Герои этого фильма Леонида Нечаева, снятого в 2001 году по одноименной повести Чарльза Диккенса, вовсе не короли или волшебники, а самые обычные люди. Притом люди взрослые: самая младшая из героев, не считая трехмесячного младенца — тринадцатилетняя Тилли Слоубой. В чем же сказочность фильма? Давайте разбираться вместе.
Сразу скажу, что музыку к фильму написал Евгений Крылатов, а тексты песен — Юрий Энтин. С первых секунд мелодия подобрана так, чтобы погрузить зрителя в праздничную атмосферу наступающего Рождества.
Итак, у нас есть почтовый возчик Джон Пирибингл средних лет. Его ждет дома с работы молодая жена Мэри, маленький сын и юная Тилли, работающая в доме няней. Именно о радостном ожидание они и поют первую песню. Интересно, как бытовые предметы превращаются в маленький оркестр под руководством Сверчка.
Однако Джон приехал не один. Он привез с собой случайно встреченного на дороге старика, которого сначала пустил обогреться у очага. Но традиционно не стану спойлерить сюжет и буду говорить о героях, преимущественно разбирая спетые ими песни.
В том же местечке проживает некий фабрикант игрушек по фамилии Теклтон. Он знаком с семьей Пирибинглов и вхож в их дом. Он стар, но хочет жениться на молодой девушке. Подчеркивается, что он значительно старше Джона. Эти подробности приходится рассказать, так как именно Теклтон поет следующую песню. В песне от прямо заявляет, что намерен сделать из будущей молодой жену игрушку. Разумеется, в переносном смысле. Впрочем, его даже нельзя назвать злодеем, ведь неравные браки были и будут во все времена.
Послушать песню фабриканта Теклтона
Теперь пора поговорить о Сверчке. Он живет за очагом, хранит семейный уют, играет на скрипке и иногда поет песни. Например, философскую притчу о запретном плоде и грехе. Пожалуй, это одна из самых мудрых песен, прозвучавших в сказках Нечаева. Сыграл Сверчка Борис Плотников, который в «Сказке о Звездном мальчике» исполнил роль психолога Созвездия.
Послушать мудрую песню Сверчка
Следующую песню поет подруга Мари — слепая девушка Берта. Она вместе со своим отцом делает игрушки на фабрике Теклтона, в которого тайно влюблена и которого по разукрашенным рассказам отца считает идеальным мужчиной.
Кстати, отца Берты играет Альберт Филозов. Это уже третья его роль в фильмах Нечаева. Песню, по стилистике напоминающую детские стишки, отец и дочь поют вдвоем.
А дальше снова дуэт Мэри и Тилли. На этот раз о том, как люди любят ходить в гости. Замечу, что большая часть песен в фильме не связана напрямую с сюжетом, поэтому их нет смысла как-то анализировать. Это просто веселые атмосферные композиции, как в случае Мэри и Тилли, или задумчивая лирика в исполнении Сверчка.
Послушать вторую песню Мэри и Тилли
К создающим атмосферу праздника песням можно отнести и ту, которую поют жители в честь Джона, водя вокруг него и Мэри хоровод. Джона знает и любит весь город, но его мучает вопрос о том, действительно ли его любит Мэри?
Кстати, о Мэри. Следующую песню она поет для своей подружки Мэй, желая ей счастья в грядущем браке. Становится все менее понятным, насколько сама Мэри счастлива с любящим мужем.
Снова Мэри поет дуэтом, но теперь с Бертой. О том, как грустно, когда любимые люди далеко. Мэри уверена, что однажды любимые люди обязательно окажутся рядом, Берта же совершенно не верит в возможность счастья.
На очереди снова песня мудрого Сверчка. На этот раз о том, что «дом без любви умрет», а сам он больше не сможет петь песни, если погаснет очаг.
Послушать грустную песню Сверчка
И вот теперь пора поговорить о жанре фильма. По сюжету он напоминает классическую мелодраму, что вполне типично для Диккенса. Послужившая первоисточником повесть относится к «рождественским историям». Диккенс назвал так цикл своих произведений, но рождественские или святочные рассказы любили сочинять многие авторы. Общий для многих произведений такого типа сюжетный ход состоит в том, что кто-то попадает в беду, а затем в наступающий праздник происходит нечто необычное, что приносит спасение или чудесные изменения в жизни героя. В нашем случае таким спасителем выступает… впрочем, лучше посмотрите сами.
Обратите внимание, что Сверчок не обладает никакими волшебными или необычными свойствами, кроме умения говорить. Обитатели дома его слышат, понимают, общаются с ним и совершенно этому не удивляются. В остальном — зрителю показывают обычный мир с бытовыми и совсем не сказочными проблемами. В литературе такой поджанр принято называть не сказкой, а магическим реализмом.
На мой взгляд, получилась не сказочная, но очень душевная экранизация Диккенса. Снятая без каких-либо особых спецэффектов, она удерживает зрителей у экранов за счет игры актеров.
Посмотрите (или пересмотрите) эту историю. И даже если в вашем доме нет очага, то пусть каждую добрую семью все равно охраняет свой собственный Сверчок.
Смотреть фильм «Сверчок за очагом»
~~~~~
Автор Александр Томаров (для проекта «Музыкальные сказки», 2023)
Если статья вам понравилась — не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал)
А о других музыкальных сказках Леонида Нечаева можно прочитать ЗДЕСЬ