Поезд замедлил ход и стал тихонько подкатывать к зданию вокзала. Андрей стоял в тамбуре перед открытой дверью и ждал, когда проводник откинет ступеньки. Наконец, поезд дёрнулся и остановился. Андрей подхватил свой рюкзак и спрыгнул на перрон, который тут же стал заполняться приезжими. Вместе с толпой он вошёл в здание вокзала, быстро пересёк зал ожидания и вышел на привокзальную площадь. За несколько лет, что он отсутствовал, площадь видоизменилась: поставили фонтан, разбили клумбы, поменяли разбитую плитку и, самое главное, перенесли автобусную остановку в другое место. Ждать автобуса пришлось недолго: ходил он строго по расписанию. Андрей сел на боковое сиденье и во время всей поездки смотрел в окно, удивляясь, как за три года расстроился его город. Всего три года, а кажется, что не был здесь вечность.
Возле его подъезда на лавочке, всё так же сидела соседка со второго этажа баба Лида. Она всегда сидела на лавочке - и весной, и летом, и осенью. Даже зимой, если не было сильных морозов, сидела закутанная в платок и встречала своими приветствиями всех соседей. И знала обо всех она абсолютно всё. Вот и сейчас, увидев Андрея, она воскликнула:
- Андрюша, это ты? Отпустили, значит?
- Отпустили, баба Лида.
Он быстро, чтобы соседка не стала приставать с расспросами, вошёл в подъезд и вбежал на свой четвёртый. Перед дверью остановился и перевёл дух, а потом позвонил. Дверь быстро открылась, на пороге стояла Надя. Улыбка медленно сползла с её губ:
- Андрей?
- А ты кого -то ждёшь? Пройти я могу?
- Конечно -отступила она в сторону - проходи.
Андрей вошёл в комнату, сбросил с плеча рюкзак и уселся на диван, оглядываясь по сторонам. Всё здесь было как раньше, но что - то чужое и неуловимое витало в воздухе. Надежда так и осталась стоять в проёме двери, словно боялась подойти к Андрею.
- Чего не заходишь, боишься, что ударю? Не бойся. Как раньше руку не поднимал, так и сейчас не собираюсь. Лучше расскажи, как получилось, что жена перестала к мужу на свидания приезжать и ни одного письма не прислала?
Надя медленно вошла в комнату и присела на краешек стула.
- Андрей, ты прости меня. Да, я виновата, но не могла я тебе написать; думаю, придёшь, всё и узнаешь. А там от обиды ещё что с собой сделаешь…
- А ты, оказывается, заботливая. Ладно, шутки в сторону. Рассказывай.
- Да, конечно, нужно всё объяснить. Однажды я возвращалась от тебя и у меня в автобусе украли кошелёк. Я на остановке у вокзала выхожу, а денег -то у меня и нет. А до дома доехать нужно, только кто ж меня без денег в поезд посадит? Сижу, реву. Тут мужчина молодой подходит и начинает меня расспрашивать. Я сначала и разговаривать не хотела, а потом всё -таки рассказала, что денег доехать нет. А ему тоже со мной по пути оказалось. Успокоил он меня, купил билет. Я у него телефон попросила, чтоб деньги ему потом отдать…
Видно было, что Надя очень волнуется, а Андрей смотрел себе под ноги и всё уже понял, даже продолжать не надо было.
-Я понял; вы встретились, деньги ты отдала, он тебя в кафе пригласил и всё у вас закрутилось, так?
-Так - подтвердила Надя. Но ведь тебя больше двух лет не было, а я одна; ну, слабость проявила, каюсь. Только он очень хорошим оказался, вот я и влюбилась - она исподлобья взглянула на Андрея -и что теперь будет?
- А что быть может? Жить мне где -то надо? Вот. Будем размениваться.
-Да нашу не разменяешь. Или только на комнаты в коммуналке – виновато произнесла Надя.
В дверь позвонили и она встрепенулась, быстро посмотрела на Андрея.
- Иди, открывай, чего ждёшь?
Надя побежала в прихожую и через мгновение раздались голоса: Надежда что- то негромко говорила, а мужской отвечал. Потом они оба вошли в комнату.
Новый избранник его жены оказался совсем не таким, каким его представил себе Андрей:
Невысокий, крепкий, с простым лицом деревенского парня.
Андрей так и остался сидеть на диване, разглядывая вошедшего, а он, немного смущённый остался стоять, как и Надя в первую минуту встречи.
- Чего стоите? проходите, не в гостях -произнёс Андрей -обговорить всё надо.
