Найти тему
Домик у моря

Круг чтения. Маркус Зусак "Книжный вор". Рассказ Смерти о Жизни

Прочла, наконец, книгу Маркоса Зусака «Книжный вор». В моих закладках она уже года три.

Книга рейтинговая. Отзывов много. Поэтому и ожидания были высокими. Трудно мне однозначно сказать, оправдались ли они. Уж очень необычно рассказывает автор свою историю. Тем не менее, книга сильная. Не поспоришь.

Немного о содержании книги.

Описаны несколько лет жизни немецкой девочки в фашистской Германии. Ребёнок, война, лишения, потеря родителей, отношения в новой приёмной семье, детские страхи и детские маленькие победы, недетская верность себе и недетская преданность друзьям. Сюжет с точки зрения писательского ремесла – беспроигрышный. Судьба девочки и людей, встретившихся ей, трогает. Читаешь с интересом.

Параллельно с жизнеописанием героев на улицах этого городка разворачивается история зарождения, распространения и победы фашисткой идеологии над разумом и нравственностью.

Отсюда вытекает и другая тема книги – тема личной гражданской позиции, тема силы большинства и бессилия меньшинства. Когда все вокруг с тобой на одной волне, легко быть принципиальным. А если все молчат? А если страх окутал твой дом, твою улицу, твой город? Каково это видеть, как массовое зло смеётся над добром, как идеологическая машина подминает под себя судьбы твоих соседей, близких тебе людей?

По-моему, очень актуально. И поучительно. Напрашиваются аналогии. Интересно эта книга популярна на Украине?

Всё до обидного похоже. Только вместо русофобии, на улицах описываемого городка вызревает антисемитизм.

Мне же, внучке солдата, кроме основной сюжетной линии интересно было наблюдать повседневную жизнь и быт небольшого немецкого города в предвоенное и военное время. Вторая мировая война описана с другой территории. Мы видим мир по другую сторону окопов, слышим разговоры о далёкой заснеженной России и кровавом Сталинграде из уст немецких бюргеров.

Ещё одна тема подспудно довлеет в романе. Тема чтения, темы силы книги, её спасительной роли в жизни человека. Мне, всю жизнь проработавшей среди книг, эта линия была, конечно, близка. Книга в этом романе - это отдельный собирательный образ, полноценный персонаж.

Теперь о форме романа. Она необычна. Я стараюсь в обзорах не спойлерить, но всё же хочу предупредить - всё повествование ведётся от лица Смерти. Такой неординарный писательский ход сначала вызывал у меня отторжение. Но по прочтении книги, я поняла, что ход - мощный.

И есть ещё одно замечание по форме. Стиль текста вас удивит. Он однозначно корявый. Я даже подумала, что мне попался неудачный перевод. Но, в конце книги, читая письмо главной героини, вдруг обнаружила, что на самом деле автор умеет красиво и правильно излагать мысли. Лексика в книге нарочито неправильная. Ведь говорит с нами не человек.

Чтобы не быть голословной приведу несколько предложений из текста книги:

"Одним глазом глядя, а другим еще видя сон..."
"Волосы у нее были сорта довольно близкого к немецкому белокурому, а вот глаза — довольно опасные."
"Во сне у меня по-прежнему живут страшные сны."
"Когда Руди споткнулся и рухнул на униженный манекен, девочке стало и легче, и разочарованнее."

Это не мои описки, это цитаты! Я, понимаю – это замысел автора. Форма подчёркивает содержание. Но меня иногда коробило. Как минимум - непривычно. Если захотите прочесть эту книгу, то приготовьтесь к тому, что примерно в такую стилистику вы будете погружены все часы её прочтения.

И ещё один момент. Автор книги австралиец Маркус Зулак, войны не видел. Он, конечно, антифашист, конечно, сочувствует жертвам войны, особенно детям, конечно, возмущается всемирным злом. Очень проникновенно описывает он горести, обиды и лишения немецкого ребёнка.

Только иногда у меня возникала мысль, а чтобы сказал автор, увидев страдания русских детей 20 и 21 веков…

На самом деле, книга сильная. Нестандартная. Тонкая. Вызывающая размышления. Знаете, её даже можно назвать поэтичной. Да, да! В корявом языке рассказчика - Смерти, как ни странно слышится гармония и музыка Жизни. И это несомненно показатель писательского мастерства автора.

Книгу стоит прочесть, хотя бы ради "дегустации" такого необычного литературного эксперимента. Так же, как стоит, например, прочесть "100 лет одиночества" Габриеля Гарсиа Маркеса, чтобы узнать какой может быть художественная литература, увидеть её "запределье".

И, не зависимо от того, понравится вам или нет это литературное новаторство, жизнь и смерть главных героев книги тронут ваше сердце. Безусловно.

Цитаты из книги Марсука Зусака "Книжный вор":

От имени Смерти:

"Пожалуйста, не волнуйтесь, пусть я вам только что пригрозил. Все это — хвастовство — я не свирепый. Я не злой. Я — итог."
"Случай всегда ведет к следующему случаю, точно как риск несет в себе новый риск, жизнь – новую жизнь, а смерть – новую смерть."

О немецком фашизме:

"Можно сказать, это была судьба. Видите ли, кто-то может сказать, что немецкий фашизм получился от антисемитизма, не в меру ретивого вождя и нации озлобленных баранов, но всё это ничего бы не дало без любви немцев к одному интересному занятию: Жечь. Немцы любили что-нибудь жечь. Лавки, синагоги, Рейхстаги, дома, личные вещи, умерщвленных людей и, само собой, книги. Хороший костер из книг всегда был им по душе..."

О Сталинграде от лица Смерти:

"1. В 1942-м и в начале 1943-го небо в этом городе каждое утро выцветало до белой простыни.
2. Весь день напролёт, пока я переносил по небу души, простыню забрызгивало кровью, пока она не пропитывалась насквозь и не провисала до земли.
3. Вечером её выжимали и вновь отбеливали к следующему рассвету.
4. И всё это, пока бои шли только днём."

К прочтению рекомендую. Очень хотелось бы узнать Ваше мнение о книге. Интересно сравнить со своим.

Спасибо, что со мной.