Найти тему

Борьба с коррупцией в России

Что такое коррупция? В экономическом словаре А. Г. Витова, коррупция – это подкупность или продажность политических, хозяйственных и общественных лиц. Речь идёт о сращивании государственных структур с преступным миром. Более ёмкое и весьма содержательное определение принадлежит М. А. Сажевой: «Коррупция – это беспрерывная цепь продаж должностных полномочий в пользу своего коррупционного процветания». Следует отметить, что ряд экономистов рассматривает коррупцию как своего рода ренту, которую получают государственные должностные служащие вследствие их монопольного положения». Кроме того, коррупция с точки зрения социологии, демонстрирует болезненное состояние общества, происходит процесс разложения органов государственной власти, оказывается отрицательное влияние на экономические процессы и наносится удар по безопасности государства.

Должностные лица, которые обогащаются за счёт населения, граждан и государства, имеют определённый склад ума по выстраиванию коррупционных связей. В большинстве случае, это люди с психологией «торгаша» - чья деятельность, кроме официальной, направлена на дачу взятки, отмывания денежных средств из государственного бюджета, подкуп должностных лиц, выстраивание коррупционных связей. Они злоупотребляют своим должностным положением, в результате чего происходит сращивание с преступным миром, поэтому их деятельность направлена, как правило, на деградацию экономического развития, чем на процветание собственной страны.

Саму коррупцию рассматривают как политическое направление. Так, В. А. Шабалин считает, что политическая коррупция базируется на бесконтрольном обмене ресурсами между властными структурами и другими элементами общества. В самой уголовно-правовой науке сложилось два подхода к определению коррупции. К первой группе относятся исследователи – С. Г. Максимов и Ю. Г. Наумов. Они считают, что коррупция проявляется в совершении преступлении коррупционной направленности: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ) и так далее. Вторая группа исследователей – А. И. Розог, В. В. Останин, С. Б. Иванов, Р. С. Маркушин. Они считают, что коррупция – это социально-правое явление, следовательно, затрагивает все сферы общественной жизни. Кроме того, необходимо обратиться к отечественному опыту противодействия коррупции – в дореволюционный и советский период. [1]

В последней четверти 18 века, в России стали интенсивно складываться капиталистический строй. С одной стороны, выделялись крупные денежные средства на развитие отраслей производства, а с другой стороны, частные финансисты и промышленники становились во главе важнейших представительных органов. Происходила интеграция финансовой и промышленной олигархии с представителями правительственной бюрократии. Следует отметить, что в 19 веке предпринимались попытки по успешной борьбе с коррупцией. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года, в главе 6 «О мздоимстве и лихоимстве» было сформулировано десять составов коррупционных преступлений, которые относились против государственной общественной службы. Кроме того, с 1841 по 1859гг., за взяточничество и присвоение казённого имущества, было приговорено к судебной ответственности около 100 тысяч чиновников государственного аппарата. Однако проблема состояла в том, что множество законов и директив вносили законодательную неразбериху, люди ощущали себя беспомощными, а чиновники находили пути к выходу к коррупционной кормушке. В конце 19 -начале 20 века, в Российской империи, 9 из 10 банков были частными, активно процветала коррупция при выполнении военных заказов. Коррупция, и целый ряд субъективных и объективных проблем стали причиной крушения Российской империи, в феврале 1917 года.

8 мая 1918 года был принят декрет СНК «О взяточничестве», который предусматривал уголовную ответственность – лишение свободы, конфискация имущества и принудительные работы. В начале 1920-х годов, в стране приступили к формированию специального правового механизма борьбы с коррупцией на базе Уголовного кодекса 1922 года. Понятие «коррупция» в политической практике появляется лишь в 1937 году. Новшеством УК РФСФР 1960 года, стала дифференциация уголовной ответственности за дачу и получение взятки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 года «Об усиление уголовной ответственности за взяточничество». Взяточничество относилось к категории особо тяжких преступлений, при отягчающих обстоятельствах применялась смертная казнь. С середины 1970-х годов, в СССР началось расследование крупных коррупционных дел в, которых были замечены партийные работники высокого уровня, а с другой стороны, началось формирование теневого сектора экономики, которая шла в разрез с плановой экономикой. В 1989 году, в МВД СССР было создано 6-е Управление по борьбе с устойчивыми преступными сообщества и коррупцией, а в 1990 году появляется Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении с властью и служебным положением». Также разъясняется значение понятия «иная личная заинтересованность» под которой понимается стремление извлечь выгоду неимущественного характера. Однако не продуманность экономических реформ, которые были бы подкреплены адекватной правовой базой, желание «ударить по штабам» (перетряхнуть кадры) по задумке А. Яковлева и поставить на руководящие посты людей лояльных М. Горбачёву, формирование к концу 1980-х годов, целого класса собственников, претендующих на власть, не желание ряда представителей власти вникать в происходящие дела, - привели к сдаче СЭВ, ОВД, разрушению СССР (1991год) и началу строительства периферийного капитализма. [2]