Когда все расселись, первым вдруг заговорил мужчина:
-Андрей, я понимаю, что виноват перед тобой. Но в жизни по -разному бывает. Полюбили мы с Надей друг друга. Конечно, тебе обидно и ненавидишь ты нас обоих - тоже понятно. Не знаю, как сам бы в такой ситуации себя повёл -может, с кулаками бы набросился. Только изменить ничего уже нельзя. Давай по -мужски.
-Ну, давай -усмехнулся Андрей.
- Я что предлагаю – вашу однокомнатную разменять трудно будет, так я вот что думаю -у меня комната в коммуналке есть. Я оттуда выпишусь и на тебя эту комнату перепишу. А мы с Надюшкой распишемся и я здесь, в вашей, пропишусь. Вроде, всё по -честному?
-А если с Надюшкой у вас не сладится, ты в свою комнату вернёшься, а мне куда?
-Нет, я на тебя дарственную оформлю. А с Надей нам расставаться теперь уж нельзя - у нас ребёнок будет.
Ясно -Андрей встал с дивана - когда комнату покажешь?
- Да хоть сейчас.
- Завтра. В обед подойду. – Он повернулся, подхватил рюкзак и вышел из квартиры.
В душе всё кипело, хотелось вернуться, дать кулаком в курносую морду этому новоиспечённому, да и Надьке бы врезать… Но он выскочил из подъезда, остановился и несколько раз глубоко вдохнул, успокаивая себя. Баба Лида всё сидела на лавочке.
- Ну, что, Андрюша, видел, какого хахаля твоя жена пригрела?
- Хороший хахаль - рявкнул Андрей, от чего бабка подпрыгнула на лавке- и пошёл в сторону остановки.
Возле родительского дома жители разбили целый палисадник. Стоял май и ирисы, тюльпаны и петуньи цвели и разливали в воздухе невероятный аромат. На двери подъезда поставили домофон; раньше его тут не было и в подъезде вечерами собиралась молодёжь. Наверное, жителям надоели вечно заплёванные семечками ступеньки, фантики от конфет и обёртки от жевательных резинок, они и скинулись на такую преграду. Всё правильно. Неправильным было то, что молодёжи и правда, собираться было негде - все кружки и клубы платные, а не все родители могли позволить себе каждый день отстёгивать наследникам деньги на развлечения. Город Андрея был маленький, зарплаты, по большому счёту, у многих были невысокими.
Он нажал на кнопку вызова и домофон задинькал.
- Кто там? -услышал он голос мамы.
- Открывайте, вам телеграмма -пошутил Андрей.
- Какая телеграмма? А ну, прочитайте -кому?
- Дёминой Лидии Степановне.
-Да, это мне, заходите – щёлкнул замок и Андрей взлетел на второй этаж, где квартира мамы уже была открыта и сама она стояла, готовая встретить почтальона.
- Сынок - воскликнула она, увидев Андрея - Андрюшенька! Да как же ты? И не предупредил. Отец, отец, иди скорей - обернулась она вглубь коридора.
На пороге появился отец с очками на голове и какой -то книгой в руке. Он только хотел спросить: в чём дело, как увидел сына и тоже собрался броситься к нему, но полненькое тело мамы загородило весь проход.
-Вы так и будете на площадке стоять? -возмутился он -а ну, мать, заходи, да дверь закрой. Сейчас на твои причитания все соседи сбегутся.
Когда дверь закрылась, он протянул сыну руку и крепко обнял его:
-Ну, сын, с возвращением!
А потом обернулся к Лиде:
- Давай мать, на стол собирай. Сын, чай с дороги, проголодался.
- Проголодался, отец. Но сначала хотелось бы с себя пыль смыть.
- А иди -засуетился Виктор -мойся. Как же - вода -первое дело, чтоб эту вонь зоновскую с себя очистить. А я пока в магазин слетаю – и он, бросив книжку на диван, схватил пакет, висевший в прихожей и выскочил из квартиры.
Потом они сидели за столом и Андрей отвечал на их вопросы.
-Да, я подал ходатайство, а администрация поддержала. Меня даже на комиссию не вызывали, пришли в отряд и скомандовали: «Собирайся, свободен».
- Сыночек -прижалась к нему Лида - я так рада, что ты снова дома. А к себе -то ты ходил?
-Заходил, и нового Надиного ухажёра видел. Они уже успели и киндера заделать, жениться собираются.
- А ты что?
- Мама, ну, что я? Драться с ними, чтобы снова на зону поехать? Пусть живут. Завтра договорились комнату идти смотреть, которую он на меня перепишет. Так что без угла я не останусь. Ну, а первое время у вас поживу, вы не против?
