Найти в Дзене
Azariy Gorchakov

Лазопроходцы в искусство

Свежайшие работы моей мамы- символизм и даже исследования в области иконы. Сегодня многие задаются вопросом, где иконам место? Лазопроходцы в искусство: что такое уровень энергии места?" - Это вопрос, который зависит от намерения верить и в способности почувствовать эти энергии. Есть целый ряд сказок, которые именно про "биополе-энергию", например, "Принцесса на горошине" или другие сказки, где рассказывается "про какую-то еду", "про какую-то одежду", знание волшебных слов. Это, например, когда "знающему человеку" сразу ясно, что зерно нечистое, так как собрано на месте древнего сражения. Или одежда сплетена из «плохих волокон», которые тоже выросли, на неправильном склоне. Или цветы в букетике императрицы собраны с могилы и так далее. А что такое локация? Это может быть континент, страна, опушка или конкретное дерево, из которого можно вырезать статую или доску. «Тут» все неровное. Где то на местности всегда хорошая погоде, где то не очень. Где то трава густа, где то постоянно ветер.

Свежайшие работы моей мамы- символизм и даже исследования в области иконы. Сегодня многие задаются вопросом, где иконам место?

Лазопроходцы в искусство: что такое уровень энергии места?" - Это вопрос, который зависит от намерения верить и в способности почувствовать эти энергии. Есть целый ряд сказок, которые именно про "биополе-энергию", например, "Принцесса на горошине" или другие сказки, где рассказывается "про какую-то еду", "про какую-то одежду", знание волшебных слов. Это, например, когда "знающему человеку" сразу ясно, что зерно нечистое, так как собрано на месте древнего сражения. Или одежда сплетена из «плохих волокон», которые тоже выросли, на неправильном склоне. Или цветы в букетике императрицы собраны с могилы и так далее.

А что такое локация? Это может быть континент, страна, опушка или конкретное дерево, из которого можно вырезать статую или доску.

-2

«Тут» все неровное. Где то на местности всегда хорошая погоде, где то не очень. Где то трава густа, где то постоянно ветер. Очевидно что даже собачью конуру не везде поставишь. Существует сила, которая то присутствует, то отсутствует, кто то скажет это лишь субъективное и «под настроение». Ша-манство и же-манство? Люди культа стараться эту энергию как то использовать, и есть искусственная сила -церковная, люди строят святилища, кроют крыши, но это сила хрупкая о которой надо заботиться, в то время как природную энергию разрушить гораздо сложнее.

-3

Уровень «ауры» места - это понятие, связанное с энергетическим состоянием, дуновением про которое ничего не скажут ученые. Понимание этой энергии и ее влияние может быть субъективным и зависит от веры и восприятия каждого отдельного человека. Образчиком такого места может быть священная гора или холм, на котором когда то проводились ритуалы и молитвы, где верующие могут ощущать особую связь с духовным миром. Такие места считались особыми точками соприкосновения между небом и землей.

«Свежее и нет». Это могут быть древние руины, замки, старинные города или археологические объекты, все это про нашу историю, тут царят легенды, если их нет их перевыдумывают. В них заключается особое «излучение», связанное с историей, культурой и духовным наследием. Люди могут посещать такие места, чтобы ощутить связь с прошлым или получить вдохновение.

Многие храмы, включая православные, строятся с учетом традиционных схем для усиления и концентрации потоков энергий. Это может создать ощущение усиленной духовной атмосферы внутри храма. Верующие могут воспринимать это как проявление "намоленности" и ощущать особую энергию, связанную с молитвами и освящением. Стабильное и наносное. «Природа» самого места и его географическое расположение могут играть такую же роль, как и паломники которые пребывают и посещают. Коллективная вера, молитва и совместные ритуалы могут усиливать «энергетическое поле» и создавать особую атмосферу вокруг них. Верующие люди могут ощущать энергетическую связь с местом и испытывать позитивное влияние на свою духовную практику. Возможно, что определенное место может обладать особыми энергетическими свойствами, независимо от присутствия в нем храма или конфессиальностей. Это подобно натуральному источнику воды, который имеет свою силу и источает энергию даже без присутствия всяких дополнительных объектов или символов. Важно отметить, что восприятие энергии места и ее влияние субъективны. Некоторые люди могут ощущать и воспринимать «ареол» более интенсивно, в то время как другие могут не замечать или не верить в такие явления. В конечном счете, вера и личный опыт играют важную роль в восприятии «биополя места», что они чувствуют свое настроение или настроение локации. Позитив или негатив?

Инвольтация -бряд насылания порчи. Термин, возникший в оккультных кругах в средние века. С одной стороны «отеческие гробы», а с другой стороны запретные территории, и значит места запустения. Кладбища, свалки, болота. Если есть «возвышение», то есть и понятие "осквернения" которое может быть связано с идеей, о том что негативные или разрушительные действия могут влиять на энергетическое состояние места. Это может быть примером ситуации, когда храм используется не по своему назначению или подвергается разрушению. По сути, это может привести к изменению энергии места или снижению ее качества. Так ли ранима и управляема эта власть, что значит "немощь"? Борцы с подобным- большевики использовали храмы в качестве овощехранилищ, чтобы гнилостные процессы постоянно "оскверняли" место. То есть всеми этими процессами можно управлять, дирижировать. Живое это или мертвое? Мочи или мощи? Если эти «мочи» субъективны, то на определенном месте должна вечно присутствовать энергия храма, даже если сам храм разрушен или принадлежит другой конфессии. Это подобно колодцу, который, если и не обложен камнями, то просто является источником-родником для зверья, без всяких скамеечек и «кружек с цепочками».

Существуют различные факторы, которые могут влиять на уровень энергии места. Один из них - это историческая и духовная значимость. Памятные места, связанные с событиями или практиками, которые имеют важное значение для определенной веры или культуры, могут накапливать энергию, которая воспринимается-впитывается посетителями. Нарастающая тропа.

Кто вообще в этом разбирается, как это померить? «Иди в музей и смотри пейзажи». Есть много примеров, когда художники использовали свое восприятие «ауры места» в своих творческих работах. Они искали особые «красивые» места для вдохновения, ощущали особый прилив сил, и перекладывали его в свои произведения. Как много ходил по лесам Константин Коровин и его команда. Многие живописцы предпочитали работать «в природе», чтобы ощутить присутствие естественной энергии и передать ее на свои полотна. От Плеса до Таити, или наоборот. Место становиться картинкой. Любое, даже самое неумелое изображение божества, само это божество и есть, но воспринять это способны лишь высокоразвитые (святые) существа. Так возникают чудотворные картинки, например, в православной церкви особое значение может иметь икона, на которой можно увидеть "видимые знамения", такие как слезы, миро точение, сияние, заворачивание рушника или изменение цвета одежды изображенных на ней святых, благоухание. Одно из качеств чудотворности неразрушимость, несгораемость, неуязвимость для врагов. Теряется ли это качество с разрушением физического объекта? Как тут насчёт эксперимента.

Если не умеешь сам создавать в этой сфере ничего значимого -изучай сакральные образцы прошлого. Когда нечем уже пользоваться, по мимо пользователей приходят и исследователи. «Серебрянный век»- модерн открыл для себя древнерусскую традицию иконы и переосмыслил ее уже как как форму авангарда. Любопытно, когда полузабытую старину вдруг начинают воспринимать как нечто «предстоящее», как нечто очень новое-авангардное и современное, это то прошлое которое не надо прозревать, оно уже ждет там -впереди. Модерн по всему миру пере открывал старину но лишь как и иную «экзотику». У нас началось с того, что русский модерн открыл для себя икону. Еще, пожалуй, только одна страна может похвастаться подобным любопытством, это Испания. Иногда формальные заказы, «русского купечества» стали вызывать очень даже неформальные идеи творцов. Часто икона русского модерна даже не очень понятно, с чего начинается. Непосредственно с живописи или из антуража, «оклада», рамки.

Еще Михаил Врубель радикально переосмыслил академическую традицию живописи и создавал иконы в совершенно новом стиле. Потом Николай Рерих, что то любопытное «раскопал» возможно он даже что то выудил из своих занятий археологией и исследованиях старины. Кузьма Петров-Водкин, вообще многое привнес в живопись из иконописного цеха. Ну а дальше идут чистые экспере-ментароты. Русская художница Наталья Гончарова, известная своими «па» в области футуризма и кубофутуризма, сурово работала с иконописью. Она объединяла элементы иконического стиля с современными художественными тенденциями. У Владимира Татлина видна эстетическая связь с иконописью, но он использовал свой подход к вопросам цвета и формы. У Павла Филонова есть тот самый изографический символизм жеста рук. Такие художники как Аристарх Лентулов и Шагал, открыто работали в традиции кубистического переосмысления иконописи, вводили обратную перспективу. Павел Флоренский теоретизировал как клирик ища новые пути и интерпретации в традиционной религиозной иконе. И Казимир Малевич, являющийся одним из основателей абстракционизма и создателем "Черного квадрата", также занимался переосмыслением иконописи. В своих работах он использовал геометрические формы и символику иконы для создания абстрактных композиций. Теоретизировавший Василий Кандинский утверждал, что «художественное творчество в глубинных своих основаниях не подчиняется произволу художника. Не он управляет творческой силой, но она сама движет им, побуждая искать наиболее адекватные его творческой субъективности формы выражения».

