Найти в Дзене

Львы и химеры императорского дворца

Быстротечные экскурсии по Ливадийскому дворцу подчас не оставляют времени рассмотреть его декоративные детали. Однако изысканная резьба по камню, изящные скульптуры и роскошная лепнина красноречиво говорят о многом. Архитектура императорской резиденции способна не только доставить эстетическое удовольствие, но и подробно рассказать о вкусах, мировоззрении, характерах и даже жизненной философии их владельцев.

Ливадийский дворец строился с апреля 1910 по сентябрь 1911 года по заказу императора Николая II. Он стал излюбленным местом отдыха императорской семьи в теплое время года – весной и осенью.

Фото: Владимир Бочковский
Фото: Владимир Бочковский
Автор проекта – талантливый зодчий Николай Петрович Краснов. За постройку дворца зодчий удостоился звания Архитектора Высочайшего двора. Белоснежный дворец в стиле Итальянского Возрождения был возведен за 17 месяцев. Над его созданием круглосуточно трудились 2500 рабочих. По ночам масштабная площадка освещалась множеством факелов.

Вход в летнюю резиденцию охраняют два мраморных льва. Мода на львов в Россию пришла из Европы, где скульптуры царя зверей устанавливали в городах, дворцах и парках. Ливадийские львы без традиционной пышной гривы и больше похожи на египетских сфинксов. Такая утонченная лаконичность линий подчеркивает императорское величие.

Фото: Александр Кустовский
Фото: Александр Кустовский

Белые мраморные скамейки находятся у главного входа во дворец и в Итальянском дворике. Их подлокотники украшают крылатые львы - характерные изобразительные типы Итальянского Возрождения. Во дворец скамейки были привезены из Венеции.

Фото: Александр Кустовский
Фото: Александр Кустовский

Скульптура химеры изготовлена в 90-х годах прошлого столетия и является точной копией старой "исторической" химеры. Фигура украшает балюстраду лестницы, ведущей в Рабочий кабинет Ея Императорского Величества. В Средневековье бытовало поверье, что химеры готических соборов стоят на страже и отгоняют злых духов.

Фото: Владимир Бочковский
Фото: Владимир Бочковский
Фото: Александр Кустовский
Фото: Александр Кустовский

Скульптура "Пенелопа" находится в Белом зале Ливадийского дворца. Пенелопа - символ супружеской верности, героиня древнегреческого эпоса, жена Одиссея, царя Итаки. Автор статуи - Фридрих Бруггер - известный немецкий скульптур. "Пенелопа" была приобретена у автора и преподнесена от имени жителей Одессы Ея Императорскому величеству Императрице Марии Александровне (бабушке Николая II) на новоселье, в первый приезд в имение "Ливадия" в 1863 году.

Фото: Александр Кустовский
Фото: Александр Кустовский

В Белом зале напротив камина находится оригинальный гипсовый рельеф. Фигуру можно назвать - "гротеск", "химера" или "сатир". Это эклектичный собирательный образ, идущий из античности, интерес к которому возобновился в эпоху Возрождения. Известно, что в украшении Белого зала принимали участие известные итальянские скульптуры - профессор Николини и Луиджи Буцц.

-7

Орнаментальные композиции парадных залов Ливадийского дворца можно охарактеризовать как симбиоз итальянской традиции и геральдической романтической символики. Над массивной дубовой дверью парадного входа в окружении итальянского орнамента находится герб рода Романовых: щит с изображением грифона с мечом, увенчанный сенью с императорской короной и надписью "С Нами Бог".

-8

В Парадном Вестибюле находится камин "Истрия". Истрия - полуостров в Адриатическом море, некогда часть владений Венецианской республики. Фриз камина украшает герб Венеции - лев Святого Марка. Крылатый лев - покровитель Венеции, символ святого. В книге надпись на латыни: "Мир тебе, Марк, Евангелист Мой". С двух сторон, в украшении декоративных кронштейнов - гербы одной из самых влиятельных венецианских семей - Барбариго. Камин был привезен во дворец из Венеции.

-9
В экспозиции Ливадийского дворца 16 залов. Каждый из них отличается оригинальной внутренней отделкой. По договору, все лепные работы Вестибюля и Белого зала должны были исполнить лучшие скульптуры и лепщики. Внутренняя отделка залов отливалась из топленного гипса с клеем и небольшой примесью краски.

После окончания строительства стены дворца были покрыты специальным раствором, предохраняющим камень от выветривания. Детали внутренней отделки изготавливали отечественные и иностранные фирмы по проектам Николая Краснова.

Крымский познавательный журнал "Полуостров сокровищ", выпуск №24.

Данный выпуск еще имеется в ограниченном количестве в редакции. Заказать можно в нашем КИОСКЕ.
Данный выпуск еще имеется в ограниченном количестве в редакции. Заказать можно в нашем КИОСКЕ.