- Да ты о чём, сын? - отец налил в рюмки водку – хоть совсем оставайся.
- Да нет, батя, я уже взрослый мальчик, сам должен устраиваться. Пару дней отдохну, и работу пойду искать. Может, ещё и в свой гараж устроюсь.
На следующий день, как и договаривались, он позвонил в дверь бывшей своей квартиры. Надя открыла - они уже ждали Андрея и Борис стоял в прихожей, готовый пойти с Андреем на осмотр комнаты. Район, где эта комната находилась, была в противоположном конце города, что очень порадовало Андрея. Ему совсем не хотелось встречаться со своей женой и её будущим мужем. Дом был старый, трёхэтажный и квартира, в которой находилась комната, была на последнем этаже.
-Нет, крыша не протекает - поймал взгляд Андрея Борис, поняв, о чём в этот момент тот подумал.
Но Андрей только хмыкнул. Квартира состояла из четырёх комнат. В одной, как оказалось, никто не жил. Во всяком случае, несколько лет она была закрыта и хозяева здесь не появлялись. В двух других жили женщины.
-Вот повезло -бабье царство! -подумал Андрей -только бы между собой не собачились.
- Ты не думай, Андрей, комната хорошая и соседки нормальные, проходи, смотри - он открыл ключом свою комнату и распахнул дверь.
Комната была большая и светлая. Видно было, что хозяин был из тех, кто следит за порядком -нигде не было разбросанных вещей, пустых бутылок. В комнате стояла небольшая стенка, диван и стол с компьютером. В стенке книги и чайный сервиз.
- Ну, как, подходит? -спросил Борис, увидев, что Андрей всё уже оглядел- я мебель всю тебе оставлю, куда мне? Только комп заберу, он мне для работы нужен. Не, если тебе всё это не нужно, то я или продам, или на свалку вывезу.
- Не парься, мебель мне нужна, я же из своей квартиры тоже ничего не возьму. А холодильник и стиралка у тебя есть?
-Да -обрадовался Борис -пойдём, покажу.
В кухне стояло несколько столов и два холодильника.
- Вот этот стол - твой, и холодильник этот - тоже - он показал на старенький Орск - ну, старенький, конечно, но работает исправно.
- Ладно, давай дальше показывай.
В просторной ванной была только душевая кабинка и стояли три стиральные машины.
- Это, что ли, моя будет? -кивнул Андрей на самую маленькую.
- Она. Не нравится?
- Работает?
- Работает, хочешь, покажу?
- Обойдусь. Ну, а порядки здесь какие? Я никогда в коммуналке не жил.
- Ну, какие? Женщины готовят на плите, у каждой своя конфорка. Но когда они свободны, можно занимать любую. В душ тоже ходим, кому когда нужно. По утрам, конечно, проблематично, когда все на работу спешат, но как -то договариваемся.
Да -а -протянул Андрей. Почти как на зоне.
- Нет, ты что, здесь жить нормально - поспешил заверить Борис, в душе опасаясь, что Андрей не согласится и тогда затянется и размен, и регистрация брака.
- А тебе откуда знать, как на зоне?
- Да не знаю я, просто говорю, что здесь жить неплохо.
- Ладно, оформляй дарственную. И скажи Надежде, чтобы вещи мои собрала. А я потом выпишусь. Развод тоже согласен подписать.
После осмотра комнаты Андрей отправился в свой бывший гараж. Механик оказался другим. Петровича, бывшего, после того происшествия, видимо, сняли.
- Да слышал я про тебя - чуть не на бегу, ответил механик -но принять тебя после такой статьи не могу.
- Ладно, водителем не можете, так хоть слесарем примите.
- Слесарем? -механик остановился - да, слесарь нам нужен. А ты не подведёшь?
- Если Вы про меня слышали, знаете тогда, что моей вины в той аварии чуть да маленько.
- Ну, ты на жалость не бери - чуть вины! Виноват, раз осудили. Через тебя человек инвалидом стал. - Он подумал и махнул рукой - а, оформляйся! Но если что замечу… - он погрозил ему пальцем – вылетишь в два счёта!
Ночью Андрей всё никак не мог уснуть. Он вертелся, крутился, а сон всё не приходил. Зато приходили мысли.
- Не могу я, Петрович, поехать на этой машине. Права не имею, она же неисправна. Любой гаишник меня тормознёт.
- Хватит ныть -неисправна! Подумаешь, стопы не горят! Вернёшься, сразу на ремонт поставим. Ну, нет другой машины, понимаешь? Не-ту!
- Петрович, ты же механик, ты не имеешь права выпустить на линию с такой неисправностью.
