Во времена христианской Руси рождение детей вне официального брака осуждалось церковью и обществом. В народе незаконнорожденных малышей и их матерей унижали, притесняли и лишали всех прав. Родители выгоняли дочь-прелюбодейку из дома, а дитя отправляли «с глаз долой», в отдаленную деревню, или отдавали в многодетную семью. О здравии и выживании подкидыша особо не заботились, за гибель или убийство такого ребенка никого не наказывали.
В редких случаях зажиточный родитель мог из милости чем-то одарить плод своей связи «на стороне». Но в основном тот разделял участь нищего изгоя. Чтобы хоть как-то прокормиться, парни на много лет шли в солдаты. Девушки считались нежеланными невестами и потому уходили в монастырь. Другие девичьи варианты были намного хуже: батрачить в услужении или стать проституткой.
По христианским канонам рождение ребенка вне освященного брака несло на себе печать позора.
Бытовое негативное мнение о детях, появившихся в сожительстве, без божьего благословения, закрепило за ними унизительные прозвища: «выгонки», «ублюдени», «пригульные», «сколотные».
Батюшка мог отказаться крестить «детей греха», появившихся на свет у невенчанной пары. Жизнь у «нехристей» была невыносимой.
Соборное уложение, датированное 1649 годом, грубо именовало внебрачного простолюдина «выблядком».
Постепенно вместо этого оскорбительного слова стали использовать более мягкое и общеупотребительное – байстрюк. Понятие «незаконнорожденный» позаимствовано в римском праве еще византийцами. В государственные документы Руси оно пришло из сводов христианских правил, чтобы разграничить права законных и побочных детей.
Как образовывались простонародные фамилии незаконнорожденных детей
«Рожденным во грехе» давали непристойные прозвища и клички, прямо указывавшие на то, что они – результат прелюбодеяния, произошли от преступного, не освященного церковью союза. Священнослужители придумывали и записывали в приходские метрические книги новые фамилии, образованные тем или иным способом.
- Указание на греховность происхождения и зазорную связь родителей: Нагульнов, Беспуток, Иудин, Подзаборник, Безбожный, Курвач, Грешной, Нежданов, Иезавелин.
- Если женщине с «нагулянным» ребенком удавалось выйти замуж, к фамилии отчима добавлялась приставка «полу»: Полупанов, Полукарпов, Полустроев, Полугостев. Таким же образом получалась фамилия по крестному отцу.
- От имени матери, что означало безотцовщину: Анютин, Татьянин, Феклушин, Домнин. Самый известный пример – дед Владимира Ильича Ленина. Николай Васильевич Ульянов сменил свою фамилию Ульянин, данную по имени Ульяны, при переезде семьи в Астрахань.
Надо сказать, что в дохристианский период русским людям не было присуще подобное нетерпимое отношение к внебрачным детям. Языческая религия допускала, чтобы сыновья, рожденные от местных князей наложницами, наследовали титул отца. Негативный окрас в отношении к байстрюкам укрепился с приходом христианской морали. В XI веке вышел первый сборник правовых норм под названием «Русская правда». Он содержал положение о детях, рожденных рабыней свободного человека. Они имели возможность вместе с матерью получить волю, но не могли претендовать на наследство и носить фамилию отца.