Этот период в истории русской культуры сопровождался активным поиском новых выразительных средств, отказом от старых норм и стилистических ограничений. Авангардисты-футуристы стремились освободиться от консервативных традиций и создать новое искусство, которое бы отражало дух современности. Кульбит с акробатикой переворота. Новаторы -вглядываясь в завтра, как то неожиданно повернулись в спять- «к истокам», воспринимая икону не только как религиозный объект, но и как форму искусства с высоким эстетическим потенциалом. Некоторые рассматривали это как искажение иконического наследия, в то время как другие видели в этом новый этап эволюции искусства.

«Попутки» в новое. Изначальные нелепые попытки модерна придать иконе новое выражение и современное звучание превратились в ярый авангард который увидел в иконописи символическую силу и простоту формы.

Хрущевская оттепель была периодом, когда в Советском Союзе возникла возможность некоторых мыслящих людей вернуться к истокам пусть и под видом реанимации революционных идей. Интерес а авангарду, и попытка взглянуть на «имена» с новой перспективы. Безнаказанная попытка мыслящих людей вернуться к истокам футуризма, заглянуть в прошлое. Славные 20 годы, годы экспериментов, были погублены и задушены, имена вымараны. Сгоревшие страницы попытались восстановить, кое кто еще был жив. Началось страстное собирательство, поиск по наследникам, по чердакам. «Антисеминаризм». Хрущевские реформы- это не просто оттаивание, «Оттепель», которую все так прославляют, анти сталинщина неожиданно принесла со собой и одну из самых тяжелых волн гонений на Русскую православную церковь - вторую волну. Но интеллигенция, активно начала собирать иконы. В кинематографе и литературе появилось замысловатое богоискательство, которое, почему-то, называли диссидентством. Зрительская активность, бурлящая деятельность в мастерских, была как бы попыткой возвращения к истокам революционной энергии и восстановления связи с культурным наследием, которое было подавлено и затушевано в предыдущие годы. Если в ранние советское время попадавшие под руку иконы просто уничтожались, то в хрущевское время уничтожали уже и музейные собрания. (Жучков убивали, и плесень) Уничтожалась то что спасали когда то после революции знатоки. Но художники и реставраторы этому противились. Странно что в этом забеге, спасении остатков, вовлеченные как то проскользнули мимо «икон модерна», презрительно назвали из «золотушками». Истину тогда мнили в глубокой старине- началось «открытие подлинной иконы», все тогда бросились искать 16 век. То что не нашли люди в начале 20 века, теперь искали парни «кибернетического века» с помощью сельских «ренген кабинетов». Термин "диссидентство" часто использовался для описания богоискательства и религиозных поисков того времени. Многие интеллектуалы стали активно искать свою духовность и выражать свои убеждения в противовес официальной идеологии.

Очень быстро подвижничество стало денежной «фарцой» 70-е были уже наполнены, «комками», иностранцами, балалайками и матрешками. Предметы «культа» и функционала стали антикварными сокровищами.

В 90-годы было время, когда происходило разархивирование и освобождение от жесткого контроля и цензуры, которые присутствовали в предыдущие годы, «горение 20 годов» людям было уже неинтересно. Любопытно что авангард в многом сделал современное мировое искусство, об этом много сказано, но вот было ли переосмысление иконы в контексте авангарда и было ли «византийство» одним из ключевых феноменов в развитии современного искусства?

Кандинский сравнивал приход беспредметной живописи, заменяющей "реалистическую" живопись, с появлением Нового Завета Христа. В своем сравнении он указывает, что Новый Завет не разрушал Ветхий Завет, представленный Моисеем, а был основан на нем и углублял и развивал его, предоставляя более простые и прямолинейные нормы и установления.

Исследования и эксперименты в области иконы продолжались и после бурного периода авангарда, и после короткой его ремиссии. Некоторые современные художники все еще скромно исследуют и переосмысливают иконопись, сочетая ее традиции с современными художественными подходами. «Старина» открыла новые возможности для художественной экспрессии, вызвало дискуссии и споры, но в то же время не внесло вклад в расширение и обогащение художественного лексикона иконописи.

«Игры символизма» в авангарде расширили границы художественного выражения, но почему то все это не привнесло новые смыслы и значения в традиционное иконописное наследие. Это странный пример того, как искусство не впопад идет «в ногу со временем», но иногда ритмы все же как то накладываются, наглядный пример того что называется «Интерференция волн».