Сегодня, конечно, модно говорить, что Дисней уже не тот, и про то как повестка меняет риторику студии с семейной на откровенно бунтарскую и революционную.
Но эта деградация тоже не вчера началась! До того как фильмы Диснея стали откровенно феминистическими, почти вытеснив из экранного времени Главных Герое и Принцев, заменив рыцарей в сияющих доспехах на идею girl power (как например было в Малифисенте и той же Золушке) мультфильмы Дисней с классическими принцессами уже начали перекраивать идеологию под себя.
Кто всех спас в Русалочке? Русалочка. А в Мулан? Мулан. А в Покахонтас? - Покахонтас. Однако это были хорошие примеры женских персонажей. Кроме Русалочки - в Диснеевской версии - это любопытная тупая девица, которая не может нормально поговорить с отцом и донести свои доводы, убегает из дома и подвергает всех опасности.
Впрочем, новые принцессы Диснея тоже не далеко ушли.
Сегодня у нас на разборе "Храбрая сердцем" - и о том, почему мамам девочек стоит дважды подумать прежде чем допускать к просмотру этого мультфильма своих девочек.
"Храбрая сердцем" - только кажется миленькой сказочкой с кельтским колоритом и как всегда мотивирующими песенками, давайте разберем посыл данного кинопроизведения подробнее.
Итак, в начале нам представляют миленькую девчушку - Мериду, с копной непослушных кудрей и тягой к приключениям - ее сильного и справедливого отца, который правитель шотландского клана, немного ни мало, и как любой правитель, конечно же имеет запас времени подурачиться с любимым отпрыском, и прекрасная добрая мама.
Все было прекрасно в этой семье. пока дочурка не выросла и не возмужала. Девица наша, очевидно прогуливала основные дисциплины в школе, а может быть родители ее перелюбили, и когда речь зашла о том, чтобы начать исполнять свой непосредственный долг, как дочери вождя клана - эта подруга пошла в жесткий отказ.
Испортила общественное мероприятие, подмочила репутацию любящего бати, который в общем-то и так обвешан ответственностью за удьбу народа, так еще и тупую дочь надо уму -разуму учить.
А добрую и нежную маман вообще превратила в медведицу чтобы не повадно было спорить с рыжим центром Мироздания и указывать ей как ей жить, ведь понятное дело - она в свои пятнадцать все лучше знает.
Ну и весь сюжет "Храброй сердцем" (название кстати не оправданно ни в русском, ни в оригинале - я бы назвала "Слабая умом", но кто ж меня послушает?) крутится вокруг того, что девочка рукопопица исправляет то, что сама понатворила, при этом вообще ни разу не признав своей вины, и продолжая обвинять в том что случилось всех остальных.
Так давайте же посмотрим, какая мораль отложится на подкорке у светил нашей жизни после просмотра этого кина.
Статус и роль родителей.
Полностью скомпрометированы. Несмотря на то, что родители Мериды не сделали ничего дурного, более того, - это люди с повышенной ответственностью, ибо занимают управляющие должности - они королевская чета и их социальный статус обязывает требовать от своих детей больше, чем рядовые родители.
Их выставляют как извергов, которые хотят сломить свободную волю нашей непокорной и храброй героички (простите, называть героиней это я не буду). Что они не понимают - что их дочка это не просто какая-то девочка-тинэйджер, она - УНИКУМ, и с ее желаниями обязаны считаться.
То, что она ни с чьими деланиями не считается - никого из сценаристов не смутило. Возможно это писали люди, у которых нет своих детей.
Все чего родители Мериды хотели добиться от дочери - это понимание того, какая на ней лежит ответственность и принятие своей роли в государственном строе. Ничего сверхъестественного.
Однако, это подавалось так, словно ее принуждают к рабскому труду на пошивочной фабрике где-то во Въетнаме. И да, представленные мужчины были настолько отвратительны, что любая смотрящая это девочка скажет, что она бы тоже в лес мотала искать колдунью, чтобы весь этот ужас развидеть.
Арка развития Мериды.
Отсутствует. Нормально было бы, если бы она стала чуть проницательнее и мудрее. Осознала бы что да - в этой жизни нужно не только брать, но и давать. Но нет - единственное что руководит Меридой - спасти маму, пока она окончательно не превратилась в медведицу, чтобы снять с себя груз ответственности. Не потому что она была неправа. А потому что "Мама, ты сама виновата, но я тебя спасу". Ой, какая геройская у нас героичка.
Даже когда оня объясняла матери как так получилось, что та оказалась в медвежьем облике, она продолжала обвинять родителей - вы бы не давили, со своими закидонами про ответственность, и я бы ничего не сделала.
Посыл истории
Если что, эта тронутая преподносится в этой истории как протагонист - это нормально быть взбалмошной, забивать на волю родителей, на долг, и важно только то что ТЫ чувствуешь и хочешь, а ответственность перед другими людьми - это так, пшик, и нет ее. А если что - то норм заткнуть родителям рот, превратив их в какое-нибудь безмолвное животное, но желательно не в медведя, а во что-то побезобиднее.
Итог
Есть очень много других, прекрасных историй про то, что детям иногда нужно позволить оставаться детьми, а еще неплохо, когда дети, растут не тупыми потребителями, а осознанными личностями, но то ли этот мульт вышел до того, как осознанность стала трендом. То ли взбесившийся конвейер Диснея уже вообще не мониторит какие истории выпускает - но имеем то, что имеем:
Очередная романтизация образа непокорной, гордой, сильной духом, слабой на логику, эгоистичной, взбалмошной девицы под красочным соусом героизма и самостоятельности с миленькими песенками на бэкграунде.
Не советую подпускать детей к экрану, а то вдруг они подумают, что такая линия поведения - в порядке вещей?