Найти в Дзене
Жили-были

"Иди и смотри "-самый страшный фильм о войне.

На съемках этого фильма работали психологи, а актеры пили водку . На показе картины возле кинотеатров дежурила скорая. Сам режиссёр сражался за фильм 7 лет, а во время обсуждения сценария на худсовете схватился за ружье.

Иди и смотри, кадр из фильма
Иди и смотри, кадр из фильма

Сегодня поговорим о самом страшном фильме о войне:"Иди и смотри ". Фильм занимает 6 строчку в списке 50 лучших военных фильмов ( журнал "Time Out").

Это лучший фильм о второй мировой войне. Он же занимает 60 позицию в списке "500 величайших фильмов всех времен".

Впервые "Иди и смотри" я посмотрела в 14 лет. Фильм произвёл впечатление неизгладимое. Но в силу возраста я не все поняла, а по прошествии времени вообще не смогла даже вспомнить события. Видимо психологическая защита сработала. И только к 30 годам я смогла, посмотрела, прорыдала два дня и готова поделиться своими мыслями.

"Иди и смотри» — это фраза, предшествующая появлению каждого из четырех всадников Апокалипсиса.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В основу фильма легли реальные события, описанные в "Хотыньской повести" А. Адамовича, а так же книги "Партизаны", "Каратели". Но самым главным источником стала книга Адамовича в соавторстве с Я. Брыль, В. Колесником "Я из огненной деревни ".

Книги рассказывают об издевательствах нацистов над жителями белорусских деревень. Режиссёр понимал, что это будет жестокий фильм и его никто не будет смотреть. На что Адамович сказал:"Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире".

Фильм снят очень натуралистично, и этим натурализмом давит на психику, сводя с ума.

Натурализм в фильме достигается за счёт ряда приёмов. Очень мощно на зрителя воздействует звуковое сопровождение. Режиссёр играет с нашими звуковым ощущениями: то глушит ревом самолетов, мотоциклов, вызывая панику, то потом опускает в леденящую тишину, в которой мы ощущаем не меньшую опасность для героя. Вместе с Флерой мы будто бы получаем контузию и через звуки погружаемся в состояние ужаса и беспомощности. А в следующей сцене как-то некстати вдруг грянет нацистский марш, в противовес событиям, режа слух, раздражая и доводя до бешенства. Но изменить к сожалению, ни герой, ни зритель ничего не могут.

Приём контрастов так же мощно воздействует на зрителей. Например, сцена бомбёжки, когда дети прячутся в лесу, охваченные ужасом и сцена уже после, когда они купаются под дождём.

Словно Адам и Ева, в этом густом белорусском лесу, дети резвятся под проливным дождём. Глаша свежа, чиста и в своей чистоте соблазнительна. Это мокрое платье, прилипшее к телу, и радуга, разыгравшаяся прямо у ее лица.

Кадры из фильма. Глаша
Кадры из фильма. Глаша
-4

Одуревший от происходящего Флера, который смотрим на свою подружку и смеётся. И этот аист, который нескромно заглядывает шалаш ребят- как символ жизни. Жизни вопреки.

И ты, зритель, веришь, что вот он, проблеск надежды, но новая волна ужаса охватывает тебя и героя.

Сцена в доме Флеры. Очень мощная. Из трубы идёт дым, а на печи ещё тёплый чугунок с похлебкой. Куклы в ряд на полу, бардак в доме, рассыпанная картошка на столе. И мухи, мухи, которые кружат, лезут в лицо. Для деревенского дома наличие мух - дело привычное, но здесь они как бы намекают зрителю на то, что случилось с сёстрами и мамой.

И действительно, скоро мы видим гору трупов местных жителей, сваленную у одной из изб.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Снова нагнетание. Флера мчится на островок, где, как он считает, укрылась его семья, но на пути его предстает болото. Он кидается в него, вместе с Глашей. Мне физически стало нечем дышать, настолько происходящее на экране явственно ощущалось. Я прямо чувствовала эту холодную, удушающую вязкость болотной жижи. И снова грянул жуткий звук марша.

