8 апреля 1943 г. на совещании у Сталина маршал Жуков высказал предположение, что немцы могут ударить по южному и северному фасу Курского выступа, с целью окружить армии Центрального и Воронежского фронтов (1,3 млн. человек). В свою очередь 11 апреля Сталин собрал у себя ведущих генералов Красной армии во главе с Жуковым. Они обсудили, стоит ли ударить первыми и ликвидировать Орловскую и Белгородскую группировки фашистов. Верховный выслушал все мнения и принял план Рокоссовского.
Константин Константинович считал, что силы вермахта и РККА в данном районе примерно равны. А чтобы успешно наступать, необходимо иметь численность войск в 2-3 раза больше, чем у противника. Рокоссовский настаивал на том, что тот, кто перейдет в наступление, проиграет битву. Что нужно думать не о наступлении, а об обустройстве нескольких рубежей обороны. В последующие три месяца у многих генералов не выдерживали нервы и они предлагали Сталину ударить первыми.
"Однако все такие разговоры кончались тем, что Сталин заключал: "Я верю Рокоссовскому"".
Маршал Голованов, "Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941 - 1945".
В итоге план командующего Центральным фронтом сработал. В июле фашисты перешли в наступление и проиграли битву, а вместе с ней войну. Но научились воевать не только наши генералы. Солдаты и офицеры РККА также не теряли времени зря. Тому доказательством служит подвиг капитана Георгия Игишева – одного из главных героев Курской дуги.
Первый орден.
Жору (1921 г.р.) призвали в армию в 1940 г. и зачислили в артиллерию. Вскоре он уже командовал расчетом, а в июне 1941 г. молодого человека отправили учиться в артиллерийское училище. На фронт Игишев попал в ноябре 1941 г. и сразу в пекло – под Москву. Там он был дважды ранен, второй раз крайне тяжело. Едва выжил. Врачи уже собирались списать бойца подчистую, но Георгий встал на дыбы.
В результате стороны пришли к компромиссу, и лейтенанта направили в запасной полк учить артиллерийскому делу новобранцев. Но уже в июле 1942 г. Игишев оказался на передовой. В бою под Воронежем он уничтожил 3 танка, 2 грузовика и взвод фашистов, за что получил орден Красной Звезды. Затем в мае 1943 г. 3-ю противотанковую бригаду, где служил Георгий, перебросили на Центральный фронт под Поныри.
Высота 240.
5 июля 1943 г. началось Курское сражение – решающее в ходе ВМВ. К его началу гитлеровцы собрали огромные силы: 2,7 тыс. танков, в том числе 500 "Тигров" и "Пантер", 10 тыс. орудий, 920 тыс. солдат. Основной удар они нанесли по станции Поныри, но не смогли добиться успеха и решили ударить правее, в районе села Самодуровка.
Высоту 240 у села обороняли батареи капитана Игишева и ст. лейтенанта Андреева. Капитан приказал тщательно замаскировать орудия, вырыть окопы и блиндажи. Утром 6 июля 70 "Юнкерсов" атаковали позиции бригады. Все смешалось, земля вставала на дыбы, от дыма и копоти померкло Солнце. Но артиллеристы спокойно отсиделись в блиндажах и никого даже не ранило.
Не успели улететь самолеты, как высоту атаковали 50 танков фашистов, впереди ползли 20 "Тигров". Когда до них оставалось 300-400 метров, капитан приказал открыть огонь. Орудия были хорошо замаскированы и враг долго не мог определить, откуда ведется огонь. А когда фрицы увидели пушки, на поле уже пылало 4 "Тигра". Гитлеровцы не выдержали и отступили. Снова налетели "Юнкерсы". Через час вновь пошли в атаку танки. Так продолжалось до вечера, но артиллеристы не дрогнули, уничтожив 14 "стальных монстров" (8 подбили "игишевцы" и 6 на счету батареи Андреева).
Герой Курской битвы.
День 7 июля прошел спокойно, если не считать двух варварских налетов авиации фрицев и минометный обстрел. Вновь выручили блиндажи. 8 июля в 7:30 утра Игишев доложил комполка, что высоту 240 атакуют 150 гитлеровских танков. К тому времени в его батарее боеспособными остались лишь два орудия из четырех. Завязался яростный бой. Комбат покинул свой КП и находился на передовой, откуда руководил сражением. А когда выбыл наводчик одного из орудий, он встал на его место.
Офицер подбил несколько танков. Он был ранен и контужен, но продолжал вести яростный бой. В решающий момент, когда пехота врага ворвались на батарею, Георгий с автоматом в руках возглавил контратаку. Началась беспощадная рукопашная схватка, в которой победили советские солдаты. В ходе рукопашной комбат пал, сраженный пулей. Атаку отбили, но разозленные фрицы открыли ураганный огонь по "игишевцам" из всех пушек и минометов.
Одно орудие было уничтожено, у второго оторвало колесо и разбило прицел. Снова в атаку пошли танки. К счастью, в сложный момент ст. сержант Скляров взял командование остатками батареи на себя. Далее бойцы поставили под пушку вместо колеса ящики из-под снарядов и открыли огонь по боевым машинам фашистов. Замковый Пузиков стрелял "на глазок".
"От нашей батареи осталось всего одно орудие, а возле него – три человека. Они продолжали вести огонь и подбили еще два тяжелых танка. Противник ретировался".
Маршал Рокоссовский, "Солдатский долг".
Когда немцы отошли, в строю не осталось ни одного человека. За два дня боев артиллеристы Игишева подбили 19 танков, из них 9 "Тигров", на которые надеялся Гитлер. Подвиг батареи восхитил командование фронта. О нем написали многие газеты страны. Уже в августе 1943 г. Георгию Ивановичу присвоили звание Героя Советского Союза.
После войны на месте подвига воздвигли величественный монумент: на постаменте стоит орудие Ф-22 – то самое, калека. Конечно, перед установкой его отремонтировали. В 1993 г. на юбилей Курской битвы внезапно приехал наводчик Пузиков, который сумел выжить в бою, хоть и был тяжело ранен. Ветеран сразу же узнал свою пушку:
"Лафет тот же, а вот колесо заменили".
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание!