Найти тему
Полит.ру

Рождение нового порядка

Политолог Мэттью Дасс и профессор в Школе права Вандербильта Ганеш Ситараман пишут в Foreign Policy о важности новой экономической парадигмы, анонсированной Администрацией Байдена:

«Для большинства людей по всему миру, особенно в странах Глобального Юга, стало понятно, что неолиберальный “Вашингтонский консенсус”, который появился в 1980-х годах и определялся дерегуляцией, приватизацией, либерализацией торговли и жесткой экономией, был хищной и разрушительной моделью.

<…> Многие годы среди американских партий преобладал неолиберальный подход к экономике как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Но 27 апреля 2023 года стало тем днем, когда чаяния людей, стремившихся к глобальной справедливости, наконец достигли Вашингтона. Советник по национальной безопасности Джейк Салливан выступил с самой важной внешнеполитической речью за всё время пребывания Джо Байдена в Белом Доме. Он заявил то, что период неолиберальной внешней политики подошёл к концу.

<…> Самое сложное для Администрации Байдена заключается в том, чтобы перейти от слов к делу. Тяжело отказываться от старых привычек, а многие лоббисты корпораций и сторонники неолиберализма, которые глубоко заинтересованы в продвижении идеологии отжившего мирового порядка, вероятно, изо всех сил будут отстаивать неолиберализм. Крупные технологические компании уже пытаются лоббировать принятие так называемого соглашения о “цифровой торговле”, которое должно помешать формированию межпартийного консенсуса в США по поводу необходимости регулирования деятельности этих корпораций.

Несмотря на преждевременные заявления некоторых комментаторов, которые утверждают, что никакого “Нового Вашингтонского консенсуса” не существует, – да, его пока нет, но это только пока. На самом деле сейчас идет соперничество за определение будущей парадигмы внешней политики США. Те, кто боятся Китая, хотят реорганизовать мир по принципу деления стран на авторитарные и демократические или подчинить все действий логике противостояния великих держав. Есть те, кто хочет изолироваться от мировой политики. И, конечно, есть такие, кто жаждет сохранить неолиберальный мировой порядок».