Актеры сами снимались в этой сцене, без дублеров, сняв защитное белье. Холодная грязная вода затекала под одежду. Так режиссёр достигал ессстесственной реакции ужаса и отвращения.

Кадры из фильма
Кадры из фильма
Флера и Глаша на болотах
Флера и Глаша на болотах
-8

Натурализма здесь действительно очень много. Это и настоящие снаряды, взрывы и настоящая смерть на экране.

В фильме погибает корова, её ранит попавшая пуля, сам же актёр едва не был задавлен животным и успевает отпрыгнуть в последний момент. Съёмки прекращены не были, так что крики умирающего животного и его агония показаны на экране.

Кадр из фильма. Флера и убитая корова
Кадр из фильма. Флера и убитая корова

Режиссёр активно привлекал к съёмкам жителей деревни, где происходили события. Например, староста деревни, которого облили бензином и сожгли немцы-это местный житель Каземир Рабецкий. На момент съёмок он был болен открытой формой туберкулёза, и его привезли из больницы. Сцена была снята без лишних дублей, настолько органично и естественно он смотрелся в кадрах.

В сцене сожжения деревни тоже играли местные жители. Чтобы получить истинные эмоции от деревенских, их пришлось напугать и стрелять в воздух. Ещё пустили слух, что сарай и вправду будут поджигать, и в тот момент начался такой нечеловеческий вой, которого и добивался режиссёр.

Флера
Флера

И еще к теме натурализма. Из воспоминаний актера Е. Тиличеева:

"На съемках присутствовали люди, которые еще детьми застали войну. И когда мы бегали вокруг в немецкой форме, некоторые кричали: "Боже, неужели они опять пришли?! Спасите!" Видимо, мы уж очень достоверно играли".

Сам режиссер Элем Климов и сценарист, автор повести Алесь Адамович были детьми войны. И тема поломанного детства в этом фильме является основной.

Трансформация главного героя Флеры
Трансформация главного героя Флеры

Мы видим, как война изменила главного героя. В конце перед нами предстает уже не 15-летний пацан, а старик. Его морщинистое лицо, его безумные глаза как символ того, что война сделала с детством. И Глаша, невинностью которой воспользовались немцы, как символ изнасилованной родины, как символ растерзанной, опороченной юности.

Глаша
Глаша

—С детей начинается всё! -так говорит пленный немец.

"Это я сказал: Без детей выходить, а детей оставить. Я так сказал, потому что с детей начинается все. Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее".

Дети – это будущее. Но какими они вырастут? Ведь и Гитлер когда-то был ребенком. И здесь, в сцене, где Флера расстреливает портрет Гитлера, режиссёр задаёт главный вопрос всего фильма.

С каждым выстрелом на экране появляются ключевые события становления Третьего Рейха. Они сопровождаются музыкой Вагнера и нацистскими маршами. Пленка отматывается назад, и зритель с облегчением понимает: еще чуть-чуть, и мы поменяем ход истории, где никакой войны не будет. Но вдруг в кадре появляется портрет Гитлера с матерью, на котором он совсем еще ребенок. Но в лицо младенца Флера выстрелить не может.

Гитлер с матерью
Гитлер с матерью

По-че-му? Ведь он же вырастет убийцей. Почему Флера, переживший столько ужаса, не решается выстрелить в Гитлера-ребёнка?

Именно потому что на фото он еще ребенок. С детей начинается всё, и пока мы так думаем, всегда есть шанс изменить мир.

Картина "Иди и смотри " стала последней работой режиссёра. Он сражался за нее 7 лет. После запрета на съемки картины Климов год не мог восстановить свое здоровье. Но все таки продолжил обивать пороги худ.советов. Ему, как ребёнку войны, нужно было сказать свое слово.

Режиссёр  Элем Климов
Режиссёр Элем Климов
Писатель, соавтор сценария Алесь Адамович
Писатель, соавтор сценария Алесь Адамович

И какое это оказалось слово? Беспощадное, бьющее навзничь, заставляющее страдать, но все таки дающее надежду, что возможно сохранить в себе добро, даже если вокруг полыхает земля.