Найти тему

От слова к Слову (Путь православного поэта)

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

От ведущей канала:

По просьбе читателей и с разрешения автора перепечатываю моё эссе о творчестве Оскара Грачёва из журнала «Даниловский благовестник» (вып.12, 2001 г.)

Оскар (в крещении Павел) Грачёв прошёл путь, во многом типичный для людей его поколения: выросший в неверующей среде, он всё же пришёл к Богу, в Церковь. Вместе с тем, несмотря на типичность, это – неповторимый опыт конкретной жизни. Опыт жизни поэта. Творчество никогда не бывает отдельным от человека, оно всегда – часть его судьбы и правдивый свидетель его жизни.

От слова с буквы малой

до Слова с прописной –

идти всю жизнь…

А по какой дороге?

По той,

которая в итоге

окажется одной-единственной…

июль 2000

Павлом он стал в крещении 4 февраля 1980 года. Родом же он – «из детства», а детство его – война: Великая Отечественная.

Одни пришли с войны

и среди нас живут.

Другие со стены

к нам до сих пор идут.

Вечное возвращение, 1962

За детством – выбор профессии: врач. Первый Медицинский институт, «в котором… я учился смеяться и плакать за всё человечество, вместе взятое» (Аллея Жизни, 1964). После окончания института – работа на «Скорой помощи», а затем – в реанимации Боткинской больницы в Москве. И снова, как в детстве – в окружении людского горя и страданий. И как тогда – размышления о жизни и смерти, о смысле и цели человеческого бытия:

Слетаются к Богу людские страдания

как дети одной неизвестной Кручины…

Никольская церковь, 1975

В «Юных поэмах» («Стронций-90», «Акварель», «Америка») – попытка разрешить для себя вопрос о смысле существования уже всего человечества и ещё шире – о вероятности глобальной катастрофы. Хиросима в «Стронции-90» - апокалипсис на его тогдашнем уровне восприятия. Рушится вера в прогресс: доведённый до абсурда, прогресс оборачивается самоуничтожением человека: «Уран распадается до свинца, человек распадается до подлеца» («Стронций-90», 1962). Бесконечен распад человека без… - тогда было неясно, без Кого: без Бога.

Почему? Для чего? Как? – эти вопросы не находят разрешения.

Где мой мир первоначальный,

изначальный где мой слог?

Где мой Бог, мой Бог печальный,

неподкупный где мой Бог?

1972

Недостаёт личного ощущения страдания – всенародное и общечеловеческое уже коснулось души:

Господи! Ты мне беду показал

на примере других людей…

Обращение

И вот внезапно – болезнь, которая выбивает из привычной жизни на годы: «Когда болезнь заселяет тело, мы ощущаем тела пределы…» (1975). Ощущение реальной возможности собственного конца: «И смерть, как единственно чистый источник, нас всех омывает, даря бесконечность» (1975). И тут, «дошедши до истинной точки», душа начинает вести отсчёт по другому вектору – единственно истинному: «Болезнь – свеча, при ней душа как инок, постель же – келья, и диагноз – весть, что не забыт ещё Отцом Небесным грешник…» (1975). Или: «И вновь ко мне взывает Дух через болезнь…». Однажды, когда терпеть стало невмоготу, родилась «Молитва» - как вопль о помощи:

Господи, помоги мне!

Господи, помоги мне!

Не пою Тебе гимна,

псалма Тебе не пою…

А ты ни за что помоги мне,

просто так помоги мне,

как шепчет вода в пустыне:

«Сейчас тебя напою…»

1972

До крещения остаётся ещё восемь лет… Но названия стихотворений уже звучат провозвестниками: «Рождество», «Вербное», «Успенье», «Свет человеков», «Иуда Искариот»… Предваряющая благодать?.. В одиночестве болезни стихи – единственное лекарство для теперь уже не врача (медицину пришлось оставить по состоянию здоровья, как профессия теперь выбрана литература: слово, но пока с маленькой буквы):

Стихи отлетают, как души,

и ангелами становятся…

1972

Но болезнь отпускает – и снова потянуло в мир… «Потому что мир назойливо-прекрасен, как пучина из ртути» («Обратная элегия», 1993).

Было несколько таких бросков: от мира – к Богу и обратно: «От Бога – к Богу: вот и весь наш путь…» («Обратная элегия», 1993). Так на собственное оглашение ушло десять лет, ещё десять – на воцерковление: «Я складно двигался, но всё куда-то мимо, лет этак много больше двадцати…» («Петропавловская элегия», 1999).

Эпоха строчных букв: «красота», «любовь», «слово» пишутся с маленькой буквы и обозначают конкретные земные вещи: если красота – то женская, а слово – пока только инструмент поэта. Но постепенно приходит новое: красота созерцается в природе, и создаётся цикл стихотворений «Три осени в стихах» (1984-1986). Созерцание природы приводит к обобщениям на уровне более высоком:

Как не завидовать деревьям,

когда, прикованы в саду,

они с достоинством творенья

стоят у Бога на виду…

Деревья, 1985

В этот период Россия – заместительное понятие Православия. В сознании невоцерковлённого ещё человека вера всё равно присутствует, но пока это – вера в Россию:

Тебя так много, что в тебе теряясь,

я забываю думать о себе –

и незаметно, тихо подчиняюсь

твоей, Россия, воле и судьбе.

1969

«Вера в Россию привела к вере в Бога: осознание своей русскости не могло не привести к Православию. И это не зависит от генов. Для меня русский – значит, православный, православный – значит, русский». «Русский» - понятие не этническое, а, скорее, мистическое:

Ответь, Россия, как мне русским быть

не по названию, но по обету?

Русь под спудом, 1997

И Россия – понятие не географическое (ибо что осталось от страны, занимавшей 1/6 часть суши, ныне?.. А географическая родина автора, город Душанбе – теперь другое государство…

Моё несчастье – Родину любить,

разбросанну по белу свету…

Русь под спудом, 1997

Удивительная вещь: Россия замещала Бога, пока поэт был не воцерковлён. А потом отобранную Родину заменил Господь и дал возможность ощутить её в вере.

Екатерина Парфёнова,

кандидат филологических наук

2001 год

Примечание

Оскар Михайлович Грачёв родился в 1940 г. в г. Душанбе. После окончания школы – 1-й Московский медицинский институт. Затем – работа на «Скорой помощи» и в Центре реанимации при Боткинской больнице. Параллельно – литературная деятельность. Первые поэтические публикации – в газетах «Московский литератор» (1962 г.), «Вечерняя Москва» (1963 г.) и в альманахе «День Поэзии-1964». С 1962 г. – член Молодёжной комиссии Союза Писателей, после чего полностью перешёл на литературную работу. С 1982 г. – член Комитета московских литераторов.