Андрей Макаревич, советский и российский поэт и музыкант, не желает возвращаться в Россию. Он заявил об этом сам, в видео-интервью. Какова причина? - Макаревич не хочет петь для тех, кто остаётся в России - именно это он и сказал.
Андрей Макаревич уверен, что власть в России скоро переменится, и политика изменится. Тогда, по мнению Макаревича, сразу замолчат все те, кто сейчас российскую власть и политику поддерживает. Но в стране-то они останутся, а петь для них господин Макаревич решительно не намерен, потому и возвращаться не будет - такая вот логика.
Но ведь Макаревич и прежде не жаловал власть и привластные элиты, однако же песни исполнял и перед народом выступал (и деньги зарабатывал) - в нашей стране, на нашем языке. Недовольство властями и порядками в СССР не мешало молодому Макаревичу и его музыкальному коллективу петь для советских людей (да и с властями, и с "органами" советскими он тогда как-то ладил, судя по тому, как ему петь разрешали). И самую "демократическую" нашу власть ельцинского периода в новой России Андрей Макаревич не уважал, но при этом в стране оставался, пел и выступал. И при нелюбимом Путине уживался Макаревич и с властями российскими, и с элитами, и с народом.
Прежде нелюбовь к нашим властям и к их политике не мешала Андрею Макаревичу жить в стране и общаться с людьми, и петь. Что же изменилось, может народ? Да, из сказанного Макаревичем в этом видео-интервью можно заключить, что теперь не только наши власти и элиты ему неугодны, но и люди наши. Видимо с началом последних событий стало понятно, что большинство россиян с Макаревичем не согласны, а согласны с властью. Значит народ не такой, значит пора уезжать. Да и по возрасту на покой пора - жизнь сделана, деньги скоплены (в СССР и в России!) - теперь и страна не нужна, и народ не очень нужен.
Но зачем уезжать так, зачем говорить такое? Андрей Макаревич действительно умён и талантлив. Мы почитали его за учителя, кто-то даже за кумира. Может нам и сейчас задуматься да поискать у Макаревича какую-то правоту... но нет, ничего найти не удаётся, нет за ним правды. Нет оправдания тому, что происходит в соседней братской стране, неприемлемы действия тамошних самостийников и стоящего за ними Запада. Нет альтернативы действиям России, и российское руководство поступает правильно, и люди наши правы.
Что же произошло с Андреем Макаревичем, почему произошло? Как и когда полюбил он заморский край, отказался от нас и от страны - его и нашей?
Андрей Макаревич - поэт. Хороший или плохой - судить не берусь, но определённо искренний, сочиняющий и исполняющий от своей души. Сокровенные мысли и чувства таких поэтов раскрываются в их стихах, в их песнях. Объяснение поступков поэта Макаревича надо поискать в текстах его песен. Вот одна такая песня Андрея Макаревича из кинофильма "Шизофрения" (1997 год, детектив о преступности и коррупции в России), и на концертах многократно Макаревичем исполненная:
Когда откричат крикуны, А бандиты положат друг друга,
А правительство свергнет себя И некого станет винить,
Я оставлю остатки страны И уеду далёко отсюда
В тропические моря Достойно и медленно жить.
Там — место для одного, Там путь к роднику короткий,
Там нет никаких новостей, Туда не доставят газет.
И нужно — всего ничего: Простая и лёгкая лодка
И маленький дом на горе, Чтоб видеть закат и рассвет.
И в миг, когда рухнет крыша Над вашим домом безмозглым
И из чёрной пасти Вселенной Потянет вниз холодком,
Навряд ли я вас услышу, Я верю рулю и вёслам,
И южный ласковый ветер Играет моим челноком.
Какие ещё нужны объяснения? Макаревич сам во всём признался, посреди тех лихих девяностых, когда страна наша рушилась и многие у нас в отчаянной безнадёге поглядывали с надеждою за кордон, готовились оставить это родное, но пропащее место. Многие оставили и уехали, не собираясь возвращаться. Чтобы понять настрой этой песни и поведение уезжавших, надо было тогда тут жить. Но всё же большинство из нас остались в России, с Россией - вполне сознательно остались.
А вот Макаревич уже тогда спел нам такую песню про наш "безмозглый" дом, про своё отношение к этому дому и к нам, про своё намерение уехать навсегда и не слышать больше нас, не думать о нас и не переживать, чтобы самому жить достойно и медленно на тёплом острове. И ведь власть в России тогда была совершенно их - "либеральная", так с чего бы Макаревичу такое петь?
Ну что же, сбылась мечта поэта Макаревича? Новое уютное место, новая семья, достойная и медленная жизнь при полном к нашей стране и к нам безразличии, которое оправдано негативным отношением, обвинениями и обидами. Всё ясно, всё понятно, всё объяснил сам Макаревич ещё тогда, в девяностые, словами той песни. Вроде вопрос исчерпан, но... Но вот другая песня Макаревича, и тут всё иначе:
Хватит о дальнем береге, Хватит про Новый Свет!
Нет никакой Америки, Да и Европы нет.
Коль рождены на севере, — Здесь нам и доживать.
Будем то, что посеяли Сами и пожинать.
Будем среди людей своих Близких искать людей,
И хоронить друзей своих, И поднимать детей.
В кухнях в Москве и Питере Вновь до зари говорить,
Снова хаять правителей, Снова себя хвалить.
С кем там опять истерика? — Время держать ответ.
Нет турецкого берега И Африки тоже нет!
А нам, бедой не наученным, Все проводив корабли,
Слушать голос измученной Странно родной земли.
Тихую песню измученной Странно родной земли.
Это тоже Макаревич, тот же самый и в то же время. Сам он иногда исполнял перед публикой обе эти песни вместе, одну за другой, намеренно и открыто противопоставляя свои противоречивые мысли и чувства. Да, внутри одной души могут вот так сосуществовать и соперничать совершенно разные и даже противоположные настроения (разве с нами такого не бывает?). Но когда приходится принимать решение и действовать, что-то одно должно победить. В душе поэта Макаревича, судя по всему, победила та, первая песня про домик на острове, вдали от нашего "безмозглого" дома. Пока победила...
Поэт и музыкант Андрей Макаревич и "Машина времени" в любом случае останутся с нами - с нашим поколением как неотъемлемая часть нашего времени, нашей жизни. Невозможно вырезать это оттуда без болезненного повреждения единого целого, да и зачем вырезать? Что было, то останется. А всё же очень жаль, что он уходит вот так...