Божественный звон колоколов России разносится по Земле. Из тысячи звуков и мелодий, мы безошибочно узнаем колокольный звон, который вошел в душу нашу из древних времен. Услышав знакомые звуки, мы невольно концентрируем свое внимание, прислушиваемся, и эти звуковые вибрации проходят через наше сердце. Так было несколько веков. Будет ли так и в последующие столетия? — зависит от каждого из нас, нашего общества и государства.
В чудесных тонах колокольного звона появляются тревожные ноты, предупреждающие об опасности. И эта опасность кроется в нас самих, в нашем обществе и государстве. Ее название – демографический кризис. По данным Росстата численность многонационального населения России составляет около 147 миллионов человек. Общество стареет и закономерно, что перспектива увеличения рождаемости становится все призрачнее. В течение года в стране рождается менее 2 млн. детей. При этом годовой естественный прирост населения, в соотношении числа родившихся и умерших, находится в пределах 33 тыс. человек. Страна вошла в фазу демографического круговорота, при котором смертность поглощает рождаемость, при том, что рождаемость находится на критическом низком уровне. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Да, есть. Как известно, безвыходных ситуаций не бывает. Общество помнит трагические периоды своей истории и годы войны 1941 – 1945 гг., время политических и экономических экспериментов 1992 — 2011 гг., когда естественная убыль населения в совокупности составляла несколько миллионов человек. Кроме того, за последние сто лет общество неоднократно испытывало заметные волны эмиграционного оттока людей, численность которых, в среднем, составляла более 100 тыс. человек в год. Нынешний отрезок исторического развития государства предоставляет нам шанс сохранить свою идентичность, выровнять ситуацию в демографической сфере и избежать негативного влияния нелегальной миграции на общество и государство. Для этого нужна взвешенная внутренняя политика государства, стабильно развивающееся социально-экономическое состояние общества и подъем идеалов родовых семейных ценностей, при которых каждый из нас будет нести личную ответственность перед будущими поколениями за продолжение рода по женской и мужской линии.
Общество должно сделать выбор — либо увеличивать рождаемость с одновременным увеличением продолжительности жизни мужчин и женщин, либо приглашать иммигрантов на постоянное место жительства с предоставлением гражданства Российской Федерации. Эти два варианта не взаимоисключающие, они могут быть реализованы одновременно с учетом разумного соотношения. Альтернативы нет. Третьего пути для сохранения исторически сложившегося общества и государства не существует.
В последние годы, государство предпринимает определенные шаги по увеличению рождаемости. Но в этом важном вопросе существует тонкая грань между усилиями и заботами государства, с одной стороны, а с другой — сознанием молодых семей, основанном на социально-экономической стабильности в обществе. Обязать рожать невозможно, можно только создать условия для гармоничного развития семейных отношений, при которых каждая супружеская пара будет иметь возможность воспитывать трех и более детей. Все чаще и чаще мы слышим предложения об увеличении трудоспособного возраста жителей России, который в мировой практике считается от 15 до 64 лет. Но этот вопрос достаточно деликатный, если учесть, что средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет и 77 лет у женщин. По-прежнему, остается высоким уровень смертности населения.
Между тем, Россия самая большая страна в мире. Территория страны составляет более 17 млн. км². Плотность населения — 8,55 чел./км². Население распределено крайне неравномерно — 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории. Городское население — 74,14 %. Среди 194 независимых государств по численности населения Россия пока остается на 9 месте. Первую строчку занимает Китай с численностью населения — 1 млрд. 373 млн. человек, вторую — Индия – 1 млрд. 266 млн., третью — США – 323 млн.. Далее идут Индонезия с населением – 258 млн. человек, Бразилия – 205 млн., Пакистан – 201 млн., Нигерия – 186 млн. и Бангладеш – 171 млн. человек. Всего население Земли составляет около 7,3 млрд. человек.
