Как ни крути, а легенды и мифы Древней Греции давно перестали быть собственностью детей Эллина, сделавшись достоянием всего человечества. И речь не о корнях современной цивилизации, уходящих в глубину античных веков. Театры и полисы оставим данайцам, дороги и право – римским легионам, с нас же довольно и пары-тройки муз. Дочери Зевса вдохновляли и продолжают вдохновлять творцов по всему свету, а их губы всегда нашёптывают нужные слова. Нужно только уметь слушать.
Первым делом греческие богини вспоминают о своей былой стране. И тоскуют. И подсовывают в руки малышей книжки с подвигами Геркулеса... Заложенные буквально с пелёнок зёрна эллинской культуры прорастают через всю нашу жизнь, хотя сами мы об этом и не задумываемся. Даже побеждая на какой-нибудь Олимпиаде... Словом, предлагаю сегодня вернуться на несколько десятилетий назад, в беззаботное советское детство, и вспомнить, как всё начиналось.
«Возвращение с Олимпа», 1969 год. Первый из легендарного цикла мультфильмов о Древней Греции советского режиссёра Александры Снежко-Блоцкой получился и самым неоднозначным. Начнём с того, что автор не пошла по пути пересказа, а придумала собственную историю, хоть и опирающуюся на классические предания.
Поднявшийся на Олимп Геракл в обществе верховных богов откровенно тоскует. Можно, конечно, день и ночь пьянствовать с Дионисом, ворковать с Афродитой и скандалить с Герой, но... руки-то помнят! Им привычнее не арфа и чаша, а палица! В общем, укротитель немейских львов, прекрасных амазонок и авгиевых конюшен отпрашивается с небес на землю, входит в собственный храм (Помнят потомки! – А как такое забыть?!) и предаётся ностальгии.
Впрочем, со временем память стала подводить, и что-то Геракл (читай – режиссёр) банально напутал. Но от этого стало только интереснее. А когда лернейская гидра неожиданно приняла форму свастики, а стимфалийские птицы стали сбрасывать на города авиабомбы, то стало ясно, что Снежко-Блоцкой дадут зелёный свет на съёмку новых серий.
«Лабиринт. Подвиги Тесея», 1971 год. Очередная история не заставила себя ждать. На сей раз в центре внимания отважный сын афинского царя Эгея (хотя мы-то знаем, что там и сам Посейдон, хм... руку приложил). Ну а дальше калидонский вепрь, прокрустово ложе, лабиринт Минотавра и нить Ариадны – всё как мы любим. И хотя, если не ошибаюсь, кабана сразил не Тесей, а Мелеагр, но... Кого волнуют такие мелочи, когда перед нами супермен во плоти!
Единственное смутило, как герой обошёлся со своей спасительницей и возлюбленной. Даму смыло за борт к Посейдону, а Тесею и горя мало. Как говорится, вся жизнь впереди, сколько ещё таких Ариадн будет на его веку!
«Аргонавты», 1972 год. По морям, по волнам... Легендарный поход удалой команды «Арго» за золотым руном сегодня воспринимается совсем иначе. Ясон и товарищи выглядят вылитыми разбойниками, цинично и беспринципно ограбившими царя Колхиды.
Впрочем, правитель сам виноват, незачем было пытаться решить всё миром и выдумывать всякие испытания. Завидев близнецов Диоскуров, силача Теламона, сладкоголосого Орфея и прочих членов удалой шайки, царь тотчас должен был выгнать подданных на посевные работы и вырвать у дракона все зубы на семенной материал.
А вообще мультик заставляет задуматься, ведь в любой шутке есть доля шутки. Взять хотя бы сирен. Ну чем не портовые девицы, сманивающие матросов с корабля и пристраивающие крепких мужичков по хозяйству? Глядишь, и перед тобой уже не морской волк, а сухопутная крыса, робко выглядывающая из-за женской юбки. Впрочем, аргонавтам сирены без надобности, когда на борту есть Орфей.
«Персей», 1973 год. А вот этот год выдался неурожайным. Как иначе объяснить, что персонажи разом похудели, а главный герой больше напоминает истощённого подростка? Картинка разительно отличается от прочих творений художника-постановщика Александра Трусова, у которого эллинские герои были... со славянским колоритом! Тот же Геракл из первого мультфильма, к примеру, больше напоминал Илью Муромца, а Атлант – Святогора. Здесь же явный восточный уклон... Быть может, свою роль сыграло созвучие слов «Персей» – «перс»? Не знаю...
Короткометражка весьма интересна и учит правильным вещам. С головой Горгоны под мышкой можно, конечно, захватить захудалый городок и держать жителей в страхе, но принесёт ли это счастье?
«Прометей», 1974 год. Миф о титане, который ослушался воли Зевса и дал людям огонь. А дальше – скала, цепи и орёл, клюющий печень.
Но ведь оно того стоило, и мы оправдали надежды Прометея, правда?
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#советские мультфильмы
#мифы древней греции
#эллада
#геракл
#герои
#подвиги
#лабиринт минотавра
#аргонавты
#боги олимпа