Этому учат в уникальном вузе в Костроме.
Очередную годовщину со дня образования отметила Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко. Традиционно этот день в вузе начали с торжественного построения, возложения цветов к бюсту прославленного военачальника, чьё имя с гордостью носит академия, и, конечно же, приёма гостей.
ВА РХБЗ распахнула двери для ребят, мечтающих в будущем связать жизнь со служением Родине. Их ждали увлекательные экскурсии в музее, лекционных аудиториях, лабораториях, а также выставка вооружения и техники.
Кроме этого, мальчишкам и девчонкам была предоставлена уникальная возможность оказаться за рулём тренажёра, имитирующего нахождение в кабине настоящего военного автомобиля, а ещё из первых уст услышать о курсантской жизни в ВА РХБЗ – быте и учёбе. Но и это ещё не всё. На плацу вуза мастер-класс по умению чеканить шаг и держать строй для воспитанников костромского клуба юных лётчиков, десантников и космонавтов провели курсанты академии, не так давно вернувшиеся из Москвы с парада Победы. Нужно было видеть восхищение ребят, удостоенных чести пройти вместе с парадным расчётом! На память воспитанникам клуба курсанты подарили свои береты – те самые, в которых они 9 Мая шагали по брусчатке Красной площади. Столь памятный подарок, несомненно, пришёлся по душе ребятам, на лицах которых читался неописуемый восторг. Многие из них, кстати, после этого ещё больше укрепились в желании поступать в академию РХБЗ и стать защитником Родины, а также приобрели ещё одну мечту – побывать на параде в качестве участников. О том же, как этого достичь, какой конкурсный отбор предстоит пройти кандидатам, чтобы стать курсантами, чему учат в Военной академии радиационной, химической и биологической защиты, в интервью с её начальником генерал-лейтенантом Игорем Емельяновым.
– Игорь Михайлович, столь пристальное внимание к молодёжи со стороны командования вуза, которое мы могли наблюдать на день академии, – разовая акция или плановая работа?
– Работа по воспитанию подрастающего поколения у нас выстроена давно. И свои двери наш вуз для тех, кто стремится связать жизнь со столь престижной профессией, как защита Родины, распахивает регулярно. Каждый раз мы стараемся внести что-то новое, привлечь, заинтересовать молодёжь. На базе академии и совместно с преподавательским составом для курсантов проводится очень много военно-патриотических мероприятий. В дни армейских игр на нашем полигоне традиционно соревнуются юнармейские команды. Здесь же проводятся военные сборы школьников. Совместно с не так давно возобновившим работу некогда легендарным клубом юных лётчиков, десантников и космонавтов еженедельно проводим занятия с ребятами по строевой и физической подготовке, военной истории. Считаю, что работа по воспитанию патриотов своей страны важна во все времена, а сегодня особенно. Поэтому мы стараемся к ней подойти творчески, шагая в ногу с подрастающим поколением.
– Иными словами, это часть большой трудоёмкой профориентационной деятельности?
– Именно так. Наша академия ведёт плановую работу по военно-профессиональной ориентации и предварительному отбору кандидатов для поступления на обучение по программам высшего и среднего профессионального образования.
Во все субъекты Российской Федерации направляются справочные и агитационные информационные материалы о вузе. К примеру, на сайтах образовательных учреждений Костромской, Ярославской, Ивановской и других областей они размещены в электронном виде.
Широкое распространение получила работа на различных открытых интернет-платформах видео-конференц-связи. Это различные тематические онлайн встречи, интерактивные занятия, круглые столы с другими регионами Российской Федерации, информационные проекты, как например «Школа социальной мобильности». Хочу отметить, нами проведено уже более 200 тематических встреч в онлайн-режиме.
В приёмной комиссии Военной академии создана горячая линия, которая позволяет кандидатам обращаться с вопросами о поступлении. Работает она в круглосуточном режиме. Телефоны пункта горячей линии размещены на главной странице официального сайта Военной академии РХБ защиты.
– Напомните, какой отбор должны пройти будущие курсанты? Есть ли какие-то нововведения в этом году?
