Найти тему
Soldado Channel

Уникальное судно, изобретенное русскими в 19 веке - оно было одноразовым, делалось без гвоздей и ходило кормой вперед

В хождении по морям и океанам у России тоже богатая и славная история, пусть и не такая, как, например, у колониальных держав, которые совершали "кругосветки" задолго до нас. Зато в деле хождения по рекам у России опыта куда больше, чем у всех остальных. И на этом поприще русские мастера смогли создать уникальный корабль, о котором и пойдет речь в сегодняшней статье. А что в нем такого уникального? А вы вдумайтесь - он имел такой огромный размер, как какой-нибудь современный лайнер круизный, причем океанский! И это далеко не все интересное в корабле...

Беляна. Источник фото: https://pulse.mail.ru/article/ischeznuvshie-russkie-korabli-belyany-kotorye-stroili-vsem-selom-i-lish-edinicy-iz-nih-vozvraschalis-domoj-gruzhenye-ryboj-5295522816981065296-7427172974947368239/
Беляна. Источник фото: https://pulse.mail.ru/article/ischeznuvshie-russkie-korabli-belyany-kotorye-stroili-vsem-selom-i-lish-edinicy-iz-nih-vozvraschalis-domoj-gruzhenye-ryboj-5295522816981065296-7427172974947368239/

Итак, тип кораблей, о котором пойдет речь, назывался беляной. Беляны ходили по реке Волге и ее крупны притокам в 19 веке. Помимо размеров уникальность этих кораблей заключалась в том, что они были одноразовыми, то есть шли исключительно по течению, после чего разбирались. Известно, что дальше города Астрахань беляны никогда не заходили.

Что касается, пожалуй, главной "изюминки" данного типа кораблей, то есть его размеров, то они были разными. Но если говорить о среднем значении, то оно было такого: длина судна составляла порядка 120 метров, ширина - 30 метров, а высота бортов - около 6 метров. Еще раз повторю - это средне значение, бывали беляны и сильно больше, и меньше. Разумеется, экипаж также имел разную численность, но в среднем на корабле типа беляна трудилось порядка 25 человек. Однако история знает случаи, когда на беляне шел экипаж из 80 человек. Кроме того, нам известно, что в некоторых случаях в число экипажа входили даже женщины, как правило жены кого-то из "матросов", если можно так назвать этих людей.

Зная размеры этого гигантского судна, может показаться, что оно было крайне громоздким и неудобным, и что на реках использовать его - это глупость. Но на самом деле судно было достаточно маневренным и легким в управлении. Да там и сложностей быть не могло - стоял руль и лот (это прибор для изменения глубины), вот и все. Из интересного тут еще стоит отметить, что беляны уникальны и кое-чем другим - они двигались кормой вперед, собственно, в том числе и за этот счет достигалась маневренность.

Беляна. Источник фото: https://kulturologia.ru/blogs/030515/24354/
Беляна. Источник фото: https://kulturologia.ru/blogs/030515/24354/

Переходим к другим важным вопросам - вопросам о предназначении и строительстве корабля.

О предназначении много говорить ничего - беляны строились исключительно для перевозки леса. Дело в том, что в 19 веке, во второй его половине, появились пароходы, в том числе в огромных количествах они встали и на службу России. Древесины для их хода понадобилось куда больше, чем ранее, в огромных масштабах. Перевозить по Волге и притокам лес обычными баржами было удобно, но объемы груза оказывались недостаточны. Именно поэтому и были созданы такие вот беляны - огромные грузоподъемные корабли, способны перевезти много леса за один заход. И даже когда теплоходы перешли на другой вид топлива, уже не дровяной, беляны еще долго ходили по рекам - как минимум до самого конца 19 века.

Хоть беляны и начали появляться еще в первой половине 19 века, именно массово они строились как раз в середине столетия. В среднем на корабле такого типа использовалось порядка 250 сосновых досок для обшивки бортов, и порядка 100 брусьев из ели для выкладывания днища корабля. Палубу также укладывали досками. Интересно, что для постройки беляны не использовалось ни одного гвоздя. Однако судно все равно было очень и очень прочным, потому что там было много шпангоутов, а расстояние между ними никогда не превышало полуметра. В целом же, повторюсь, вся конструкция была проста, и беляны даже никогда не смолили, потому что жизнь такого корабля была недолговечна - всего один рейс, из верховий в низовья реки, то есть сгнить древесина просто бы не успела.

Беляна. Источник фото: https://www.drive2.ru/b/2785643/?page=0
Беляна. Источник фото: https://www.drive2.ru/b/2785643/?page=0

Однако, хоть беляны и были недолговечными кораблями, экипажи их очень любили. Почти каждый корабль хоть как-то, но украшался - например, на нем вывешивались искусно изготовленные флаги Российской империи, ну или флаги купца и торгового дома, которому и принадлежала беляна. Кроме того, бывало, что даже будку лоцмана, как важнейшего человека на корабле, украшали красивой резьбой или даже окрашивали.

Как я уже говорил выше, по прибытии в конечную точку корабль разбирался. Продавалось вообще все - древесина, цепи, канаты и т.д. Интересно, что на многих белянах для экипажа на палубе строились настоящие дома - так вот их тоже продавали на суше как уже готовое жилье, которое нужно было лишь разобрать, а потом собрать снова уже на месте.

Ну и, пожалуй, последнее, о чем хотелось бы рассказать - почему беляна называется беляной, откуда взялось такое ласковое название? Дело в том, что корабли эти строились из струганых досок (то есть из досок, лишенных коры). Так вот издали корабль этот кажется абсолютно белым - отсюда и пошло название беляна.

Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.