Найти в Дзене

Model "Лампочка Ильича"

В Москве в Музее на Рогожском валу стоит интересный экспонат: американский электромобиль Baker Electric Runabout 1902 года выпуска.

Электромобиль Baker Electric Runabout 1902 года выпуска
Электромобиль Baker Electric Runabout 1902 года выпуска

Поговаривают, что одним из владельцев такого был сам Томас Эдисон -- проецируя на современные реалии - это тоже самое как если бы один из создателей полупроводников Жорес Алфёров ездил бы на Tesla (кстати, был бы удачный симбиоз кооперации знаний идейного коммуниста с их реализацией в предмете быта, созданном идейным капиталистом;)

Baker Electric Model V Special Extension Coupe 1912 года с установленными в 1959 году на крышу солнечными батареями
Baker Electric Model V Special Extension Coupe 1912 года с установленными в 1959 году на крышу солнечными батареями

Но электромобиль начала прошлого века мне интересен не столько простотой своей конструкции сколько сравнением с современными концепт-карами электромобилей. Куда пойдет эволюция? По накатанной дорожке, типа Tesla Model T -- 2,5-тонных фаршированных холодильниками и цветомузыкой агрегатами или в новом, хорошо забытом старом направлении Ford Model T, только электрифицированных: "тише едешь - дальше будешь" -- колеса по углам кузова, без увесистых переднего и заднего свеса, открытые упрощенные кузова, минималистичный дизайн и спартанское убранство -- словом, повозка. Разве что не на мускульной тяге. И, скорее всего, не в частном владении.

Дизайн-проект лёгкого транспортного средства Evo. Автор Никита Гуцаленко
Дизайн-проект лёгкого транспортного средства Evo. Автор Никита Гуцаленко

Пишут вот, что к 2003 году автомобильные перевозки в США составили 5,4 % глобального спроса на энергию. Кстати, век назад - в 1912 году в США парк электромобилей составлял 38% от общего числа моторизированных экипажей, 40% машин были на паровой тяги, и всего 22% автомобили с ДВС. Ну а потом на трон автомобильной индустрии США взошла Её Величество Нефть с придворной Большой Тройкой (которая была вовсе не Святая Троица) и её серый кардинал Альфред Слоун с "Заговором против трамваев". Они быстро выдавили с рынка пассажироперевозок конкурентов в лице общественного электротранспорта и железных дорог и следом последовал расцвет автоиндустрии США: доллары потекли рекой с нефтяных вышек в бензобаки 8-литровых фуллсайзов и далее прямо в озоновый слой через систему выхлопа, которой талантливая рука Вилджнера Экснера придавала аэрокосмический стиль. Этот дизайнерский фантик вселял в душу потребителя иллюзию о поездке на автомобиле по суше словно о прогулке на сухопутной яхте.

Мечта по-американски. Авто Рандал Форд
Мечта по-американски. Авто Рандал Форд

Об электромобилях быстро забыли. Об экологии и не думали. После Второй мировой войны американский автомобиль уже мало напоминал простенький Ford-T: наворотов, кожи, хрома и декора было уже не меньше чем сегодня на китайском паркетнике. И Генри Форд, кстати, так и не понял зачем усложнять автомобиль. В 1927 году старику даже Model A казалось излишеством. Но кто слушает стариков?

 Ктайский концепт SAIC YeZ 2010 года
Ктайский концепт SAIC YeZ 2010 года

К 1970-м годам футурист Сид Мид предавал образу колонизации других планет (читай, земель) огранку капиталистического потребительского рая, что, собственно, перекликалось с историей открытия Америки. Работы художника становились иллюстрациями к научно-фантастическим романам и фильмам -- Сид Мид поработал художником на фильме "Бегущий по лезвию бритвы" (и даже над дизайном "Москвича"). И рисунки фантаста откликались в умах американских сверстников мальчика по имени Илон, которому на момент Нефтяного Кризиса 1973 года было всего-то два года. Чуть позже вдали от шума многополосных хайвеев – в Претории в ЮАР и он будет зачитываться фантастическими романами Айзека Азимова. Который, конечно же, повлияет на мышление юнца. Однако, в силу возраста дети ещё ничего не знают, ни про цену углеводородам, ни про Войну Судного Дня за эти самые углеводороды. Но эта война не в книжке и не в космосе. Война без особых причин. Может быть поэтому бегство футуристов от реальности в вымышленные миры подсознательно принималось юными читателями за новую, хорошо забытую старую, колумбовскую мечту о Новом Свете как рае на Земле.

...Где много новых полезных ископаемых. Много нефти. Много озонового слоя. Много новых больших и красивых машин.

Новые миры Сида Мида пока сбылись только в голливудских эпосах.
Новые миры Сида Мида пока сбылись только в голливудских эпосах.

Однако Маск с космическими полетами пока далёк от славы Колумба, ступившего на берег, принятый им за Индию, а ресурсы планеты Земля исчерпаемы, сколько ты Tesla в космос не запускай. Под песню Боуи в магнитоле или с томиком Библии или "Капитала" в бардачке. Поэтому на индустриальный трон прогресса вновь входит Его Величество Электричество ...и электромобиль, словно "лампочка Ильича".

"Тише едешь дальше будешь"?

1910 Зарядная установка в Кливленде, штат Огайо (США)
1910 Зарядная установка в Кливленде, штат Огайо (США)