– Вступительные испытания состоят из профессионального психологического отбора, оценки уровня физической и общеобразовательной подготовленности по результатам ЕГЭ или внутренних вступительных испытании. Это математика профильного уровня, русский язык, и третий предмет на выбор поступающего: химия или физика. Это то, о чём вы спрашивали, – новое во вступительных испытаниях. Обязательной составляющей является определение годности кандидатов по состоянию здоровья.
Участники специальной военной операции имеют право на поступление вне конкурса.
Хочу отметить, что специальности, которые получают выпускники Военной академии, как показывают последние годы, весьма востребованы. Мы с нетерпением ждём юношей и девушек в своих стенах.
– Действительно, жизнь доказала актуальность задач, которые сегодня возложены на войска радиационной, химической и биологической защиты. Удаётся ли оперативно реагировать на стремительный рост угроз при подготовке специалистов, им противостоящих?
– Вы правы, в последние десятилетия перечень задач наших войск расширился. Среди них обеспечение РХБ безопасности при проведении крупных международных форумов и массовых спортивных мероприятий, участие в ликвидации вспышек особо опасных инфекционных заболеваний людей и животных в различных регионах нашей страны, нормализация эпидемиологической обстановки при ликвидации последствий паводков, лесных и торфяных пожаров.
Свежа в памяти пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией. Оказание помощи в борьбе с COVID-19 на территории Российской Федерации и за её пределами тоже выполняли наши специалисты.
В числе задач также выполнение боевых и специальных задач за пределами Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике и в ходе специальной военной операции.
С учётом расширения задач войск РХБ защиты своевременно уточняются рабочие учебные программы и тематические планы, в учебно-методический материал для организации и проведения всех видов занятий своевременно вносятся изменения и дополнения. Таким образом, дальнейшее обучение курсантов осуществляется с учётом постоянного расширения спектра угроз в области РХБ безопасности.
– Специальная военная операция вскрыла многочисленные биолаборатории у наших границ и факты их преступной деятельности. Как ведётся подготовка курсантов в связи с этим? Обладает ли лабораторная база академии всем необходимым для обучения и подготовки специалистов, готовых работать с патогенами и вирусами, выявлять биологические преступления?
– Действительно, анализ сложившейся ситуации свидетельствует о необходимости подготовки специалистов, способных оперативно выполнить задачи по выявлению и оценке обстановки, связанной как с возможным применением противником биологического оружия, проведением террористических акций с аналогичными последствиями, так и вероятным разрушением (аварией) биологически опасного объекта. Кроме этого, наши выпускники должны обладать биологической компетентностью для организации и проведения мероприятий безопасности как в мирное, так и в военное время.
Учитывая наличие и нарастание угроз биологической безопасности Российской Федерации, перед нами была поставлена задача дополнительной подготовки по направлениям биологической защиты и безопасным методам работы с патогенными биологическими агентами.
В первую очередь это касается таких специалистов, как начальники лабораторий.
В настоящее время на кафедре биологической защиты курсанты проходят обучение по следующим дисциплинам: «Основы специфической индикации» и «Система биологической защиты». Основная цель освоения этих дисциплин – добиться умения эффективно выполнять специальные мероприятия, проводить специфическую индикацию биологических поражающих агентов и применять технические средства биологической защиты при ликвидации последствий искусственно вызванного биологического заражения.
На вооружении войск РХБ защиты и в нашей академии имеются подвижные лаборатории, которые предназначены для анализа патогенных биологических материалов и поддержки принятия решений оперативных групп Минобороны России, где созданы все условия для работы с микроорганизмами различной патогенности.
Также на кафедре биологической защиты с 2023 года проводится подготовка курсантов по новой дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации специалистов в области микробиологии и основам безопасной работы с патогенными биологическими агентами.
В ВА РХБ защиты в круглосуточном режиме сегодня работает горячая линия для разъяснения вопросов поступления
– А какое внимание в процессе обучения уделяется вопросам радиационной защиты?
