Найти тему

Описание Мира и искусство сновидения

Что такое описание мира? Вообще как это работает? Технически?
Мы непрерывно описываем себе мир. Но что это значит?

Чтобы понять суть этого явления можно рассмотреть такую практику как осознанные сновидения. Эту практику в своих книгах предлагает Карлос Кастанеда.

История ее возникновения уходит корнями в далекое прошлое.
Кто не читал, не помнит, или читал давно Кастанеду, освежим в памяти кратко эту историю.

Когда-то давным давно, древние видящие, маги тех времен, научились видеть энергию, и людей как энергетические коконы. Эти коконы воспринимаются как что-то отдаленно похожее на резервуары. На эти коконы непрерывно давит энергетические нити(эманации) вселенной. И часть этого давления, эти коконы пропускают внутрь себя, и задерживают в себе. И есть в этих коконах точка интенсивного свечения. Это что-то вроде точки входа, давления которые эти коконы пропускают в себя. Во время бодрствования, эта точка интенсивной светимости, названная точкой сборки, находится у всех обычных людей в одном и том же месте. Во время же сна, эта точка сборки сдвигается с ее обычного положения. И чем дальше она сдвигается - тем более необычные сны видит человек. Исследуя этот момент, маги тех времен, эти самые древние видящие, пришли к выводу что при любых попытках контроля этого сдвига, человек сразу просыпается, возвращая свою точку сборки в ее обычное положение. И тогда они сосредоточились на способах фиксации этой точки сборки, в тех новых ее положениях, в которые она сдвигается во сне сама.

Разница этих новых положений, отличие их от обычного положения - в энергии. В обычном состоянии сознания, когда точка сборки находится в обычном ее положении, кокон человека пропускает в себя, из эманаций вселенной одни энергии. Когда точка сборки сдвигается в другое положение, кокон пропускает в себя другие энергии. В итоге восприятие человека и окружающего его мира и самого себя сильно меняется. Так как взаимодействует он уже с чем-то другим, с чем-то за пределами обычного. Именно это и заинтересовало магов тех времен.

И они разработали большое количество разных способов фиксации точки сборки, в новых ее положениях, в которые она сдвинулась естественным образом во сне. Некоторые из этих способов были описаны в книге "Искусство сновидения". Все что, предлагал Кастанеда в этой своей книге, это осознанно фиксировать свое внимание во сне, на разных предметах и преднамеренных действиях. Найти руки во сне, переводить внимание с одного предмета на другой, заснуть в другой сон, найти лазутчиков, итд итп - все это фиксирует точку сборки там куда она сдвинулась во сне. Что приводит к восприятию очень яркого, и устойчивого, часто необычного сна. Что при пробуждении, проявляется в виде заряженности, наполненности, силы. Это условно как в отпуск съездить. В одном случае ты провел все время отпуска в номере дешевого отеля, это обычный сон. В другом случае ты в отпуск съездил на невероятное место силы в горах - это осознанное сновидение. И конечно степень отдыха, наполненности, заряженности от этих разных отпусков будет разная. Но чтобы обычный сон превратился в сновидения, нужно как бы остановится в этом сне, и зафиксироваться в нем, путем осознанного взаимодействия с тем что ты в нем воспринимаешь.

И здесь, в этом моменте, начинающий сновидящий сталкивается с тем, что можно описать как ассоциативный ряд. Ну, это как в анекдоте:
Сцена в автобусе, времена ссср, когда зайдя в автобус, нужно было пробить в специальном устройстве висящем в автобусе, заранее купленный билет.
- Рыбка, пробей билетик пожалуйста. - обращается мужчина к стоящей рядом с этим специальным устройством, женщине.
У женщины в голове, вихрем проносятся мысли:
"Рыбка - это щука. Щука - это зубы. Зубы - это собака!"
- Граждане! - возмущенно на весь автобус восклицает женщина - он меня с...й обозвал!

