и стабилизирована, на что по обыкновению уходит несколько месяцев. Она крошечная, меньше моей ладони, в квазибарочном серебряном тяжёлом окладе, который тоже требовал внимания.
Состояние её при поступлении было плачевное - тонкая кипарисовая досочка треснула по шву с большой потерей в верхнем регистре; защитный слой сильно потемнел и растрескался глубоко, живопись претерпела многое - словом, типичная картина.
Начинаем работать с ювелиром и краснодеревщиком: основу приводим в порядок, убиваем всё живооооое (и очень недобродушно активное); шов выклеивается, лакуна послойно заполняется. Чуть позже утоньшаются верхние слои лаков:
Эта часть работы - непредсказуемая; с иконой кто только не возился, желая ей хорошего. Слои того-сего из необратимых составов, жёсткие и толстые, приходится удалять послойно долго, крошечными частями.
На иконе становятся видимыми авторские краски - яркие светлые, довольно изящно положенные. Наношу тончайшие слои реставрационных грунтов в углубления лакун - предстоит собственно живописная реставрация.
Вот её первые стадии - выравнивается голубой небесный фон, собираются мелкие выпады по фигуркам.
Головки, как вы видите, совсем стёрты усердною рукой; что поделаешь. Делаем новые, стилистически подходящие. Личное письмо такого "булавочного" размера мне уже недоступно, увы - прошу о помощи любимую коллегу.
Она делает базовый красивый рисунок, я тонирую его и привожу к единому знаменателю с остальной живописью.
Ну вот, работы близки к завершению; остаётся заняться микрорельефом, выровнять окончательный тон фонов, дописать утраченные складки одежд и восполнить недостающую надпись:
Серебряный оклад тем временем тоже приведён в порядок, уфф, полугода как и не бывало.
Напомню, что реставрацией занимаются только и исключительно реставраторы; это отдельная, _другая_ профессия. Своих студентов я знакомлю с основами этого умения - и да, базовые операции они могут выполнять, не влезая в сложные, технологически ответственные задачи.
А иконописью я занимаюсь оттого, что хороший реставратор знаком с техникой и технологией; и реставратору нужно уметь восполнить утраченное - реставратор поэтому обязан быть хорошим рисовальщиком и колористом.
** Спасибо за просмотр. И за сердечко - как всегда, отдельное спасибо.
Записи о мастерской собраны здесь.