Найти тему
Эпоха взглядов

Внебрачные дети на Руси. Существовало три способа определить их по фамилии

Во времена христианской Руси рождение детей вне официального брака осуждалось церковью и обществом. В народе незаконнорожденных малышей и их матерей унижали, притесняли и лишали всех прав. Родители выгоняли дочь-прелюбодейку из дома, а дитя отправляли «с глаз долой», в отдаленную деревню, или отдавали в многодетную семью. О здравии и выживании подкидыша особо не заботились, за гибель или убийство такого ребенка никого не наказывали.

Во все времена были дети от которых отказывались родители
Во все времена были дети от которых отказывались родители

В редких случаях зажиточный родитель мог из милости чем-то одарить плод своей связи «на стороне». Но в основном тот разделял участь нищего изгоя. Чтобы хоть как-то прокормиться, парни на много лет шли в солдаты. Девушки считались нежеланными невестами и потому уходили в монастырь. Другие девичьи варианты были намного хуже: батрачить в услужении или стать проституткой.

По христианским канонам рождение ребенка вне освященного брака несло на себе печать позора.

Бытовое негативное мнение о детях, появившихся в сожительстве, без божьего благословения, закрепило за ними унизительные прозвища: «выгонки», «ублюдени», «пригульные», «сколотные».

Батюшка мог отказаться крестить «детей греха», появившихся на свет у невенчанной пары. Жизнь у «нехристей» была невыносимой.

Соборное уложение, датированное 1649 годом, грубо именовало внебрачного простолюдина «выблядком».

Постепенно вместо этого оскорбительного слова стали использовать более мягкое и общеупотребительное – байстрюк. Понятие «незаконнорожденный» позаимствовано в римском праве еще византийцами. В государственные документы Руси оно пришло из сводов христианских правил, чтобы разграничить права законных и побочных детей.

На Руси крестили только детей, которые родились в полноценной семье
На Руси крестили только детей, которые родились в полноценной семье

Как образовывались простонародные фамилии незаконнорожденных детей

«Рожденным во грехе» давали непристойные прозвища и клички, прямо указывавшие на то, что они – результат прелюбодеяния, произошли от преступного, не освященного церковью союза. Священнослужители придумывали и записывали в приходские метрические книги новые фамилии, образованные тем или иным способом.

  1. Указание на греховность происхождения и зазорную связь родителей: Нагульнов, Беспуток, Иудин, Подзаборник, Безбожный, Курвач, Грешной, Нежданов, Иезавелин.
  2. Если женщине с «нагулянным» ребенком удавалось выйти замуж, к фамилии отчима добавлялась приставка «полу»: Полупанов, Полукарпов, Полустроев, Полугостев. Таким же образом получалась фамилия по крестному отцу.
  3. От имени матери, что означало безотцовщину: Анютин, Татьянин, Феклушин, Домнин. Самый известный пример – дед Владимира Ильича Ленина. Николай Васильевич Ульянов сменил свою фамилию Ульянин, данную по имени Ульяны, при переезде семьи в Астрахань.

Надо сказать, что в дохристианский период русским людям не было присуще подобное нетерпимое отношение к внебрачным детям. Языческая религия допускала, чтобы сыновья, рожденные от местных князей наложницами, наследовали титул отца. Негативный окрас в отношении к байстрюкам укрепился с приходом христианской морали. В XI веке вышел первый сборник правовых норм под названием «Русская правда». Он содержал положение о детях, рожденных рабыней свободного человека. Они имели возможность вместе с матерью получить волю, но не могли претендовать на наследство и носить фамилию отца.