В 1996 году был принят Уголовный кодекс РФ. В Уголовном кодексе РФ предусмотрены следующие статьи: 1)получение взятки (ст.290 УК РФ) – получение должностным лицом взятки, в особо крупном размере от 1 млн. рублей – наказывается лишением свободы от 8 до 15 лет или штраф от 3 до 5 млн. рублей, 2)дача взятки (ст.291 УК РФ) – если должностное лицо отказалось принять взятку, то это не освобождает от уголовной ответственности взяткодателя, 3)мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) –мелким взяточничество считается дача взятки напрямую или через посредника, сроком до 1 года или штрафом до 200 тысячи рублей, 4) освобождение от уголовной ответственности, в случае если взяткодатель после совершения преступления добровольно совершил в следственные органы, о даче взятки,5) коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ) – крупным размером считаются суммы свыше 150 тысяч рублей, а виновные в коммерческом подкупе могут быть лишены права занимать определённые должности до 6 лет. В 2000-е годы, началась формироваться стройная система противодействия коррупции с учётом мирового опыта (Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 год и Конвенции против коррупции 2003 год).

Указом Президента РФ от 19 мая 2008 года №815 «О мерах по противодействию коррупции» и Законе о противодействии коррупции. Начался процесс включения норм федерального законодательства в законодательство субъектов РФ. Важным программно-целевым документом по борьбе с коррупцией является Национальная стратегия противодействия коррупции, утверждённая Указом Президента РФ от 16 августа 2021 №478 «О национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы», которая охватывает федеральный, региональный и муниципальный уровни. [3]

Однако существуют серьёзные проблемы в области борьбы с коррупцией:

1) Правоохранительные органы выявляют лишь ничтожную часть (не более 1-2%) всех коррупционных деяний. Так, в 2002 году прокуратура возбудила 4000 дел по коррупции, однако в тюрьму было посажено 400 человек.

2) Коррупция ежегодно выводит из экономики по оценкам специалистов от 6 до 10 трлн. рублей. Для сравнения расходы бюджета РФ в 2023 году составят 29 трлн. 56млн.рублей.

3) В России из-за коррупции не контролируется большая часть финансовых потоков страны (до 80%).

Какие необходимо предпринять эффективные меры по борьбе с коррупцией?

1) Составить стратегию и развернуть последовательную и широкомасштабную кампанию по борьбе с коррупцией на государственном уровне, с учётом современной правовой базы по ужесточению наказаний за взяточничество.

2) России ничего не светит в мировом разделении труда, её будут рассматривать в качестве сырьевого придатка Запада, поэтому чтобы многократно сократить социальное расслоение между богатыми и бедными в России и существенно повысить доходы граждан, необходимо перейти с периферийной модели капитализма на планово-рыночную модель экономики, которая позволить России выйти из мирового разделения труда и построить суверенную независимую экономику.

3) Упрощение бюрократических процедур, строгая регламентация действия чиновников и ротация кадров во всех органах власти.

Литература

[1] Предупреждение коррупционной преступности: учебное пособие для вузов/ Н. Н. Окутина. – Москва, Издательство Юрайт,2023. -296с. – стр. 15-20, 60-66.

[2] Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов; под редакцией Е. В. Охотского. 3-е изд.; - Москва: Издательство Юрайт,2023. – 427с. – стр.113-114, 148-155.

[3] Противодействие коррупции: учебное пособие для вузов/ И. С. Амиантова. –Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 149с. – стр. 44-49