«Ночь музеев» – это ежегодная благотворительная акция, приуроченная к Международному дню музеев, который празднуется 18 мая. Каждый музей, принимающий участие в акции, открывает двери ночью и, по возможности, разрабатывает новые увлекательные программы для привлечения посетителей.
Данная акция зародилась в Берлине, в 1997 г., после чего распространилась по всей Европе и добралась до США. В России к акции впервые присоединился Красноярский музейный центр в 2002 г., и только с 2006 г. к ней начали присоединяться музеи России, начиная с Санкт-Петербурга.
С 2015 г. акции начали присваивать единую тему, в соответствии с которой выстраивается программа каждого музея, это может быть какая-либо цитата, слово, мировое событие, дань памяти и т. д.
В качестве примера тема 2019 г. – «элементы». Такой нестандартный подход к ежегодному выбору темы позволяет продемонстрировать привычные нам музеи и их коллекции с самых неожиданных сторон.
События «Ночи музеев» в 2023 году
Сейчас музеи стремятся полностью отказаться от консервативного образа «старого здания со множеством старинных экспонатов, которые ведут одну и ту же экскурсию на протяжении нескольких десятков лет» в пользу интерактивных пространств, буквально «оживляющих историю». В таких музеях сотрудники могут оживлять героев известных сцен и придумывать творческие задания для игр. В данном случае можно сказать, что массовое движение музеев в этом направлении берет свое начало со знаменитой «Ночи музеев». Музей может ответить на любой вопрос или рассказать историю настолько увлекательно, что захочется вернуться сюда снова. В этих случаях музей не выступает строгим хранителем истории и назидательно разъясняет значение многовековых памятников. И самое главное, музеи стали активно придерживаться концепции «диалога музея с посетителем».
Следует отметить, что современные музеи не могут обойтись без активного продвижения. Это интернет-маркетинг, наружная реклама, взаимодействие со СМИ, с общественными организациями и даже различные социальные акции. Умело организованный маркетинг позволяет эффективно донести информацию о деятельности музеев, а также привлекать посетителей на текущие выставки. В «Ночь музеев» мы видим один из примеров качественного продвижения учреждений.
- Исторические события вызывают живой интерес у различных слоев населения, и особенно это важно для детей.
- Привлечение к работе добровольцев. С помощью данной возможности можно удовлетворить личные интересы музейных работников и интерес волонтеров к музею.
- Можно привлечь большую аудиторию, часть которой можно качественно превратить из «эпизодической» в «постоянную».
- Возможности построения и укрепления партнерских связей. Именно такие события наиболее подходят в качестве оптимального места для установления партнерских связей.
- Существует возможность создать способ подачи информации в ограниченном количестве, чтобы привлечь внимание аудитории к скрытой части.
Не все музеи готовы идти в ногу со временем, и даже в рамках проведения акции отрицают новые форматы общения с аудиторией, а предлагают свои ежедневные экскурсии. Но с каждым годом эта тенденция снижается, что придает оптимизма. Хочу выразить надежду, что к этой акции подключится максимальное количество музеев России, и они также смогут использовать все возможности для продвижения, чтобы сформировать имидж современных познавательных пространств, в которые люди будут ходить с удовольствием.