Так же и в момент засыпания, этот ассоциативный ряд, уводит нас все дальше и дальше от нашего обычного мира, цепляя наше внимание сначала одним, чем-то похожим на то что мы воспринимали днем, потом это превращается во что-то другое, потом это другое становится третьим. И так нас затягивает в сон. В котором наша квартира может быть не похожа на нашу квартиру в реальности, но во сне мы уверены что это она и есть, в котором мы сами можем выглядеть иначе, в котором может происходить ситуация, сюжет на манер художественного фильма. В котором мы можем помнить то чего с нами никогда не было, и быть уверены в том что это наша настоящая память. И этот ассоциативный ряд бесконечен.

Фиксация в определенном положении точки сборки, возникает когда человеку удается остановится в одном из вариантов этого ассоциативного ряда. И исследовать его подробнее. Ну, это как выйти на определенной станции в метро. И посмотреть что там. Этого и достигает человек, выполняя команду себе, посмотреть на свои руки во сне. Чем больше человеку удается заметить деталей этой станции, чем больше он взаимодействует с тем что он там воспринимает, тем сильнее он фиксирует себя в другой позиции точки сборки - тем активнее он взаимодействует с давлением других энергий. То есть, за всем что человек воспринимает во сне, стоят другие энергии. Но воспринимает он их, сквозь призму ассоциативного ряда. Заряжаясь этими новыми энергиями, человек искренне считает что он во сне исследует свою необычную квартиру, переводя свое внимание от одного ее элемента к другому.

Этот ассоциативный ряд - и есть описание мира. И он не менее активен днем во время бодрствования. Просто мы принимаем его деятельность за реальность которая нас окружает. То есть, мы взаимодействуем с чем-то, природу чего мы не в состоянии постичь, ввиду собственной ограниченности, и для удобства, превращаем это взаимодействие в устойчивую картинку. В этом смысле, окружающий нас обычный мир, тоже является сном, в котором мы остановились на одном варианте ассоциативного ряда. Мы уверены в этой картинке, в ее реальности, мы становимся профессионалами в этом сне. Таким образом мы удерживаем свои точки сборки в одном и том же положении. Что дает нам очень устойчивое восприятия мира.

Более того мы научились согласовывать свое восприятие с друг другом. Таким образом чтобы каждый воспринимал более ли менее одно и тоже. На основании чего мы приходим к уверенности, что другие люди воспринимают окружающий нас мир таким же, каким его воспринимаем мы. Эта уверенность, продукт намерения, нашего желания согласовывать свое восприятие с восприятием других людей. Продукт намерения фиксации своей точки сборки в том же положении что и у них.

Однако все это восприятие начинает сильно разниться едва человек начинает что-либо практиковать, медитировать, выходит на путь духовного роста, итд. Один начинает воспринимать одно, другой другое, третий третье. В одной традиции описывается один энергетический мир, в другой другой, в третьей третий. На словах, в описаниях можно найти параллели, но если углубится в восприятия этих разных миров можно увидеть целую вселенную отличий, будто ты смотришь на две, абсолютно разные и не пересекающиеся вселенные.

Когда несколько человек практикующих сновидения ставят себе задачу найти друг друга во сне. Бывает что им это удается. Но при этом сны у всех разные. Их ощущение, их видение даже после пробуждения, говорит им, что им удалось найти друг друга. Но каждый при этом видел свой сон. То есть само взаимодействие, и даже возможно позиция точки сборки этих сновидящих было одним и тем же. Но ассоциативный ряд, каждого сновидящего, создал свою уникальную картинку.

Идентично бывает и в случае практикующих духовный поиск. Люди по факту могут взаимодействовать с одним и тем же явлением. Но каждый будет видеть свой сон об этом взаимодействии. И каждый конечно будет считать свой сон более правильным и настоящим. Так как за его образами он будет чувствовать взаимодействие с давлением энергии этого явления. А за образами другого человека он этого скорее всего чувствовать не будет, ведь они же порождены не его ассоциативным рядом, и из за этого ему не привычны. И он будет искренне уверен, что другой человек, или даже другая традиция ошибаются.