– Подготовленный специалист войск РХБ защиты должен знать параметры и характеристики источников ионизирующих излучений и создаваемых ими полей, физические величины и единицы их измерения, что реализуется в процессе подготовки. Он также должен обладать знаниями о биологическом действии на организм человека ионизирующего излучения, механизм которого является основой для обоснования принципов и формирования критериев оценки радиационной опасности.
Учитывая опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, необходима идентификация маркерных радионуклидов – цезия-137 и стронция-90, которые характеризуют аварийную ситуацию на атомной электростанции.
С целью недопущения загрязнения территорий «чистых» городов существует потребность в организации входного и выходного радиационного контроля людей и транспорта на железнодорожных и автомобильных вокзалах, аэропортах.
Следовательно, специалисты наших войск должны обладать навыками правильного использования и оценки показаний приборов радиационной разведки и контроля. А в случае возникновения радиационной аварии им необходимы знания порядка выполнения мероприятий ликвидации её последствий.
Одно из важных умений – определение радиоактивного загрязнения продовольствия, воды с целью возможности их дальнейшего безопасного использования.
В программе подготовки специалиста войск РХБ защиты осуществляется изучение технических средств лабораторного контроля, в ходе практических и лабораторных занятий отрабатывается порядок подготовки проб, определение радиоактивного загрязнения и оценка возможности их дальнейшего использования.
Ежегодно с целью повышения уровня организационно-правовой, методической и технической подготовки должностных лиц по обеспечению радиационной безопасности на базе нашей Военной академии проводятся курсы повышения квалификации.
– Игорь Михайлович, войска радиационной, химической и биологической защиты сегодня активно задействованы в спецоперации. Как изменилась подготовка курсантов с учётом ведения боевых действий?
– Безусловно, в настоящее время особое место в военно-профессиональной подготовке курсантов занимает изучение и реализация опыта выполнения задач по предназначению войсками РХБ защиты в составе группировки Вооружённых Сил Российской Федерации в ходе специальной военной операции.
Так, например, при изучении дисциплины «Тактика подразделений войск РХБ защиты» опыт, приобретаемый в СВО, реализуется на всех видах занятий: лекциях, семинарах, на групповых упражнениях, тактико-специальных занятиях, учениях, а также на зимних и летних полигонных практиках, войсковых стажировках и при проведении промежуточной и итоговой аттестации.
Тактико-специальные занятия проводятся на тактическом фоне, который учитывает ведение боевых действий сегодня. Все ТСЗ проводятся комплексно, с отработкой практических вопросов. Это касается управления подразделениями войск РХБ защиты при подготовке и в ходе выполнения задач по предназначению с учётом требований, предъявляемых к управлению на всех этапах действий.
Особое внимание уделяется обучению организации и ведению всех видов разведки, охранению. Большое внимание уделяется практической отработке вопросов тактической маскировки и инженерного оборудования районов сосредоточения подразделений войск РХБ защиты и районов выполнения задач, ведения борьбы с БпЛА и ДРГ противника, танками и другой бронированной техникой.
Тщательно отрабатываются вопросы тактической медицины, материального и технического обеспечения действий.
Обучаем будущих офицеров принятию решений в нестандартной и быстроменяющейся обстановке. Для наращивания тактической обстановки используем подачи различных вводных при проведении тактико-специальных занятий. Содержание этих вводных учитывает опыт участия подразделений войск РХБ защиты в ходе СВО.
Особое место в обучении курсантов и привитии им профессиональных боевых умений и навыков занимает профессионально-должностная подготовка будущих командиров тяжёлых огнемётных подразделений, огнемётных подразделений реактивных пехотных огнемётов и подразделений аэрозольного противодействия. Перечисленные подразделения войск РХБ защиты особо востребованы в ходе специальной военной операции.
Обучение курсантов по данным направлениям проводится при активном участии преподавательского состава, имеющего боевой опыт, в том числе полученный в наши дни.
