Отмечают девяносто лет со дня рождения легендарного поэта Андрея Вознесенского
Голос войны
Осы Осипа
В московском Центре Вознесенского устроили выставку. Юбиляр представлен там в непривычном для себя качестве – художник поп-арта и архитектор. В центре внимания – видеомы, как называл их сам Вознесенский. Это визуальные поэтические работы, типа аппликаций. Поэт создал их в девяностых. Многие видеомы – это метафорические портреты коллег. Любимый учитель Борис Пастернак, как Христос, распят на кресте. Осип Мандельштам – настоящие засушенные «Осы Осипа», а Оскар Уайльд – черный цилиндр.
Андрей Вознесенский был из числа «золотой молодежи». Родился в Москве. Папа – директор Гидропроекта, профессор и доктор наук, представитель партийной элиты, как тогда говорили. Прапрадед – архимандрит Андрей Полисадов. Андрей жил в высотке на Котельнической набережной и учился в одном классе с Андреем Тарковским.
В 1941 году, когда началась война, мама с десятилетним Андреем уехали в эвакуацию в Курган. Там их поселили в семье машиниста. Отец порой приезжал и привозил подарки. Один из них – цикл офортов Гойи «Ужасы войны» – произвел неизгладимое впечатление на Андрея.
– В книге расстреливали партизан, мотались тела повешенных, корчилась война, – вспоминал поэт. – Об этом же ежедневно говорил на кухне черный бумажный репродуктор. Отец с этой книгой летел через линию фронта. Все это связалось в одно страшное имя – Гойя. Гойя – так гудели эвакуационные поезда великого переселения народа. Гойя – так стонали сирены и бомбы перед нашим отъездом из Москвы, Гойя – так выли волки за деревней.
В 26 лет Вознесенский написал страшные и сильные стихи. Соединил в них впечатления от войны и от увиденного в офортах:
– Я – Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое.
Я – Горе.
Я – голос
Войны, городов головни на снегу сорок первого года.
Я – Голод...
Еще и архитектор
Мало кто знает, что Вознесенский был архитектором. И надоумил его поступить в МАрхИ любимый поэт и учитель Борис Пастернак.
Андрей познакомился с ним благодаря стихам. В четырнадцать лет отправил их Пастернаку. Тот сразу увидел бриллиант и взял мальчика в ученики. Поэты подружились. И когда речь зашла о том, какой вуз выбрать, Пастернак настоял на архитектурном институте. Считал, поэтические строчки надо уметь сопровождать визуальными образами. Вознесенский прислушался к его мнению и в 1957 году окончил МАрхИ.
На протяжении жизни нет-нет да и вспоминал о том, что он – архитектор. На выставке, о которой идет речь в начале этого текста, можно увидеть некоторые его проекты. Например, копию стелы «Дружба навеки». Оригинал установили в 1983 году на Тишинской площади в Москве.
В 1959 году Вознесенский выпустил поэму «Мастера» – по мотивам легенды об ослепленных создателях храма Василия Блаженного. Через три года после окончания вуза издал первые поэтические сборники: «Мозаика» и «Парабола», «Антимиры». В начале восьмидесятых выпустил повесть «О», а затем книгу «Прорабы духа».
Всемирная слава: Ковер из орхидей
Его поэма легла в основу культовой рок-оперы «Юнона и Авось»
Он начал писать ее в канадском Ванкувере.
– Под утро, когда затихают хиппи и пихты, глотал я лестные страницы о Резанове, следя судьбу нашего отважного соотечественника, – вспоминал Вознесенский.
Тому, чтобы о спектакле заговорил весь мир, поспособствовал Пьер Карден. Модельер влюбился в рок-оперу и показал ее в своем театре в Париже. Первые спектакли назывались «Авось», потому что так именовал поэму поэт.
– Это кодовое русское слово. Особенно для нашего времени. Авось, вывезет. Я даже расписывался так, – вспоминал он. – Авось Вознесенский.
После премьеры у Кардена зал был усыпан орхидеями. По ним ходили как по ковру.
Вознесенский сочинил много эстрадных шлягеров: «Миллион алых роз», «Песня на бис», «Ты меня не оставляй», а также романсы на музыку Микаэла Таривердиева.
Евгения ЗАБОЛОТСКИХ
© "Союзное Вече", № 20/2023
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