-Дёмин, ты достал меня! Отказываешься ехать, пиши заявление. Я найду водителя, а ты будь свободен.
-А -махнул рукой Андрей -ладно. Но штраф платить ты будешь, если что; на меня не вешай.
-Заплатим; давай грузись.
В дороге всё прошло гладко, но на обратном пути на трассу выскочила собака. И откуда она там взялась? Андрей нажал на тормоз, но тут же раздался треск: сзади, не увидев стоп сигнальных огней, в него на полном ходу врезалась легковушка. Водитель, немолодой мужик, сильно пострадал, а Андрей получил срок. Послышался лязг закрывающихся дверей и окрик:
-Лицом к стене!
Андрей вздрогнул и… проснулся. В окнах уже посветлело, начиналось новое утро.
Прошло немного времени; Борис позвонил и сообщил, что дарственная готова, он уже свои вещи из комнаты забрал и Андрей может переезжать.
Мама наложила ему полные сумки всякой утвари.
-Ну, ты меня, как невесту с приданным провожаешь -пошутил Андрей.
-А как ты думал? Ты ж у Надежды ничего забирать не хочешь, а думаешь, тебе сковородка иль кастрюлька не понадобятся? А чай из чего пить собираешься? Вот то-то и оно!
-Бери, раз мать даёт -поддержал Лидию отец – Я сейчас свою Ниву из гаража выгоню и тебя отвезём. Заодно и посмотрим с матерью, где ты теперь обосновался.
Когда они втроём стали заносить в прихожую вещи Андрея, из своей комнаты высунулась соседка. Женщина лет 30, с ярко накрашенными глазами и таким слоем пудры, что казалось, тряхнёт головой и посыплется снежная буря, в разноцветных бриджах и красной тунике подбежала к Лидии:
-Ой, здравствуйте, я Ваша соседка Олеся. Давайте, помогу -она схватила большую клетчатую сумку и потащила её в комнату Андрея. Лидия даже охнуть не успела, как Олеся поставила сумку посреди комнаты и протянула ладошку ковшиком Андрею:
-Я Олеся, Ваша соседка.
Андрей небрежно пожал руку и побежал вниз за новой порцией вещей, а Олеся обратилась к Лидии:
-Здесь Вы тоже будете жить?
-Нет, здесь только мой сын будет - нахрапистость молодой женщины Лиде не понравилась.
- Да Вы не беспокойтесь. У нас в квартире спокойно, дети не бегают, а сыну Вашему, в случае чего, мы всегда можем помочь.
- Да он не маленький и не инвалид, в чужой помощи не нуждается, я думаю.
- Конечно, но всё же - посторонилась она, пропуская Виктора с очередным бумажным мешком.
-Ну, ладно, вы тут устраивайтесь, а я пойду – она стала выходить из комнаты, на секунду сделав вид, что застряла в проходе, столкнувшись с входящим Андреем; потом кокетливо повела глазами:
- С новосельем вас!
- Это кто? -удивлённо спросил Виктор
- Олеся, Андрюшина соседка – улыбнулась Лида
- Да -а, Андрюха, держись! - посоветовал отец
Все вещи перетащили и последнее, что сделала мама - заставила холодильник разными контейнерами и баночками с приготовленной едой:
- Это тебе на первое время, чтоб на одних бутербродах не сидел. И вообще, если некогда себе суп сварить будет, приезжай, не то язву заработаешь. Так - она оглянулась - может, тебе помочь всё по полкам разложить?
- Нет, мам, поезжайте домой. Вы и так пол дня со мной провозились. Дальше уже я сам.
- Ну, смотри - она обняла его, отец протянул руку и родители уехали, а Андрей стал вытаскивать из сумок и коробок вещи и раскладывать по полкам и шкафам. Когда понёс кастрюли и сковородки на кухню, из своей комнаты снова вышла Олеся:
- Вас ведь Андрей зовут? – пропела она – может Вам помочь? Женские руки, не то, что мужские, к таким делам привычные.
Андрей поставил кастрюли в шкаф, который с этого дня принадлежал ему и повернулся к Олесе.
Она, играя накрашенными глазами, оперлась на стол и слегка раскачивалась, вероятно считая, что выглядит очень сексуально.
- Спасибо, Олеся, но я привык всё делать сам - Андрей обошёл соседку и направился в свою комнату, захлопнув перед её носом дверь.
- Подумаешь! -фыркнула она и отправилась к себе.