Отдельно стоит отметить, что по решению начальника войск РХБ защиты ВС РФ ежегодно курсанты выпускного курса проходят дополнительное обучение в одном из соединений войск РХБ защиты, где выпускники проводят боевую стрельбу из тяжёлых огнемётных систем и реактивных пехотных огнемётов на полигоне соединения, отрабатывают вопросы тактической медицины. В ходе данных занятий они совершенствуют умения и практические навыки использования навигационной аппаратуры пользователей различного типа с целью повышения точности стрельбы, уменьшения времени нахождения на огневой позиции
в зоне огневого воздействия противника и решения других задач, повышающих результативность действий огнемётных подразделений.
– Применение наших огнемётных подразделений в СВО, как вы уже отметили, доказало эффективность. Расскажите подробнее о тренажёрах, задействованных в процессе обучения, и полигонной практике курсантов.
– Система подготовки наших курсантов к применению реактивных пехотных огнемётов и тяжёлых огнемётных систем предполагает три этапа обучения: групповые занятия с использованием учебных мультимедийных комплексов, практические занятия с выполнением упражнений стрельб на тренажёрах и в завершение – тактико-специальные занятия с боевой стрельбой.
Решение задачи эффективной подготовки в современных условиях, а также получение качественных результатов напрямую связаны с добротной и технически оснащённой учебно-материальной базой как в вузе, так и в воинских частях, в состав которых входят огнемётные подразделения.
Для качественной подготовки огнемётчиков и курсантов академии в войсках РХБ защиты создана система учебно-тренировочных средств, включающая тренажёры для оснащения приказарменной учебно-материальной базы, учебных корпусов, тиров, а также стрелковых тренажёров для выполнения упражнений стрельб на войсковом стрельбище на дальностях и в условиях применения реактивных пехотных огнемётов. Кроме того, стрелковые тренажёры разработаны и применяются для всех типов огнемётов.
Для подготовки экипажей боевых машин тяжёлых огнемётных систем применяются комплексные тренажёры, на которых обучаемые не только осваивают действия с вооружением и системой управления огнём боевых машин, но и получают и совершенствуют навыки стрельбы и управления огнём в условиях, приближенных к боевым.
В целом хочу сказать, что созданная в войсках РХБ защиты система учебно-тренировочных средств, интегрированная в процесс профессиональной подготовки наших курсантов и подготовки войск, обеспечивает высокий уровень боевой готовности огнемётных подразделений к выполнению задач по предназначению.
– Среди выпускников академии есть огнемётчики, которые удостоены высокого звания Героя России за выполнение задач специальной военной операции. Расскажите о них и их подвигах. Как считаете, что необходимо, чтобы воспитать Героя?
– Действительно, мы гордимся своими воспитанниками, многие из которых удостоены высоких государственных наград, а двое – звания Героя Российской Федерации. Один из них – выпускник 2011 года майор Сергей Олегович Бачериков, сводная огнемётная рота которого при выполнении боевой задачи поддержки батальонно-тактических групп в бою со значительно превосходящими силами противника, пользуясь рельефом местности, наносила огневое поражение врагу, чтобы скрыть перемещение основных сил на запасные позиции. В течение суток бойцы вели бой, уничтожив больше десяти единиц военной техники и деморализовав личный состав украинских военнослужащих, сорвали их выдвижение для атаки. В ходе боя капитан получил ранение, но продолжил командовать ротой. Личное мужество, смелость и решительность командира подразделения позволили не допустить потерь личного состава.
В стенах нашей академии постигал военную науку и наш выпускник 2013 года Герой России капитан Андрей Николаевич Соловьёв. В ходе выполнения задач колонна батальона тактической группы была обстреляна из миномётов. В максимально короткий срок отделение разведки взвода старшего лейтенанта Соловьёва обнаружило засаду и установило её координаты, после чего противник был молниеносно атакован залпом из тяжёлой огнемётной системы. Противник и его техника были уничтожены. Кроме того, выявлен и ликвидирован склад боеприпасов.
Героический поступок всегда связан с максимальным напряжением нравственных и физических сил, требует величайшего личного мужества, выдержки, стойкости. Все эти способности и качества, помимо крепких знаний, на мой взгляд, и нужно воспитывать в будущих офицерах. И академия с этой задачей достойно справляется.