Найти тему

О фильме «Сестрёнка». Наконец-то

Посмотрела фильм «Сестрёнка». Ну наконец-то, наконец-то фильм не о зле, а о добре. Или даже так: о Добре. 

Режиссёр Александр Галибин снял свой фильм по повести замечательного башкирского писателя Мустая Карима «Радость нашего дома».

История совсем простая. В уничтоженном гитлеровцами украинском селе боец Красной армии находит девочку- сироту и отправляет её в свою родную деревню в Башкирии. На стене хаты он пишет: «Ваша дочь...» и мы догадываемся, что он пишет адрес. 

Там семья - мать, жена и сын солдата - принимают её как родную и отогревают своим теплом, делятся последним скудным куском. Постепенно девочка по имени Оксана оживает, из запуганной, покалеченной войной души уходит страх, и она становится просто ребёнком, каким и положено быть в её годы. 

Мальчик Ямиль, несмотря на юный возраст, поразительно взрослый и ответственный, становится её братом, а его мама - и её мамой тоже. 

Деревня эта находится в глубоком тылу, но мы всё время чувствуем войну, которая идёт , пусть далеко, но все же совсем рядом. В село приходят похоронки, и тогда над домами разносится плач, а в тех семьях, куда не пришёл страшный конверт, постоянно, днём и ночью, ждут своих солдат, своих мужей и отцов. 

Маленькие деревенские события происходят на фоне главного и огромного - войны, которая, невидимая, присутствует в каждой сцене, в каждом диалоге. 

Есть в фильме сцена, когда дети впервые видят живых немцев. Это пленные, которых высадили из поезда, везущего их в лагерь, чтобы подремонтировать железнодорожные пути. 

Наступает время обеда, и пленные получают свою миску еды. Видят детей, улыбаются им и даже пытаются их, голодных, угостить. Но в ответ в них летят камни. Дети как могут мстят за своих отцов. Суп из миски разливается, мы видим испуганные глаза и забрызганное супом измождённое лицо бывшего вояки. Немцы неловко уворачиваются, пока подошедший конвой не прекращает тяжёлую сцену. 

И мы, вместе с юными героями, чувствуем в этот момент жалость к поверженному врагу. И эта жалость дорого стоит. Потому что народ наш великодушен. Велик душой. 

И наконец война кончается. Деревенские отмечают победу вечеринкой с национальными танцами. Танцуют неистово, вкладывая в танец всё напряжение последних лет, всю радость ожидания новой счастливой жизни. Трое детей молча наблюдают за танцами. Они знают, что их отцы не вернутся. В их детских глазах - взрослая печаль. 

Но чудеса случаются. 

Солдат Петро находит свою дочь Оксану, и уезжает с ней на родную Украину, чтобы заново отстроить разрушенный дом и разрушенную жизнь. 

Сцена прощального застолья, когда за скудно накрытым столом собирается вся Башкирская деревня, чтобы проводить свою украинскую дочку, полна высокого символизма. Вот такая страна у нас была. И неужели мы её окончательно потеряли? 

И совсем уже в финале возвращается отец Ямиля, считавшийся погибшим. Мальчику и его маме так хотелось верить в чудо - и вот оно случилось. Счастливый, чудесный финал. 

Фильм снят очень просто, без намёка на компьютерные чудеса. 

При этом камера в руках оператора Михаила Аграновича поражает своим умением охватить широкие панорамы красивейших видов и при этом сосредоточиться на мельчайших деталях. А ювелирная работа режиссёра, словно волшебным фонариком, высветила для нас уголки детских душ, раненых войной. 

Поразительны точные и яркие актерские работы, особенно юных исполнителей двух главных ролей - Арслана Крымчурина и Марты Тимофеевой. Если девочку мы уже видели во многих фильмах (она, судя по Википедии, настоящая мега-звезда), то для мальчика этот фильм - дебютный. Талантливые дети показали высокий, зрелый, осмысленный исполнительский уровень. И я бы сказала, что мальчик был даже чуть достовернее. Впрочем, у хорошего режиссёра плохих актеров не бывает. 

Нет в фильме ни перекормленных НКВДэшников, ни рефлексирующих предателей, ни изнасилований и прочих атрибутов современного кино, а вот поди ж ты, смотрится на одном дыхании. Уверена, что и слезу зритель смахнул не раз, и рассмеялся счастливо. Потому что сделано это кино с мастерством, и, самое главное, с любовью. 

И ещё одна удивительная деталь: практически весь фильм герои говорят по-башкирски . Как и положено башкирам. В нем всего несколько русских слов. А украинец Петро говорит по-украински. Вот такой компот. И это нисколько не мешает, а, напротив, воспринимается как естественный и единственно верный режиссерский ход. 

Я бы сравнила этот фильм с лучшими лентами о войне, снятыми советскими кинематографистами. Во всяком случае, после всего того, что на нас опрокинули к юбилею Великой Победы, картина воспринимается , как глоток свежего воздуха. 

P. S. Пока смотрела, невольно сравнивала с прогремевшей, словно пустое ведро, Зулейкой. Параллели очевидны. Там татары, тут башкиры. Народы близкие. Язык вообще практически один. Время примерно одно и то же. События разные, но и тут, и там - экстремальные. 

Но какой разный взгляд! После татарских упырей из фантазий г-жи Яхиной и примкнувших к ней киноделателей, так отрадно видеть хороших, стойких в своей доброте людей. Башкир, русских, украинцев, и даже битых немцев, вызывающих брезгливую жалость. Поверженного врага можно и нужно пожалеть, но это не будет сопливая жалость «колисуренгоя», а великодушие великого народа, умеющего прощать побеждённого и раскаявшегося врага. 

Словом, людей. Хороших, плохих, но - людей. А не выдуманных больным мозгом монстров.