Найти тему
Чаепитие в немытищах

Икона апп. Петра и Павла - отреставрирована

и стабилизирована, на что по обыкновению уходит несколько месяцев. Она крошечная, меньше моей ладони, в квазибарочном серебряном тяжёлом окладе, который тоже требовал внимания.

Состояние её при поступлении было плачевное - тонкая кипарисовая досочка треснула по шву с большой потерей в верхнем регистре; защитный слой сильно потемнел и растрескался глубоко, живопись претерпела многое - словом, типичная картина.

Начинаем работать с ювелиром и краснодеревщиком: основу приводим в порядок, убиваем всё живооооое (и очень недобродушно активное); шов выклеивается, лакуна послойно заполняется. Чуть позже утоньшаются верхние слои лаков:

-2

Эта часть работы - непредсказуемая; с иконой кто только не возился, желая ей хорошего. Слои того-сего из необратимых составов, жёсткие и толстые, приходится удалять послойно долго, крошечными частями.

-3

На иконе становятся видимыми авторские краски - яркие светлые, довольно изящно положенные. Наношу тончайшие слои реставрационных грунтов в углубления лакун - предстоит собственно живописная реставрация.

Вот её первые стадии - выравнивается голубой небесный фон, собираются мелкие выпады по фигуркам.

-4

Головки, как вы видите, совсем стёрты усердною рукой; что поделаешь. Делаем новые, стилистически подходящие. Личное письмо такого "булавочного" размера мне уже недоступно, увы - прошу о помощи любимую коллегу.

-5

Она делает базовый красивый рисунок, я тонирую его и привожу к единому знаменателю с остальной живописью.

-6

Ну вот, работы близки к завершению; остаётся заняться микрорельефом, выровнять окончательный тон фонов, дописать утраченные складки одежд и восполнить недостающую надпись:

-7

Серебряный оклад тем временем тоже приведён в порядок, уфф, полугода как и не бывало.

-8

Напомню, что реставрацией занимаются только и исключительно реставраторы; это отдельная, _другая_ профессия. Своих студентов я знакомлю с основами этого умения - и да, базовые операции они могут выполнять, не влезая в сложные, технологически ответственные задачи.

А иконописью я занимаюсь оттого, что хороший реставратор знаком с техникой и технологией; и реставратору нужно уметь восполнить утраченное - реставратор поэтому обязан быть хорошим рисовальщиком и колористом.

** Спасибо за просмотр. И за сердечко - как всегда, отдельное спасибо.

Записи о мастерской собраны здесь.