Найти тему
Полит.ру

«Каннибализация» авиации

Издание «Re:Russia» сделало обзор текущих проблем российской гражданской авиации и планов государства по импортозамещению:

«Внутренний пассажиропоток в 2022 году снизился незначительно, всего на 16%, и главным образом — из-за закрытия аэропортов на юге страны. При этом из-за санкций российские авиакомпании испытывают большие сложности с закупкой запчастей и обслуживанием самолетов. <…>

Проверки Ространснадзора выявили, что в 2022 году более 2 тыс. полетов совершили самолеты с запчастями и компонентами с истекшим сроком годности. <…> Дефекты и неисправности, которые не мешают самолету совершить полет, могут не вноситься в журнал, чтобы не отправлять воздушное судно в простой. <…> В одном случае самолет «Аэрофлота» летал с неисправными санузлами, в другом — без полного комплекта кислородных баллонов. А самолет чартерного перевозчика Nordwind поднялся в небо, несмотря на то что при запуске двигателей из-под капота Boeing 737 полилось топливо. Бывший пилот Nordwind рассказал, что с этим бортом такое случалось не раз, однако инциденты нигде не фиксировались. <…>

Российские авиакомпании могут получать запчасти двумя способами: по параллельному импорту или снимая их с других своих самолетов (эту практику называют «каннибализацией»). <…> Параллельный импорт способен удовлетворить лишь небольшую часть спроса. <…>

Использовать вместо зарубежных самолетов российские не получится, потому что их практически нет. Самый массовый российский самолет SSJ 100 на 70% состоит из импортных материалов и комплектующих. Минтранс и Росавиация рассчитывают, что зарубежные самолеты смогут «спокойно летать» до 2030 года. К этому времени Минпромторг обещает заменить их «полностью российскими» самолетами. <…>

Перезапуск гражданской авиации в России может начаться ближе к 2030 году <…>, а до этого россиянам предстоит летать на том, что есть. В 2022 году в России было зафиксировано 34 авиапроисшествия. Причем в 85% случаев причиной был признан человеческий фактор. Если официальные данные корректны, это соответствует среднему значению за последние пять лет. Но в дальнейшем проблем может быть больше, считают эксперты <…>: «Рынок может столкнуться с дефицитом флота, но это лучше, чем отказы в воздухе. Важно не повторить негативный опыт Ирана, который сразу после [введения] санкций столкнулся с высокой аварийностью».