Человек склонен влюбляться в свою интерпретацию, свою картину мира, в свой сон, в свой вариант ассоциативного ряда. Особенно тяжело человеку отвлечься от него, если этот сон, потакает его низменным страстям. например чувству собственной важности, и чувству собственного превосходства, или чувству жалости к себе.

В книгах Кастанеды, вспоминая дальше историю искусства сновидения, говорилось что спустя сотни лет, после открытия этого искусства древними видящими, новые видящие, уже другие, более адекватные маги, сделали новое открытие. Сам естественный сдвиг точки сборки, который происходит когда ты ложишься спать - проконтролировать нельзя. Но направление этого сдвига, и то в каком свете ты будешь интерпретировать увиденное в нем - вполне контролируется.
Они назвали этот контроль, путем воина. Если человек, придерживается в своей обычной жизни, указанной дисциплины. Выслеживает себя, свои слабости, свои эмоциональные загоны, разбирается со своим чувством собственной важности, жалости к себе.

То это приводит к невероятному изменению всего что ты воспринимаешь в любом даже неосознанном сне. Так как суть этого ассоциативного ряда - само отражение. То есть человек как бы постоянно отражается сам в себе. И если в основе этого отражения, чувство собственной важности - сны будут о разных вариантах доминирования. Или ты будешь над кем то доминировать, или кто-то над тобой. Если в основе жалость к себе, тебя будут обижать там. Если ты ведомый человек - будут вести там. Если ты склонен к насилию - его там будет полно.

Идентично все и в нашем обычном, или уже в нашем не совсем обычном мире. Если человек склонен к собственной важности, что бы он не нашел в медитации, он тут же, идя на поводу у собственного отражения в своем ассоциативном ряде, запишет это на свой счет, и обретет еще большую уверенность в том что он лучше других. Если он склонен к жалости к себе, он, как ему покажется, что-то там себе в этой медитации испортит, сделает не так как надо, ну чтобы обрести большую уверенность в том, что он имеет право страдать и жалеть себя. Если человек склонен к насилию - там на него обязательно что-то нападет, и он, конечно, ценой больших усилий это победит.

Бывает например, что детство у человека очень сложное, в социальном плане. Кто-то из родителей, например, воспринимает мир с позиции нищего. Не помните эту цитату из книг Кастанеды?
Смирение нищего и смирение воина разные вещи. Нищий снимает шляпу и метет пол перед тем кого считает выше себя, и тут же заставляет тех кого он считает ниже себя, мести пол шляпой перед ним. Воин же, не склоняет головы не перед кем, не перед чем, но и не позволяет никому, ничему склонять головы перед ним.
Наш социальный мир, особенно когда всего мало, выстраивается по модели конкуренции. Кто успел, тот и съел. Кто тварь дрожащая, терпило, а кто право имеет. Что создает привычку, выдвигать себя вперед, в любой ситуации, и принижать окружающих тебя в ней людей. Чтобы добиться конкурентного преимущества. Заставить их следовать своим правилам, навязать им свою игру.
Когда ребенок растет в такой среде, где его постоянно пытаются принизить, указать ему его место, тем самым заставить его что-то делать, соблюдать какие -то правила. Где надо соперничать, и доказывать, превосходящим его по силе и знаниям взрослым, что он право имеет.
Это очень сильно въедается в его психику, в его взгляд на мир. Что сначала может проявляться в взаимодействии со сверстниками. А после, может сильно помочь ему в жизни, на той или иной работе.
И далее это конечно же отразится и в его духовном поиске. И в медитациях он даже сознательно декларируя поиск просветления, бессознательно он будет искать преимуществ для конкуренции. Даже если конкурировать не с кем, и не за что. Даже если никто не принижает его находки, в откровениях про находки чужие, он будет видеть вызов. Принижая себя он будет превозносить других, а потом увидев их слабости будет принижать их и превозносить себя.
Есть один удачный пример из 90х, помню было распространено в нашем социуме в то время, такое понятие как "вогнать в косяк". Человек что-то делал не так, в компании, что тут же намерено окрашивалось как недостойный поступок, на основании чего, выносился вердикт, что этот человек должен, помимо того что исправится, определенную сумму денег, тому кто его в косяк вогнал.
То есть когда человек чувствует вину за что-то, он легко соглашается с социальным превосходством того перед кем он виноват, и по умолчанию согласен следовать его правилам игры.
То есть возникает социальная игра в стиле 50 оттенков серого, где один подавляет и доминирует, а другой подавлен и ведется.
Имея это в себе, человек естественным образом, раскручивает это и в своих сновидениях, и в своих духовных поисках. И в любом взаимодействии с кем и с чем бы то ни было.

