Как средство ведения боя военная авиация существует не так давно. Собственно, и сама авиация существует относительно малое время в историческом понимании. Первое боевое применение аэропланов произошло в годы Первой мировой войны.
Во время этого конфликта состоялся и первый воздушный таран. Его автором стал российский лётчик штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров, таранивший на своём "моране" австрийский разведывательный аэроплан "Альбатрос". Русский герой погиб. Погибли и австрийские лётчики.
С развитием боевой авиации воздушные тараны, к сожалению, превратились в явление "обыденное". Лётчики шли на таран, когда не оставалось иного выхода, а поставленную боевую задачу необходимо было выполнять.
В годы Великой Отечественной войны первый воздушный таран совершил командир звена 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иванов Иван Иванович. Простой русский парень с простыми русскими именем и фамилией.
Ценой своей жизни старший лейтенант Иванов уничтожил фашистский бомбардировщик He-111, направив на него свой истребитель И-16. Произошло это на 25-й минуте после нападения Германии на СССР, в 4 часа 55 минут 22 июня 1941 года в районе Дубно. Примечательно, что свой подвиг советский герой совершил в тех же краях, где погиб автор первого в мире воздушного тарана – штабс-капитан Нестеров.
Всего за годы Великой Отечественной войны советские лётчики сотни раз таранили самолёты противника, среди них 561 лётчик-истребитель, 19 лётчиков-штурмовиков и 18 лётчиков-бомбардировщиков. Некоторые за свою лётную карьеру ходили на таран неоднократно. Рекордсменом стал Герой Советского Союза Борис Ковзан. Он четыре раза таранил самолёты противника и остался в живых! Единственный в мире лётчик, совершивший четыре воздушных тарана.
Великая Отечественная война завершилась разгромом фашисткой Германии. А после капитуляции Японии была завершена и Вторая мировая война. Только тараны, совершаемые лётчиками, никуда не делись. Они так и остались последним средством воздействия на врага или средством его вразумления (если повезёт).
Самым известным советским лётчиком, в послевоенные годы таранившим самолёт пусть не противника, но заклятого недруга, является Василий Цымбал. Отличный воздушный лётчик и непревзойдённый воздушный хулиган, ставший известным всему миру. Килем своего истребителя Су-27 "рубанул" винт норвежского противолодочного самолёта P-3 Orion и заставил его убраться из района развёртывания советских атомных субмарин. Произошло это в сентябре 1987 года. Цымбал действовал по собственной инициативе, не имея приказа таранить "противника". За что потом ему и нагорело от командования.
Но в истории отечественной авиации был случай, когда лётчик повторил подвиг Нестерова, действуя по приказу! Хорошо, что самому лётчику удалось покинуть неуправляемую машину.
Инцидент произошёл 18 июля 1981 года в воздушном пространстве Армянской ССР. В то время шла ирано-иракская война и коммерсант Стюарт МакКафферт решил неплохо заработать на поставках оружия одной из сторон. Для реализации своего замысла "предприниматель" арендовал аргентинский транспортный самолёт CL-44. Арендовал вместе с экипажем.
За день до трагедии экипаж, решив срезать путь, благополучно миновал воздушное пространство Армении и приземлился на территории соседней страны. Средства ПВО СССР обнаружили нарушителя, но по каким-то причинам истребители на его перехват подняты не были.
В тот злополучный день (для аргентинского экипажа) самолёт CL-44 возвращался на "домашний" аэродром. Пилоты снова решили срезать и опять полетели через воздушное пространство советского Закавказья. Только на этот на раз на перехват нарушителя были подняты сразу две пары высотных перехватчиков Су-15ТМ.
Однако боевую задачу они выполнить не смогли. Сказался низкий уровень подготовки офицеров дежурной смены наземного КП округа ПВО. Истребители израсходовали всё топливо и вынуждены были вернуться на аэродром.
Для перехвата нарушителя в воздух был поднят аналогичный Су-15ТМ под управлением капитана Валентина Куляпина, занимавшего в то время должность замполита эскадрильи. Его самолёт нёс ракеты Р-98М дальнего действия. О том, что нарушителя следует принудить к посадке на советском аэродроме, Куляпин узнал только в воздухе.
По командам с земли Куляпин на полном форсаже вышел в район государственной границы. Как вспоминал сам лётчик, именно в районе он услышал доклад одного из лётчиков дежурного звена о том, что он "проскакивает" тихоходную цель из-за слишком большой разницы в скоростях. В результате цель совершила разворот и стала следовать в сторону государственной границы.
Куляпин стал на параллельный курс и эволюциями своего истребителя приказал нарушителю следовать за ним. Но ответной реакции не последовало. Цель уходила. С земли была отдана команда уничтожить её.
Но для применения ракет советскому лётчику просто не хватало дистанции. Для ближнего боя его самолёт был не готов. Тогда капитан принял решение идти на таран.
Таранил не в корпус, а в стабилизатор. Подвёл свой самолёт снизу и взял ручку на себя, не доходя до крыла нарушителя. Как вспоминал сам лётчик, удара он не ощутил, только рассыпалось остекление фонаря и его перехватчик чуть вздрогнул...
Некоторое время Су-15ТМ ещё слушался управления, но потом оно стало затруднительным. Лётчик дёрнул ручки катапультирования. После раскрытия парашюта Куляпин увидел падающий по спирали самолёт-нарушитель. Как потом выяснилось, нарушитель упал всего в двух километрах от государственной границы.
Геройского лётчика после пребывания в госпитале и обязательных бесед с представителями правительственных комиссий наградили орденом Красного Знамени.