Заключение

В целом БА-И, БА-3 и БА-6 были довольно современными и боеспособными машинами, которые успешно противостояли легким и средним танкам противника.

-9

Авто
5,66 млн интересуются