В Москве в Музее на Рогожском валу стоит интересный экспонат: американский электромобиль Baker Electric Runabout 1902 года выпуска.
Поговаривают, что одним из владельцев такого был сам Томас Эдисон -- проецируя на современные реалии - это тоже самое как если бы один из создателей полупроводников Жорес Алфёров ездил бы на Tesla (кстати, был бы удачный симбиоз кооперации знаний идейного коммуниста с их реализацией в предмете быта, созданном идейным капиталистом;)
Но электромобиль начала прошлого века мне интересен не столько простотой своей конструкции сколько сравнением с современными концепт-карами электромобилей. Куда пойдет эволюция? По накатанной дорожке, типа Tesla Model T -- 2,5-тонных фаршированных холодильниками и цветомузыкой агрегатами или в новом, хорошо забытом старом направлении Ford Model T, только электрифицированных: "тише едешь - дальше будешь" -- колеса по углам кузова, без увесистых переднего и заднего свеса, открытые упрощенные кузова, минималистичный дизайн и спартанское убранство -- словом, повозка. Разве что не на мускульной тяге. И, скорее всего, не в частном владении.
Пишут вот, что к 2003 году автомобильные перевозки в США составили 5,4 % глобального спроса на энергию. Кстати, век назад - в 1912 году в США парк электромобилей составлял 38% от общего числа моторизированных экипажей, 40% машин были на паровой тяги, и всего 22% автомобили с ДВС. Ну а потом на трон автомобильной индустрии США взошла Её Величество Нефть с придворной Большой Тройкой (которая была вовсе не Святая Троица) и её серый кардинал Альфред Слоун с "Заговором против трамваев". Они быстро выдавили с рынка пассажироперевозок конкурентов в лице общественного электротранспорта и железных дорог и следом последовал расцвет автоиндустрии США: доллары потекли рекой с нефтяных вышек в бензобаки 8-литровых фуллсайзов и далее прямо в озоновый слой через систему выхлопа, которой талантливая рука Вилджнера Экснера придавала аэрокосмический стиль. Этот дизайнерский фантик вселял в душу потребителя иллюзию о поездке на автомобиле по суше словно о прогулке на сухопутной яхте.
Об электромобилях быстро забыли. Об экологии и не думали. После Второй мировой войны американский автомобиль уже мало напоминал простенький Ford-T: наворотов, кожи, хрома и декора было уже не меньше чем сегодня на китайском паркетнике. И Генри Форд, кстати, так и не понял зачем усложнять автомобиль. В 1927 году старику даже Model A казалось излишеством. Но кто слушает стариков?
К 1970-м годам футурист Сид Мид предавал образу колонизации других планет (читай, земель) огранку капиталистического потребительского рая, что, собственно, перекликалось с историей открытия Америки. Работы художника становились иллюстрациями к научно-фантастическим романам и фильмам -- Сид Мид поработал художником на фильме "Бегущий по лезвию бритвы" (и даже над дизайном "Москвича"). И рисунки фантаста откликались в умах американских сверстников мальчика по имени Илон, которому на момент Нефтяного Кризиса 1973 года было всего-то два года. Чуть позже вдали от шума многополосных хайвеев – в Претории в ЮАР и он будет зачитываться фантастическими романами Айзека Азимова. Который, конечно же, повлияет на мышление юнца. Однако, в силу возраста дети ещё ничего не знают, ни про цену углеводородам, ни про Войну Судного Дня за эти самые углеводороды. Но эта война не в книжке и не в космосе. Война без особых причин. Может быть поэтому бегство футуристов от реальности в вымышленные миры подсознательно принималось юными читателями за новую, хорошо забытую старую, колумбовскую мечту о Новом Свете как рае на Земле.
...Где много новых полезных ископаемых. Много нефти. Много озонового слоя. Много новых больших и красивых машин.
Однако Маск с космическими полетами пока далёк от славы Колумба, ступившего на берег, принятый им за Индию, а ресурсы планеты Земля исчерпаемы, сколько ты Tesla в космос не запускай. Под песню Боуи в магнитоле или с томиком Библии или "Капитала" в бардачке. Поэтому на индустриальный трон прогресса вновь входит Его Величество Электричество ...и электромобиль, словно "лампочка Ильича".
"Тише едешь дальше будешь"?