На съемках этого фильма работали психологи, а актеры пили водку . На показе картины возле кинотеатров дежурила скорая. Сам режиссёр сражался за фильм 7 лет, а во время обсуждения сценария на худсовете схватился за ружье.
Сегодня поговорим о самом страшном фильме о войне:"Иди и смотри ". Фильм занимает 6 строчку в списке 50 лучших военных фильмов ( журнал "Time Out").
Это лучший фильм о второй мировой войне. Он же занимает 60 позицию в списке "500 величайших фильмов всех времен".
Впервые "Иди и смотри" я посмотрела в 14 лет. Фильм произвёл впечатление неизгладимое. Но в силу возраста я не все поняла, а по прошествии времени вообще не смогла даже вспомнить события. Видимо психологическая защита сработала. И только к 30 годам я смогла, посмотрела, прорыдала два дня и готова поделиться своими мыслями.
"Иди и смотри» — это фраза, предшествующая появлению каждого из четырех всадников Апокалипсиса.
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри».
В основу фильма легли реальные события, описанные в "Хотыньской повести" А. Адамовича, а так же книги "Партизаны", "Каратели". Но самым главным источником стала книга Адамовича в соавторстве с Я. Брыль, В. Колесником "Я из огненной деревни ".
Книги рассказывают об издевательствах нацистов над жителями белорусских деревень. Режиссёр понимал, что это будет жестокий фильм и его никто не будет смотреть. На что Адамович сказал:"Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире".
Фильм снят очень натуралистично, и этим натурализмом давит на психику, сводя с ума.
Натурализм в фильме достигается за счёт ряда приёмов. Очень мощно на зрителя воздействует звуковое сопровождение. Режиссёр играет с нашими звуковым ощущениями: то глушит ревом самолетов, мотоциклов, вызывая панику, то потом опускает в леденящую тишину, в которой мы ощущаем не меньшую опасность для героя. Вместе с Флерой мы будто бы получаем контузию и через звуки погружаемся в состояние ужаса и беспомощности. А в следующей сцене как-то некстати вдруг грянет нацистский марш, в противовес событиям, режа слух, раздражая и доводя до бешенства. Но изменить к сожалению, ни герой, ни зритель ничего не могут.
Приём контрастов так же мощно воздействует на зрителей. Например, сцена бомбёжки, когда дети прячутся в лесу, охваченные ужасом и сцена уже после, когда они купаются под дождём.
Словно Адам и Ева, в этом густом белорусском лесу, дети резвятся под проливным дождём. Глаша свежа, чиста и в своей чистоте соблазнительна. Это мокрое платье, прилипшее к телу, и радуга, разыгравшаяся прямо у ее лица.
Одуревший от происходящего Флера, который смотрим на свою подружку и смеётся. И этот аист, который нескромно заглядывает шалаш ребят- как символ жизни. Жизни вопреки.
И ты, зритель, веришь, что вот он, проблеск надежды, но новая волна ужаса охватывает тебя и героя.
Сцена в доме Флеры. Очень мощная. Из трубы идёт дым, а на печи ещё тёплый чугунок с похлебкой. Куклы в ряд на полу, бардак в доме, рассыпанная картошка на столе. И мухи, мухи, которые кружат, лезут в лицо. Для деревенского дома наличие мух - дело привычное, но здесь они как бы намекают зрителю на то, что случилось с сёстрами и мамой.
И действительно, скоро мы видим гору трупов местных жителей, сваленную у одной из изб.
Снова нагнетание. Флера мчится на островок, где, как он считает, укрылась его семья, но на пути его предстает болото. Он кидается в него, вместе с Глашей. Мне физически стало нечем дышать, настолько происходящее на экране явственно ощущалось. Я прямо чувствовала эту холодную, удушающую вязкость болотной жижи. И снова грянул жуткий звук марша.
Актеры сами снимались в этой сцене, без дублеров, сняв защитное белье. Холодная грязная вода затекала под одежду. Так режиссёр достигал ессстесственной реакции ужаса и отвращения.
Натурализма здесь действительно очень много. Это и настоящие снаряды, взрывы и настоящая смерть на экране.
В фильме погибает корова, её ранит попавшая пуля, сам же актёр едва не был задавлен животным и успевает отпрыгнуть в последний момент. Съёмки прекращены не были, так что крики умирающего животного и его агония показаны на экране.
Режиссёр активно привлекал к съёмкам жителей деревни, где происходили события. Например, староста деревни, которого облили бензином и сожгли немцы-это местный житель Каземир Рабецкий. На момент съёмок он был болен открытой формой туберкулёза, и его привезли из больницы. Сцена была снята без лишних дублей, настолько органично и естественно он смотрелся в кадрах.
В сцене сожжения деревни тоже играли местные жители. Чтобы получить истинные эмоции от деревенских, их пришлось напугать и стрелять в воздух. Ещё пустили слух, что сарай и вправду будут поджигать, и в тот момент начался такой нечеловеческий вой, которого и добивался режиссёр.
И еще к теме натурализма. Из воспоминаний актера Е. Тиличеева:
"На съемках присутствовали люди, которые еще детьми застали войну. И когда мы бегали вокруг в немецкой форме, некоторые кричали: "Боже, неужели они опять пришли?! Спасите!" Видимо, мы уж очень достоверно играли".
Сам режиссер Элем Климов и сценарист, автор повести Алесь Адамович были детьми войны. И тема поломанного детства в этом фильме является основной.
Мы видим, как война изменила главного героя. В конце перед нами предстает уже не 15-летний пацан, а старик. Его морщинистое лицо, его безумные глаза как символ того, что война сделала с детством. И Глаша, невинностью которой воспользовались немцы, как символ изнасилованной родины, как символ растерзанной, опороченной юности.
—С детей начинается всё! -так говорит пленный немец.
"Это я сказал: Без детей выходить, а детей оставить. Я так сказал, потому что с детей начинается все. Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее".
Дети – это будущее. Но какими они вырастут? Ведь и Гитлер когда-то был ребенком. И здесь, в сцене, где Флера расстреливает портрет Гитлера, режиссёр задаёт главный вопрос всего фильма.
С каждым выстрелом на экране появляются ключевые события становления Третьего Рейха. Они сопровождаются музыкой Вагнера и нацистскими маршами. Пленка отматывается назад, и зритель с облегчением понимает: еще чуть-чуть, и мы поменяем ход истории, где никакой войны не будет. Но вдруг в кадре появляется портрет Гитлера с матерью, на котором он совсем еще ребенок. Но в лицо младенца Флера выстрелить не может.
По-че-му? Ведь он же вырастет убийцей. Почему Флера, переживший столько ужаса, не решается выстрелить в Гитлера-ребёнка?
Именно потому что на фото он еще ребенок. С детей начинается всё, и пока мы так думаем, всегда есть шанс изменить мир.
Картина "Иди и смотри " стала последней работой режиссёра. Он сражался за нее 7 лет. После запрета на съемки картины Климов год не мог восстановить свое здоровье. Но все таки продолжил обивать пороги худ.советов. Ему, как ребёнку войны, нужно было сказать свое слово.
И какое это оказалось слово? Беспощадное, бьющее навзничь, заставляющее страдать, но все таки дающее надежду, что возможно сохранить в себе добро, даже если вокруг полыхает земля.