Найти тему
Соратник.ру

И опыт, сын ошибок трудных. Часть 2 "Артиллерия"

«И старый Бог вновь на коне, пока дракон его во сне» Автор неизвестен

Выражение «Артиллерия-бог войны» известно давно, хотя никто не знает точно кто первый это сказал. Да, многие захотят просветить автора и рассказать про Иосифа Виссарионовича, который по итогам русско-финской войны именно так артиллерию и назвал. Заслуженно назвал. В той войне родилось и неофициальное прозвище одной из тяжелых артсистем - «кувалда Сталина».

203мм.гаубица Б-4 обр.1931 года. Та самая кувалда.  Фото с сайта drikus.club
203мм.гаубица Б-4 обр.1931 года. Та самая кувалда. Фото с сайта drikus.club

Свирепый "Бог войны" бьёт своих врагов "кувалдой Сталина". Это символично. Бог с молотом в руках это Тор. Связанный с молнией и защитой человечества. Бог скандинавов, уводящий в далекие и по-своему прекрасные языческие времена, когда Честь была важнее библейской многомудрости. Финны правда скандинавами не считаются, вероятно темпераментом не вышли.

Но Сталин, увы, не первый. Говорят первым это произнес начальник русской артиллерии генерал-майор Александр Кутайсов накануне Бородинского сражения в 1812 году. По крайней мере всезнающая Вики так считает. Однако есть люди, которым и Вика не указ и тыкают пальцем в французского генерала Жан Батиста Вакет де Грибоваля, автора военной реформы, заложившей основу побед Наполеона. Но и это не последний из возможных авторов фразы. Некоторое подобие этого выражение находят даже в знаменитой «Махабхарате» - древнеиндийском эпосе. В общем, только Бог войны знает кому он первым явил эту истину, и отнюдь не из неопалимого куста.

Но не столь уж важно кто первый, важно, что в первую очередь это Русский Бог. Ибо ещё Фридрих Великий воскликнул: Я ничего так не боюсь, как русских пушек! И хор повторяющих эту Истину за ним, тоскливо тянется до наших дней…

Итак, вернёмся в наши дни и посмотрим, что у нас сейчас с Богом войны творится и о каком спящем драконе речь. В своей статье я не буду утомлять вас многочисленными циферками калибров, дальностями стрельбы и абракадабрами названий, вызывающими понимающий кивок лишь у знатоков, а большинство людей вгонят школьную тоску от уроков алгебры. Мы будем рассматривать общие тенденции и их трансформации. Попытаемся увидеть и будущее артиллерии исходя из текущего опыта и как это может сказаться на нашей с вами жизни.

В современное время к артиллерии относят миномёты, буксируемую ствольную артиллерию, самоходную артиллерию (САУ), реактивные системы залпового огня (РСЗО). Последняя работает по площадям и поэтому наиболее эффективна по целям находящимся открыто. В последних конфликтах хорошо проявил себя новый тип русской артиллерии – тяжелые огнемётные системы. Конструктивно это та же РСЗО, но стреляющая специальными ракетными снарядами объёмного взрыва.

Ствольная артиллерия сыграла главную роль во Второй Мировой войне. Дорогу танкам и пехоте всегда открывала многочисленная артиллерия. Авиация, несмотря на всю свою грозную красоту и тонны бомб падающих с небес, все же оставалась на втором плане. Лишь артиллерия могла всепогодно, круглосуточно и практически везде поражать противника. Экономика всех главных воющих стран работала на войну, производя неисчислимое количество снарядов и пушек. В гуле Великой Отечественной войны родилась формула - "При двухстах орудиях на километр фронта о противнике не спрашивают и не докладывают, а только доносят, до какого рубежа дошли наши наступающие части". По-иному говоря - у кого больше стволов, тому и парад Победы проводить.

После 2МВ пару десятилетий главенствующую роль артиллерии никто не оспаривал, но постепенно развитие технологий ракетного оружия стали оттеснять её в тень. Противотанковые пушки почти повсеместно были заменены противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК), та же судьба вскоре постигла и зенитную артиллерию, место которой заняли хищные ракеты (ЗРК). Монстры больших калибров, продержались дольше, благодаря разработанным для них снарядам с ядерным зарядом.

Фото с сайта on-desktop.com
Фото с сайта on-desktop.com

Но с падением СССР и наступлением эпохи одного гегемона и его вездесущих крылатых хищников, они так же были почти забыты. Обычная полевая артиллерия сохранилась, развивалась, но общее значение её в мозгах светил военного дела снижалось, уступая дорогу авиации и различным видам «умного оружия», что в свою очередь, в 90-х годах, принципиально изменило саму концепцию того, как надо достигать победы над противником.

В чём же состояла суть новой концепции победы и чем она отличалась от старой?

До самого конца 20 века основной задачей вооруженных сил был разгром армии противника. В боях лицом к лицу его техника, оружие и л/с должны быть уничтожены или пленены, а территории противника обязательно заняты. Именно в таком типе войны артиллерия и была основным средством поражения.

Эту концепцию в самом конце 20 века сменила концепция достижения победы через поражение самой страны, лишения её воли к сопротивлению за счёт уничтожения инфраструктуры страны. Предприятий, мостов, энергетики, центров управления, складов всех типов и т.д. Технически эта задача решалась с помощью дальнобойных крылатых ракет, запускаемых в основном с боевых самолетов и кораблей. Точное наведение их на цель обеспечивала спутниковая навигация и лазерное целеуказание. Но главной причиной торжества этой концепции на протяжении 30 лет, стал крах СССР и установление гегемонии в мире одной страны. С этого момента все войны стали представлять из себя бой Голиафа и Давида. Без шансов Давида на победу. Именно против более слабых и территориально не больших стран, эта концепция работала отлично. Наиболее яркий пример бомбардировки Югославии силами НАТО в 1999 году. Капитуляция противника была достигнута без наземных сражений.

Соответственно роль артиллерии поля боя существенно снизилась, кроме того в её развитии начался уклон в сторону дорогостоящей самоходной артиллерии. От классических и массовых буксируемых орудий стали отказываться. Причиной этому послужило развитие систем контрбатарейной борьбы. Различных РЛС которые по траектории засвеченных ей снарядов, с высокой точностью определяли с какого места произведен выстрел, а системы управления моментально рассчитывали параметры для ответного огня. В этих условиях выживаемость буксируемой артиллерии, которой значительно больше времени надо для покидания места ведения огня, резко снизилась. Но совсем из арсеналов она не исчезла, так как прекрасно справлялась со своими задачами в боях с противником вроде афганских талибов или чеченских сепаратистов. Кстати на уклон в сторону САУ очень сильно повлиял оружейный бизнес, который с конца 20 века стал решающим при выборе того, что надо выпускать для армии. Именно с тех пор начался бешеный рост сложности и стоимости военной техники. Одновременно производственные мощности национальных ВПК многих стран стали снижаться. Производить и продавать сложные самоходки было куда выгоднее, чем простую буксируемую артиллерию. Одна современная САУ стоит столько же сколько дивизион (12 единиц) буксируемых орудий. А её обслуживание и модернизация куда выгоднее для производителя.

И вот настало 24 февраля 2022 года, и вся ранее существующая концепция применения артиллерии стала стремительно меняться. В условиях примерного равенства численности, в условиях «аквариума» применение артиллерии в составе развернутых по линейке дивизионов и батарей оказалось почти не возможным.

Американская артиллерийская батарея в один ряд. Фото с сайта hmn.wiki
Американская артиллерийская батарея в один ряд. Фото с сайта hmn.wiki

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не только их быстро обнаруживали, но порой и сами поражали своими ракетами. РЛС контрбатарейной борьбы так же оправдали своё назначение, быстро обнаруживая ведущие огонь батареи и наводя на них свою артиллерию.

На фронте начались «тараканьи бега». Артиллеристы обеих сторон, всю первую часть конфликта произведя несколько выстрелов тут же срывались с места и удирали. Порой не успевая увезти орудия. Самоходная артиллерия тоже оказалась довольно уязвимой для ракет с БПЛА и дронов-камикадзе. Но самое главное, как только фронт превратился в позиционный, а войска, быстро усвоившие принцип «больше трех не собираться», рассредоточились, тут же артиллерии стало очень сильно не хватать численно. При этом авиация выполнять задачи по постоянному огневому поражению противника по ряду причин оказалась не в состоянии. В итоге перед русской армией находились обширные укрепрайоны, а работать по ним сосредоточенно, в стиле Великой Отечественной стало крайне затруднительно, батареи не могли часами стоять на одном месте и вести огонь, не рискуя получить ответ.

В итоге первая часть позиционного периода прошла в ожесточенной борьбе за артиллерийское превосходство. Без него дальнейшие успехи были бы не возможны. В ней принимала участие не только наша артиллерия, но и авиация. От ведения огня в дивизионных порядках пришлось отказаться. Орудия стали работать рассредоточено. Это хорошо видно на многочисленных видео. Очень мало кадров огня целой батареи. Орудия, САУ и РСЗО работают поодиночке. Это более безопасно но снижает эффективность огня.

"Град" работает один. Фото с сайта ria.ru
"Град" работает один. Фото с сайта ria.ru

Эту трудную борьбу выиграла российская сторона. Однако это была не лёгкая победа в условиях превосходства разведывательных средств противника и для нашей артиллерии стоила не малых потерь материальной части. Пришлось массово отправлять в войска артиллерийские системы из запасников. В том числе системы разработки не только 50-х годов, но даже и времен Великой Отечественной. Это было оправданно. В ситуации, когда у вас в несколько раз больше артиллерийских систем, вероятность получения ответного огня значительно снижается, а плотность вашего огня повышается.

