В свой загородный дом на отдых приезжает семейная пара вместе с сыном. К ним заходят с просьбой о помощи двое парней. Однако возникший практически на пустом месте конфликт внезапно оборачивается для семьи трагедией. Незваные гости предлагают пари: никто из их заложников не доживёт до утра.
Когда Михаэль Ханеке объявил о том, что собирается осуществить авторемейк собственного фильма «Забавные игры», многие поспешили упрекнуть австрийца в том, что тот продался, захотел податься в Голливуд – и, кажется, никому в голову не пришло, что режиссёр снова затеял «странную» игру. А ведь стоит помнить, что ещё первые «Забавные игры» создавались с прицелом продемонстрировать американскую семью – но в итоге из бюджетных ограничений постановщик решил всё осуществлять на родине.
Фильм вышел с необычным подзаголовком: «Забавные игры: Соединённые штаты», хотя некоторые предлагали интерпретацию «Забавные игры: Американская версия». И с первых кадров задавались вопросом – неужели режиссёр действительно решился повторить собственный фильм кадр в кадр? Формально – да, на деле же видны различия.
Сразу стоит оговориться – всё не так плохо, как вышло с «Психо» Гаса Ван Сента. Как знать, если бы «Забавные игры» взялся осуществлять кто-то вместо Ханеке, можно было бы словить такой эффект. Однако режиссёр принципиально оставался верен себе, желая и донести свои идеи до заокеанского зрителя, и ещё сильнее выкручивая мотив цикличности, который теперь вращался не только вокруг двух молодых садистов, истребляющих целые семьи, но ещё и воплощался в воссоздании «игр» для другого зрителя – с другими актёрами, в другой обёртке – но оставаясь абсолютно тем же, следуя букве сценария.
Вряд ли этот фильм удивит. До последнего, конечно, рассчитываешь на подобное, подозревая, что от Ханеке можно было ожидать каких-либо правок – но нет. Другое дело, что на сей раз пространство фильма стало ещё более ирреальным. Тому поспособствовала узнаваемость лиц. В первых «Забавных играх» порой казалось, что Ханеке лично мучил артистов, вызывая у тех страдания, из-за которых зрителю становилось некомфортно.
В авторемейке мы видим в первую очередь Тима Рота и Наоми Уоттс – артистов не универсальных. Тим Рот может, когда есть путные указания от режиссёра. Но в сравнении с великолепным Ульрихом Мюэ видно, что Тим Рот – всё-таки хороший актёр, который хорошо играет – но про этот перформанс не сказать, что он прямо-таки живёт. То же касается и Наоми Уоттс, которая всего год как заработала второе место в рейтинге самых красивых и сексуальных женщин планеты. Про неё скорее можно сказать, что она здесь непривычно хороша – видимо, негативное впечатление после «Кинг Конга» до сих пор не отпустило.
Как бы хорош не был Майкл Питт (а он здесь очень хорош, особенно по сравнению с Брэйди Корбетом), даже он меркнет в сравнении с оригиналом. Впрочем, наверняка для Ханеке было не столь принципиально доводить артистов – для него было важно показать, как всё это можно было бы тиражировать снова и снова – и принципиальный отказ от изменений выглядит как ещё один укол в адрес американского кино, которое всё больше ставит на конвейер разнообразные ремейки, страдая от дефицита оригинальных идей.
Некоторые задаются вопросом – а как бы среагировал зритель, не видевший оригинальный фильм? Увы, особо много шансов это узнать уже нет – фильм Ханеке в итоге не получил широкого проката. Основная слава всё-же остаётся за неповторимым оригиналом. А рекомендовать ремейк к просмотру всё-таки тяжело – уж слишком хорош оригинал.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.