Было хорошее описание, в книгах Кастанеды взаимодействий с неорганическими существами.
Сначала контакт с ними описывался как встреча с монстрами которые хотели причинить вред тому с кто с ними столкнулся.
Потом это описывалось просто как присутствие рядом чего-то далекого и непостижимого, некоего тусклого энергетического овала.
Далее они описывались как союзники, помощники в разных делах.
И описывались так же, как те у кого можно научится чему-то чему ты не научишься в нашем обычном мире.
Хороший пример четырех вариантов сна об одном и том же. В каждом из этих случаев, Карлос сталкивался с давлением энергии определенного явления. Но в каждом случае, он отражал в это взаимодействие разного себя. Разным был ассоциативный ряд, разным был сон, разным было описание мира - но явление было одним и тем же.

Подобным же образом, и мы описываем себе мир. То с чем мы взаимодействуем реально существует. Но какое оно на самом деле - мы никогда не узнаем. Такова наша природа. Мы способны взаимодействовать с чем либо - только через свое описание мира. И даже мир в котором есть энергетические коконы, эманации, разные энергии - тоже является описанием, только что не обычного, а магического мира. Которое в разной традиции может быть очень разным. Которое у людей практикующих разные практики, имеющих разные психологические особенности - могут быть невероятно разными. И это нормально.
Мы все воспринимаем мир, каждый через свое описание мира. И это описание мира у нас разное.

Был недавно в Москве у меня разговор на эту тему. В нем я приводил в качестве примера, гипотетическую ситуацию.
Есть определенный человек. Настоящий, живой. Например мой или ваш знакомый. Глядя на него, на базе своего опыта разных практик, я могу увидеть его энергетическое тело, увидеть его конфигурацию. Ну мол кто он? Сталкер\сновидец? Человек действия\ученый\человек за сценой\нагваль\курьер? И далее могу на базе своего диагноза, оправдать то или иное его поведения, мол он ведет себя так и так, потому что, такова его природа, это давление его конфигурации. И мои слова будут убедительны, доказательства моей правоты будут детальными. И я могу научить его выражать это более осознанно - тем самым изменить свое поведение на что-то более гармоничное.
Но, например посмотрит на этого человека практикующий йогин. Который всю свою жизнь посвятил медитациям на чакрах. И он не увидит конфигурации, он так же детально опишет нам, что этот человек ведет себя так а не иначе, потому что у него одни чакры хорошо открыты, а другие плохо открыты. И он даже даст рекомендации на каких чакрах медитировать этому человеку. И даже, если этот человек прислушается, он реально сможет изменить свое поведение через это.
Но сам этот наш гипотетический знакомый, например, может быть адептом астрологии. И все особенности своего поведения может описывать в виде активности тех или иных небесных объектов. Марс у него в третьем доме, а луна в стрельце, нептун в конфронтации с Венерой. Итд, итп. И сам он изменив чего-то там в этом, пропев нужные мантры нужное количество раз - тоже может изменить свое поведение через это.
Понимаете к чему я веду? Есть три сна в этой ситуации, три игры в этих снах. Следуя этим играм мы все втроем будем взаимодействовать с каким-то одним и тем же для всех явлением. Но воспринимать это взаимодействие будем по разному. Это и есть описание мира.