Но тут возникла другая проблема. Не высокая точность наведения. Большое количество целей, а вы помните, что противник тоже в рассредоточенных порядках, потребовала огромного количества боеприпасов. Поначалу казалось их у нас много. Запасы времен СССР казались бездонными. Вы, наверное, помните тот период и видео полей с бесчисленными воронками. Увы, запасы основных калибров оказались не столь велики. Мы тоже продавали избытки снарядов всем желающим.

У многих сразу возникает вопрос – а как тогда воевали во Второй Мировой? Отвечу немного цинично – в то время жизнь солдата стоила намного дешевле, а танки можно было построить куда быстрее и больше. То, что не доделала артиллерия завершали танки и пехота. Среднесуточные потери воюющих доходили от нескольких тысяч до десятков тысяч солдат. Сейчас потери л/с многократно меньше, но ценой огромного расхода боекомплектов. ВПК вынужден производить их в огромных сериях и всё равно снарядов не хватает всем. По большому счёту конфликты Герасимов – Пригожин вокруг снарядов результат того, что страна работает в режиме мирного времени, а отношение к солдату значительно более бережное.

Тогда воевали так... Фото с сайта ampravda.ru
Тогда воевали так... Фото с сайта ampravda.ru

Освоение нашими бойцами во второй половине 2022 года связки БПЛА-артиллерия позволила повысить точность поражения целей без чрезмерного расхода БК, однако нехватку снарядов для столь протяженного фронта так и не решила.

Вывод: В данном конфликте применение вооруженных сил соединяет в себе обе концепции. Как времен Второй Мировой, так и конца 20 века. На фронте решает артиллерия, а «умное оружие» дальнего действия ломает экономику. И эта концепция соединения старого и нового в данном конкретном конфликте оказалась рабочей.

Как опыт СВО отразится на артиллерии в армиях мира? На данный момент, по всему миру заработали снарядные заводы, в планы по материальному снабжению срочно вписываются новые артиллерийские системы. Но это первая реакция. Вторая реакция коснётся Стратегий. Когда более глубоко произойдет осмысление того, что происходящее в СВО это тупик военного искусства и срочно надо искать его новые формы.

В чём же главная проблема? Сейчас стало понятно, если имеется достаточно сильное ПВО, есть союзники готовые помогать материально, а в стране имеется сильная идеология, неважно какого окраса, то концепция 90-х, концепция шока, не сработает. А желании сберечь свой л/с, дорогостоящую и сложную технику, превращает конфликт в затяжной и крайне дорогой. Но в условиях соревнования экономик и гонки к гегемонии, затяжной конфликт приводит его стороны к отставанию. Возможно критическому. Соответственно затяжные конфликты крайне разорительны и не выгодны.

А если конфликта не избежать, а противник не слабый и готов драться? Вот тут возможно и придётся разбудить и оседлать дракона и сменить им артиллерийского коня. Да, что же за дракон такой? А тот самый, который должен был обеспечить Советской армии в 70-80-х годах рывок к Ла-Маншу в самый кратчайший срок. От недели до месяца. Тот самый, который должен был обеспечить нашим танковых армиям огненные коридоры, по которым они бы неслись сметая остатки армий НАТО. Дракона так и зовут, чисто по-азиатски – ТЯО. Тактическое ядерное оружие. Одна только проблема – у НАТО тоже есть свой дракончик, с таким же именем и кучей зубов. Только ядерных мин на возможном пути русских танковых колонн тогда было установлено более 1000 штук… Так что случись такое, над Европой пронесся бы такой жуткий ядерный ураган, что даже жалко их становится.

К сожалению психологический барьер использования ТЯО уже сильно снижен и применения его против сильного, но не обладающего ядерным оружием противника станет куда более вероятным. Ведь куда проще вместо бесконечных эшелонов со снарядами, тысяч орудий и муторной возни в окопах месяцами и годами, применить всего пару-тройку сотен тактических зарядов… Соблазнительно. А победителей не судят.

В свою очередь это подтолкнет многие страны к созданию своего ЯО. Что потенциально, в перспективе, не сделает мир более стабильным. Наш будущий многополярный мир. Но это будет потом. А пока – батарея, Огонь!

И опыт, сын ошибок трудных. Часть 1 "БПЛА. Глаза с неба"
Соратник.ру30 апреля 2023

Ставьте палец вверх, подписывайтесь, комментируйте. Обратная связь важна для любого автора.

С уважением, Соратник.ру

p.s. С большинством из Вас у меня большая разница во времени. Поэтому не всегда быстро отвечаю на ваши комментарии. Надеюсь на понимание.