Это стилевое направление родилось в Германии в 1919 году и сочетает в себе черты геометризма, конструктивизма и кубизма. В переводе с немецкого баухауз — это строительство дома. В начале 20 века этим термином описывалась Высшая школа строительства и конструирования, в которой и сформировался этот стиль.
Баухаус или баухауз – это не только школа дизайна, но и целая философия. Основополагающим принципом философии bauhaus является объединение искусства и ремесла. Идеологи школы считали, что не существует различий между художником и ремесленником.
Интересно, что лекции по истории искусств в берлинской школе баухаус начинались не на первом году обучения, как это принято в традиционных программах образования, а на третьем. Преподаватели считали такой подход целесообразным.
Он позволял избежать путаницы взглядов и развития у студентов манеры подражать мастерам прошлого. Как истинные художники, ученики должны были «творить новый порядок», а не копировать, модифицировать то, что уже существовало до них.
Историческая справка. История стиля баухаус начинается в 1919 г. в Веймаре. Это была школа строительства и конструирования, и первым директором её стал Вальтер Гропиус. Именно ему принадлежат слова, ставшие идеологической основой стиля: «художник – есть высшая степень ремесленника».
Преподаватели, приглашенные Гропиусом, были настоящими «звездами»: искусству витража обучал Пауль Клее, Лионель Фейнингер вел класс обрезной гравюры по дереву, скульптор Герхард Макс – класс керамики, а Лотар Шрейнер преподавал сценографику.
Пониманию цвета и композиции студенты учились у ведущих архитекторов и художников-авангардистов, таких как Василий Кандинский, Иоганнес Иттен, Мохой-Надь.
Школа стала своеобразным котлом творчества, экспериментальной лабораторией, в которой ремесло превращалось в высокое искусство и формировалась в дизайн.
Пережив пик творчества в Дессау, сменив несколько директоров, в 1933-м году под давлением антимодернистского нацистского режима Баухаус закрыл свои двери.
Первый и последний директора, Гропиус и Мис эмигрировали в Америку, где серьезно повлияли на урбанистический облик городов-гигантов Чикаго и Нью-Йорка, кто-то осел в Израиле («Белый город», отстроенный в стиле баухаус – под защитой Юнеско).
После окончания войны носители идей баухауса рассеялись по Европе и Германии, во всех областях промышленности, продолжая создавать минималистичные шедевры.
Основные формы, основные цвета. Баухаус вдохновляется палитрой Кандинского и Мондриана, а значит, в дизайне использует три базовых цвета (плюс черный и белый). Строгие, четкие линии здесь в почете.
Почерк Bauhaus. Механическая, космическая холодность становится символом стиля. Баухаус демонстрирует открытые металлические каркасы в мебели, решетки панорамных окон, резкие линии в коллекциях фарфоровой и металлической кухонной утвари.
Космические решетки Мондриана. Голландский художник Пит Мондриан был основателем группы De Stijil («Стиль») и проповедовал выражение красоты в первичных, обобщенных формах, таких как геометрические линии и основные цвета. Вместе с Кандинским и Малевичем он положил начало абстрактному искусству.
Каждый третий дизайн баухаус несет на себе печать этого видения: разновеликие ячейки, закрашенные и пустые, красно-сине-желтая палитра.
Материалы. Материалы должны отражать истинную природу предметов и зданий, так что дизайнеры не скрывают конструкции объекта или здания, ради эстетики, сталь занимает почетное место, балки и металлические детали выступают как неотъемлемая часть дизайна. Орнамент и чисто декоративные детали чаще всего в проектах не встречаются. Стиль баухаус отрицает нарочитое украшательство.
Знаковые изобретения. Консольное кресло с сиденьем, будто бы зависшем в воздухе, изобрел в 1928 году Марсель Бреер. Для каркаса он использовал стальные трубки и подарил изобретению уменьшительное имя приемной дочери – «Ческа».
Создано Бройером в 1925-1926 гг., когда он возглавлял мастерскую по изготовлению шкафов в Баухаусе (период Дессау).
Декор и текстиль. Даже такой прагматичный стиль как баухауз не обошелся без украшений. Однако, декор является продолжением общих принципов.
Декоративным элементом может стать как что-то функциональное — например, стильный светильник, набор посуды, чайник, настольная игра или сама мебель. Так и конкретное украшение — картина, ковер. Но рисунок на них исключительно абстрактный. Цветные круги, квадраты, овалы, треугольники и прямоугольники — основа многих художественных произведений, подходящих интерьеру баухауз.
Ввиду многообразия стилистических направлений не всегда возможно с ходу определить конкретный стиль дизайна интерьера. Однако, у баухауза есть несколько отличительных черт:
Функциональность. Ни один из предметов в пространстве не должен занимать место впустую. Его функционал должен быть не просто определен, но и заточен под конкретного человека.
Функциональность, простота в производстве, геометрическая эстетика – стиль баухаус узнаваем в любой работе, будь то чайник, мебельный гарнитур или архитектурный комплекс.
Ориентируйтесь на минимализм, четкие, строгие линии. В интерьер впишутся лаконичные диваны в скандинавском стиле, торшеры на длинных металлических штативах, вазы-решетки.
Черное полотно жк-телевизора, пуф цилиндрической формы сделают акцент на геометрической составляющей и будут функционально востребованы, что соответствует принципам баухауса.
Максимальная эргономичность. Мебель, техника, аксессуары - всё располагается в интерьер так, чтобы, во-первых, не загромождать пространство, а во-вторых, использовать его с максимальной пользой. В интерьерах баухауз нет пустых незадействованных просторов, однако, наравне с этим, не встретишь и мебельной заставленности, которая характерна для классических интерьеров Европы.
Геометрические формы, в том числе асимметричные. Приверженность к простой геометрии - отличительная черта стиля баухауз в интерьере. Все формы идеально сочетаются между собой, даже являясь противоположностью. Всё гениальное - просто, так можно охарактеризовать основу стиля.
Rood-blauwe stoel — голландский дизайнер Геррит Ритвельд спроектировал в 1918 году. Ритвельд входил в ту же группу художников, что и Мондриан – «Стиль», отсюда – металлическая решетка-каркас и знакомые по дизайнам Мондриана цвета.
Оригинальный красно-синий стул приютил Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Повышенная освещенность.
Большие окна для освещения жилого помещения в дневное время и многочисленные встроенные светильники для темного времени суток - обязательное условие.
Умное зонирование. Распределение функциональных зон внутри квартиры или дома осуществляется с упором на комфорт и функциональность. При этом нет типовых планировочных решений, все они составляются и реализуются исходя из личных потребностей владельцев.
Общедоступность. Баухауз - стиль, доступный каждому. Материалы, используемые в отделке, предметы мебели и интерьера не требуют огромных затрат. Именно этот момент и повлиял на популяризацию такого вида помещений.
Цвета баухауза. Основой для создания интерьера баухауз является нейтральная цветовая гамма: белые, бежевые и серые оттенки. Они выступают в качестве холста, на котором создается уникальная картина стиля.
Яркими акцентами являются чистый желтый, красный, синий и зеленый.
Насыщенные цвета используют не только при отделке поверхностей, но и в предметах мебели и текстиле.
Спасибо за ваш интерес и внимание. Сохраняйте себе в любые социальные сети, что бы не потерять. Подписывайтесь и ставьте лайки - это очень помогает развитию канала.
В статье используются фото с сайта: pinterest.com.