Была уже глубокая ночь, а Андрей всё не ложился. Он открыл окно, сел на табуретку и закурил, пуская дым колечками и глядя в чёрное небо, на котором ярко сияла всего одна звезда. Вдруг он услышал пение. Он прислушался -из соседнего открытого окошка доносились звуки гитары и тихий женский голос пел:
- Ты письмо моё, милый, не комкай
До конца его друг, прочти
Надоело мне быть незнакомкой
Быть чужой на твоём пути
Не гляди так, не хмурься гневно
Я любимая, я -твоя
Не пастушка, не королевна
И уже не монашенка я
Он облокотился на подоконник, положил голову на руки и стал слушать. Голос поющей женщины был настолько проникновенный, что ему вдруг так стало жаль свою исковерканную жизнь, что хотелось зареветь, как ревел в детстве, когда отец приходил с работы и приносил «от зайчика или лисички» гостинец: бутерброд, который он не съел в обед. Он собирался отдать его маленькому Андрюшке, и обращался к маме:
-Лисичка велела гостинчик передать, если Андрюша себя хорошо вёл.
И если мама говорила:
- Нет, передай лисичке, что сегодня Андрюша укусил Вову - то папа убирал бутерброд назад в бумагу:
- Придётся лисичке завтра вернуть.
Андрюша от такой обиды начинал реветь так громко, что его долго не могли успокоить. Вот и сейчас, слыша этот голос, ему захотелось зарыдать на всю округу и чтобы услышал кто -то, кто поймёт, погладит его по голове и скажет:
- Успокойся, Андрей, теперь у тебя всё наладится, потому что самое страшное уже в прошлом и ждёт тебя впереди огромное счастье.
Но голос умолк и рыдать уже не хотелось. Он подождал немного, потом закрыл окно и лёг спать. В эту ночь он спал, как убитый и снился ему сон:
Девушка в длинном полупрозрачном платье с распущенными светлыми волосами, которые развевались на ветру, протягивала ему конверт:
-Это тебе письмо, прочти его, прочти. Его тебе не лисичка прислала, а я, твоя судьба…
Утром Андрея разбудил будильник -он вскочил, вспомнив, что сегодня у него первый рабочий день, быстро влез в джинсы и пошлёпал в ванную. Дверь была закрыта. Он потоптался, и только собрался вернуться к себе, как дверь распахнулась и оттуда вышла девушка. На голове у неё был тюрбан из полотенца, а сама она была настолько худая, что Андрей даже удивился.
- Доброе утро - наклонив голову, негромко поздоровалась она и быстро прошла мимо.
В голосе её послышались знакомые нотки и он посмотрел ей вслед, ног тут же спохватился: нужно скорее умыться, чтоб на работу не опоздать.
Вечером, вернувшись с работы, он зашёл на кухню, чтобы согреть чайник и там снова увидел эту худую девушку. Теперь волосы её уже были собраны в длинный хвост.
-Добрый вечер! -поздоровался с ней Андрей и девушка обернулась:
-Не узнаёшь?
Андрей внимательно посмотрел на неё:
-Боюсь ошибиться. Светлова?
-Да, всё -таки узнал?
-С трудом. Ну, ты очень… изменилась.
-Можешь не подбирать слова, знаю, что доходягой стала такой, что многие знакомые не узнают и мимо проходят.
-Слушай, Ирка, ведь ты с матерью жила в квартире. Как в коммуналке оказалась?
-Жила. Только когда это было.
-А давай совместный ужин устроим, вот и поговорим, а то я, честно сказать, голодный, как волк, с работы пришёл.
-Давай. У меня или у тебя?
-Да где хочешь.
-Тогда сегодня у меня. Я как раз винегрет сделала и курицу пожарила.
-Так это ж настоящий праздник получится! Всё, я в свою комнату, захвачу кое- что и к тебе. Жди.
Через пять минут, с бутылкой красного вина под мышкой, огурцами и апельсином ( спасибо маме, запасы сделала) он постучал в комнату Ирины.
- Заходи -послышалось из -за двери и Андрей вошёл в комнату. Его поразила идеальная чистота и слишком малое количество мебели, только самое необходимое. А ещё - на большой полке сидели и стояли игрушки -мишки, зайки, клоуны, машинки разные.
- Садись -позвала его Ирина . Стол был уже накрыт и от тарелок с курицей шёл горячий дымок.
Андрей налил в стаканы вино.
-Ну, за встречу – он чокнулся с Ириной и первым опрокинул свой стакан, тут же закусив винегретом:
-Давай, рассказывай, как до жизни такой дошла?
Ирина пригубила вино и стала тыкать вилкой в тарелку.
- Тебе правда интересно?
-Вообще то- да.
-Ну, тогда слушай. Только эта история немного странная, не подумай, что у меня крыша поехала.