И можно быть влюбленным в свое описание мира, и считать его истинной в последней инстанции, особенно если оно потакает разным нашим слабостям, дает конкурентные преимущества. И исходя из этого искренне видеть неприемлемость других описаний мира. Ну мол ты то конечно, особенно если ты ясно видишь свое описание мира, и круто в нем ориентируешься - конечно ты видишь истину в последней ее инстанции. А другие, которые это не признают, и видят что-то другое - ошибаются, ну не доросли еще, не до просветлели.

Но можно относится к этому и более спокойно и легко. С пониманием того, что все эти варианты, как и твой собственный, всего лишь вариации сна, навеянные нам нашим ассоциативным рядом. И в этом плане они не реальны. Но. Ведь то с чем мы взаимодействуем через это - оно реально, и реально на нас воздействует. Просто мы это воздействие в полной его сути - не способны воспринять прямо. И для этого используем каждый свое, описание мира.

И тогда например легко и просто взаимодействовать с любым человеком. Любая практика или медитация - это как поход в лес. Ты туда идешь в своей одежде и в своей обуви, а другой человек в своей. Нет нужды забирать обувь у других ваших попутчиков, и пытаться натянуть на них ваши, но не по размеру им, вещи. Вы просто идете к одному и тому же, каждый своими тропами. Вместо конфликтов из за разности восприятия, обогащая этой разностью восприятия практику друг для друга.

Ну и на последок, в окончании статьи, задам хорошие вопросы:
А каково по вашему ваше собственное описание мира? Каковы его особенности? Какие недостатки, слабости и загоны вы отражаете в него?
Чем оно отличается от описаний мира окружающих вас людей?
С одной стороны вопросы риторические. Так как ответить на них полно, в комментариях вряд ли возможно.
Но с другой, требующие ответа, который, судя по тому что вы дочитали эту статью до конца, нужны именно вам.
Эти вопросы предлог задуматься, предлог посмотреть на себя под определенным углом. И возможно что-то увидеть новое, что-то осознать, что-то понять глубже.
Да, это понимание, оно тоже существует лишь в рамках описания мира. И хоть оно и иллюзорно - то что стоит за ним вполне себе реально, и непрерывно воздействует на нас. И единственный способ продвинутся в осознании этого воздействия, в искусстве его выражения, как для себя, так и для других людей - это описать его себе, развить описание этого в своем описании мира. Это как компьютер, без операционной системы, сложной программы - он не раскроет вам все свои возможности. И например тот же выход в интернет чтобы прочитать эту статью - не будет вам без этой программы доступен. Хотя технически компьютер будет на это способен. Просто эту возможность компьютера, организовывает нам эта программа.
Так же и наше описание мира - организовывает нам массу разных возможностей, взаимодействия с тем, что стоит за ним, что мы не способны воспринимать прямо. Эти возможности выражаются для нас в виде цепочек действий. Каждая практика, каждая медитация, или даже каждое наше обычное дело - является такой цепочкой. Описать себе мир - не значит поговорить или подумать о нем, это не про то чтобы прочитать о нем в книге или в статье. Это про то чтобы действуя, что-то осознать, заметить новые возможности, для дальнейшего действия, и прикоснувшись к ним, исследуя их - увидеть окружающий нас мир и себя в нем - шире, яснее, глубже, ярче, более насыщено и наполнено силой, жизнью, энергией, осознанием. В этом во всем может быть система, а может не быть системы, это все может быть нами описано себе словами, а может быть полностью безмолвным, просто неким глубинным знанием чего-то невыразимого. И все это - описание мира. Наше описание мира.

На этом данная статья подходит к концу. До встречи в других моих текстах. Удачи!
К слову, следить за выходом новых статей - удобно в нашем телеграмм канале:

Культура второго внимания (чат)

Подписывайтесь!