В этих условиях, рассуждения о том, нужны нам иммигранты или мы сможем обойтись без них, совершенно беспочвенны. Миграция граждан была, есть и будет, а в нынешних геополитических условиях, при умелом и законном использовании иммиграционного ресурса, мигранты для принимающей страны приносят ощутимую пользу и экономическую выгоду. Другой вопрос – нелегальная миграция, т.е. неконтролируемое государством перемещение иностранных граждан или лиц без гражданства в страну или по ее территории. Здесь уместно использовать термин – иммиграционная угроза, которая может оказать негативное влияние на социально-экономическое состояние общества, безопасность людей и государства. Как правило, массовая миграция людей создается искусственно, исключение – природные катаклизмы. Иногда Законы развития нынешней цивилизации не совпадают с нашими желаниями. Но их нужно знать и учитывать. Если вы не интересуетесь миграционной политикой, это еще не значит, что природные катаклизмы или политика, спровоцировавшая военно-политический конфликт в соседних государствах, не вызовет миграционный кризис, который затронет ваши интересы. Другое дело, что государство обязано отслеживать события, происходящие в соседних странах и прогнозировать вероятность миграционных потоков. Необходимо помнить, что вынужденная миграция, тем более массовая, всегда является следствием определенного перечня причин и недооценивать эти причины весьма опасно. Многообразие культурных ценностей, различие взглядов и подходов в развитии межгосударственных отношений на основе многополярного мира встречает яростное сопротивление со стороны идеологов политики превосходства и гегемонии. Цветные революции и локальный терроризм, как средство смены руководства независимых стран, вышли из-под контроля их создателей и вдохновителей. Традиционная религия не имеет никакого отношения к террору и насилию. Надуманное и во многом искусственное использование религиозных лозунгов для захвата власти – это мина замедленного действия, заложенная недальновидными политиками в основу цивилизации. Спланированные акции неповиновения властям и управляемые извне группы для совершения провокаций, превратились в самостоятельную разрушительную силу, инерция которой провоцирует преступные массовые действия, порождающие хаос и страх среди населения отдельных государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также несет угрозу целым регионам и континентам. Есть ли уверенность в том, что искусственные конфликты не могут возникнуть в других регионах Земли? Нет. Такой гарантии никто дать не может. Россия, как центр Евразийского пространства, должна понимать это, делать взвешенные прогнозы и упреждать, развитие событий, которые могут негативно влиять на безопасность государства и многонационального общества.
Общественность многих стран бьет тревогу, вынуждая правительства проводить взвешенную миграционную политику, основанную на прагматизме и соблюдении прав коренного населения стран. Акциями протеста люди пытаются донести до политиков требования не столько запретить миграцию, но защитить свою культуру, исторически сложившиеся отношения в обществе, религию, образ жизни и т.д. И логика здравого смысла подтверждает правоту их действий. Прибывшие в страну беженцы и вынужденные переселенцы обязаны адаптироваться в окружающей среде, соблюдать законы, традиции, культуру того народа, куда они прибыли. Это не только дань уважения к обществу, которое приняло переселенцев, но и соблюдение негласных законов гостеприимства.
В России находится более 10 миллионов иностранных граждан, 85% из них – граждане СНГ. Федеральными органами государственной власти в сфере миграции разработан и реализуется целый ряд законов и нормативных правовых актов, позволяющий в определенной степени регулировать миграционные процессы на территории Российской Федерации. Принятые регламенты регулируют практически все вопросы, начиная от въезда иностранных граждан, пребывания и вплоть до получения гражданства Российской Федерации. Реализуемая «патентная» система трудоустройства граждан СНГ вывела из тени около 4 млн. человек и принесла в бюджет государства 65 миллиардов рублей. Необходимо проводить последующие шаги, направленные на создание системы отбора квалифицированных трудовых мигрантов, которая позволит создать условия для их приема, адаптации и интеграции в социально-экономическую сферу. Особое место должна занять «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637). По данным официальных источников в реализации Госпрограммы задействованы 59 субъектов Российской Федерации. Начиная с 2007 года, в Россию прибыло порядка 400 тысяч соотечественников. Этого недостаточно. Волею судеб, за пределами Российской Федерации проживает несколько десятков миллионов человек, предки которых по различным причинам покинули нашу страну или оказались перед трагическим фактом после разрушения СССР. Несколько поколений российской эмиграции верой и правдой служили Отечеству, надеялись на торжество справедливости и мечтали возвратиться на историческую Родину. В настоящее время их потомки находятся в экономически активном возрасте, имеют высшее или среднее профессиональное образование, многие достигли выдающихся успехов в определенной сфере деятельности.
Сегодня мы должны задуматься о себе и о наших будущих поколениях, возродить активность и потенциал людей, заложить духовный фундамент для будущих поколений жить в мире, согласии и дружбе с другими странами и народами. У России есть шанс стать центром, объединяющим страны и народы на основе справедливости, силы духа и благородства. Для этого мы должны избежать демографической катастрофы, верить в себя, заботится о нашем роде и будущих поколениях людей, сердца которых будут наполняться божественными звуковыми вибрациями колокольного звона.