Найти тему
Культура 문화 文化

Религии и история до конфуцианства. Кто такой Конфуций. Введение в конфуцианство. Часть 1.

Когда мы говорим о культурах Китая и Кореи, особенно Кореи, невозможно не говорить о конфуцианстве. Разбираться, что это такое довольно сложно (в основном из-за специфического, очень академизированного языка всех статей на заданную тему). Ну, а у меня, как всегда - прочтено много.

Хочу рассказать кратко и простыми словами об этом религиозном течении, немножко разобраться в китайской истории, сравнить подход к конфуцианству в Китае и Корее, а так же показать его проявления в настоящем времени. В конце статей дам список литературы на случай, если захотите углубиться в тему самостоятельно.

Начнём.

Когда то, очень давно, на территории нынешнего Китая находилось несколько государств. Самыми крупными и развитыми, а потому интересными, были государство Шан и государство Чжоу. Шан были круче всех, поэтому окружающие племена и государства многое у них перенимали. В том числе и религии — культ предков (да, он уже был до Конфуция), культ Неба и Земли, поклонение духам природы (рекам, горам, временам года). Перенимали много, но всё перенять не могли. Например, культ Шан-ди благодаря которому, во многом, Шан и были так круты.

Шан-ди это такое божество слетевшее с небес в виде ласточки и зачавшее первого вана (правителя) государства Шан. Царь имеет божественные гены, где-то мы это уже проходили, примерно в каждой второй мировой религии кажется.

Божественное происхождение поддерживало права на престол правителей Шан. Окружающие государства, понятное дело, переняв культы шаньцев, не могли так же претендовать на божественное ласточкино семя и как простые смертные мучились от междоусобной грызни, оспаривая друг у друга земли и ресурсы. На шаньцев покушаться особо не пытались, даже наоборот старались присоединиться, ведь у них правил сын (внук, правнук) бога.

Кстати - маленькое отступление: в Японии до сих пор правит пра-пра-пра-правнук синтоистских богов. Японское императорское семейство имеет божественные гены (не Шан-ди), передающиеся по мужской линии. Поэтому, правящая семья и не может допустить передачи трона девочке. Феминизм - феминизмом, но японская императорская семья - это не британские монархи - у них религиозные ограничения.

Так продолжалось до 11 века до н.э. (напоминаю информацию не очень нужную в нашей офисной жизни: когда речь идёт о времени до нашей эры, то чем выше цифра века/года тем это время от нас дальше), когда на Шан войной пошли Чжоу - вторые по крутости. Чжоу победили, правитель Шан покончил с собой.

Правитель Чжоу, его звали Чану Фа, попал в очень щекотливую ситуацию: он хотел править и территорией Шан и территорией Чжоу. Но на территории Шан жили люди, у которых убили правителя - живого бога, на минуточку. Ситуация складывалась неловкая. Легитимность власти была под вопросом, до восстания народа и окружающих племён было рукой подать. Нужно было срочно доказать людям свою правоту и «хорошесть».

И снова на помощь пришли религиозные течения.

У Чжоу и Шан на двоих были: культ предков и культ Неба. И правитель Чжоу объявил, что его направило Небо, покарать правителя Шан за то, что тот не соблюдал культа предков в отношении своих умерших божественных предшественников.

Народ проникся: Не уважать предков плохо. Не уважать предков, когда эти предки — Боги — совсем плохо. Неудивительно, что ван проиграл войну и умер. Так ему и надо.

Правитель Чжоу очень постарался в плане пропаганды — учёные до сих пор зачитываются перечислениями грехов и грешков последнего правителя Шан.

последний правитель Шан
последний правитель Шан

Божественный правитель умер. Объявлять себя сыном бога Чану Фа не стал (согласитесь, это было бы не логично). Были модернизированы и закреплены культы Неба и предков.

Про культ Неба и его переплетение с культом предков — фундаментом конфуцианства, я расскажу в следующей статье, а пока познакомимся с Конфуцием.

Конфуций жил в шестом и пятом веках (на стыке веков значит) до нашей эры, звали его Кун Цю.

С момента установления культа Неба и культа предков, как основных религиозных течений (с 11 века до н.э) и до рождения Кун Цю прошло не мало времени. В истории Китая происходило многое, а вот в религиозной китайской жизни - почти ничего. Народ консервативно следовал принятым религиозным принципам, писал трактаты на темы «Небо» и «предки» (очень много писали: книг, пояснений к ним и пояснений к пояснениям).

Конфуций — очень умный человек. Он родился в обнищавшем, но древнем и уважаемом роду. Его отцом был дворянин, а матерью - наложница, причём отцу было за 60, а матери меньше 18 лет. После смерти отца, мать Конфуция взяла мальчика и ушла с ним в никуда.

Жили бедно, за образование ребёнка платить было нечем, и Конфуций стал заниматься самообучением. Самообразование Кун Цю было настолько успешным, что он дослужился (сдавал экзамены по госслужбе и получал повышения) до советника князя, не в государствах Чан или Шан, но всё же - это почётная и высокооплачиваемая должность.

Но, став советником и пообщавшись с князем лично, Конфуций разочаровался в правителе и ушёл странствовать с учениками. Он хотел найти мудрого владыку, который прислушается к его виденью идеального общества.

-3

Представление об идеальном обществе у Конфуция сложилось из прочтения и анализа религиозных книг и трактатов, он их изучил немало, всё тех же про «Небо» и «предков».

Конфуций проделал титаническую работу, вместе со своими учениками (по преданию их насчитывалось аж до трёх тысяч, но по официальным записям меньше ста) он прочёл, разобрал и перевёл столько работ на древнекитайском, сколько не осиливал ни один учёный после.

Пара слов о древнекитайском. Конфуций жил во времена становления языка. Если вам кажется, что современный любой язык уже не торт и меняется слишком быстро и слишком много имеет заимствований, то знайте: современность - ерунда по сравнению с тем, что творилось с языком в Китае при Конфуции. Учёные мужи вынуждены были постоянно пользоваться словарями, обновлять их и пополнять — новые иероглифы появлялись каждый день, а старые изменялись.

Донести свои мудрые мысли до правителей Кон Цю не удалось, в шестидесятилетнем возрасте он вернулся домой умирать.

Конфуций написал одну книгу (не кучу религиозных трактатов, а одну) «Весна и осень» — это летопись княжества в котором он родился; и систематизировал, а так же отредактировал несколько религиозных трактатов — «Книга песен» и «Книга перемен».

Его ученики, те, что странствовали с ним и знали его лично, написали ещё одну, с изречениями и беседами — «Лунь Юй» (Беседы и суждения). Именно «Лунь Юй» является книгой, по которой изучаются идеи Конфуция и весь принцип его философии.

На основе «Беседы и суждения» были написаны бесчисленные трактаты с трактовками от бесчисленных последователей.

Надо заметить, в книге «Лунь Юй» довольно мало дичи (по современным меркам), такой как запрет на повторный брак для вдов. Это - выдумка последователя, которая, к тому же, не прижилась в Китае, зато, как вы уже знаете - в Корее зашла.

Вдовы и вдовцы Чосона. Часть 1.
Культура 문화 文化15 февраля 2023

Конфуций был синкретиком — перерыл много информации, выцепил суть, выстроил логичную систему, включающую лучшее и наиболее рациональное. Он много рассуждал о хорошем отношении к людям: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе» — это его. Мечтал об обществе, в котором каждый будет иметь своё место и свою ответственность.

продолжение здесь

Правителей на мыло. Культ Неба. Разбор сцены из дорамы. Введение в конфуцианство. Часть 2.
Культура 문화 文化2 июня 2023