Найти в Дзене
Записки москвитянина

ПЯТОЕ РАТНОЕ ПОЛЕ

Только что вернулся с Прохоровского поля. Опыт показывает, что читатели Дзена реагируют прежде всего на острые и скандальные материалы. Но хочу поделиться некоторыми размышлениями и воспоминаниями об этой яркой поездке. Поворотная Курская битва, 80-летие которой мы будем отмечать в боевых условиях 12 тюля, в день равноапостольных Петра и Павла, ярче всего запечатлена на пространствах под Прохоровкой. Скромная железнодорожная станция дала названию одному из самых страшных встречных танковых сражений, стала называться третьим ратным полем России – вслед за Куликовым и Бородинским. Четвёртое ратное поле России – Полтавское надо, конечно, возвращать в какой-то форме, отвоёвывать! Но есть ещё пятое ратное поле России – идейное, информационное, где идёт не менее яростная битва не моторов и орудий, а знаний, смыслов, идей и легенд. Тут лобовое столкновение – не в нашу пользу, как в начале Прохоровского сражения. Не мудрено – Министерство цифрового развития, которому почему-то подчиняются СМИ,

Только что вернулся с Прохоровского поля. Опыт показывает, что читатели Дзена реагируют прежде всего на острые и скандальные материалы. Но хочу поделиться некоторыми размышлениями и воспоминаниями об этой яркой поездке.

У диорамы КУрской битвы
У диорамы КУрской битвы

Поворотная Курская битва, 80-летие которой мы будем отмечать в боевых условиях 12 тюля, в день равноапостольных Петра и Павла, ярче всего запечатлена на пространствах под Прохоровкой. Скромная железнодорожная станция дала названию одному из самых страшных встречных танковых сражений, стала называться третьим ратным полем России – вслед за Куликовым и Бородинским. Четвёртое ратное поле России – Полтавское надо, конечно, возвращать в какой-то форме, отвоёвывать!

Но есть ещё пятое ратное поле России – идейное, информационное, где идёт не менее яростная битва не моторов и орудий, а знаний, смыслов, идей и легенд. Тут лобовое столкновение – не в нашу пользу, как в начале Прохоровского сражения. Не мудрено – Министерство цифрового развития, которому почему-то подчиняются СМИ, издательское дело и, значит, писатели с книгами – во главе с Максудом Шадаевым, отсутствующим в информпространстве, работает отвратительно и даже хуже – просто нет выразительнее слова, кроме матерного.

Нина Попова  читает в палате раненым
Нина Попова читает в палате раненым

Про дамское и бездействующее министерство культуры во главе с напрочь заткнувшейся Ольгой Любимовой столько написано в интернет-пространстве, что бездействие премьер-министра и президента говорит только о том, что помощники не докладывают им о настроениях народа и оценке их кадровой политики. Худшее – не хочется предполагать. Курирует всё это администрация президента, конкретнее два первых зама – А. Громов (его люди никогда не видели) и С. Кириенко (его видим на никчёмных молодёжных сборищах, в основном). От этих пораженцах идейного фронта – сказать нечего. Пятый фронт – просто без командования и трещит.

В таких условиях вся надежда – на собственные силы, в том числе писательские, музейные, библиотечные. И тут подвижники с умницами – есть. Именно их усилиями мы и собрались на очередные патриотические чтения «Прохоровское поле» (по-моему, 13-е, но цифру нигде не засвечивали – ни на афишах, ни в эмблеме праздника, нанесенную на многозначительно подаренные солдатские сидоры с флягой на фото с Сашей Михайловым я его несу).

Я иду с солдатским сидором
Я иду с солдатским сидором

Русские писатели всегда готовы в трудную дорогу, в том числе - «за ленточку», привыкли утолять жажду свою и читателей из природных ключей и родников живого слова. Об этом свидетельствует и сам список лауреатов премии «Прохоровское поле: от Геннадия Алехина из Белгорода за книгу «Чеченский рубикон» и Николая Карташова за книгу о полководце в серии ЖЗЛ - «Василий Чуйков» до поэта Виктора Кирюшина – за стихотворный цикл, посвященный освобождению Донбасса и подготовку вместе с составителями к изданию поэтической серии «Воины России» до артиста Александра Михайлова - за следование классическим образцам песенного искусства на стихи русских и советских поэтов.

Из всех перечисленных – знают только Михайлова: ведь не осталось на ТВ, например, ни одной литературной программы. Ау, Громов, курирующий ТВ!

Сам праздник и церемония вручения были под угрозой срыва, поскольку массовых мероприятий и скоплений людей стараются избегать, и это – не перестраховка. В день нашего приезда был нанесен удар по Шебекинскому району, где проводили мы, помню, много лет назад представительное региональное совещание молодых писателей – итог: две жертвы и тяжело раненый белгородец. На торжественном вручении премии от губернатора Вячеслава Гладкова огласили только приветствие, поскольку была пресечена атака семи дронов.

Книги, вышедшие чудом, вопреки Минцифры
Книги, вышедшие чудом, вопреки Минцифры

Крупнейший литературный праздник России ещё раз подтвердил всю несуразность подчинения книжно-издательского дела министерству цифрового развития – есть ли его подразделения в областях, чего они делают этой сфере? – нам на писательских дорогах – неведомо!

Над гостиницей культурного центра Прохоровки на фоне неба красуются три звезды. Это и обозначение классности, и некий символ.

Поле славы и поле беды

Наполняет нас вдохновеньем.

Над гостиницей – три звезды,

Как над новым стихотвореньем.

-5