Родные погибших в ходе спецоперации военнослужащих, вступивших в ЧВК «Вагнер», получают крупные суммы выплат в Новосибирске. Однако, ни выплаты, ни обещания получения медалей не успокаивают страдающих родственников, переживающих горе.
В марте 2023 года в Новосибирске стал действовать центр для набора персонала Частной Военной Компании (ЧВК) «Вагнер», который является одним из 42 подобных центров, размещенных по всей России. Кроме этого, неподалеку находится еще один офис, где проводят выплаты семьям погибших военнослужащих ЧВК, которые служили на СВО. Информацию о деятельности данного офиса предоставили журналисты издания «Новосибирск Онлайн».
«Он мне обещал, что вернется»
После долгой ночной поездки Ирина, жительница небольшого городка в Кузбассе, прибыла в Новосибирск. Неделю назад она проводила похороны своего бывшего партнера Дениса. Хотя они никогда не были официально женаты, Ирина всегда считала его своим мужем. Десять лет назад мужчина был осужден за убийство своей первой супруги.
Ирина с улыбкой рассказывает, что их историю можно было бы описать в целом романе. Они познакомились, когда ей было всего 16 лет. Вначале Денис проявлял интерес к ней, но со временем эта страсть угасла, и он вступил в отношения с другой девушкой. Ирина говорит, что они с Денисом фактически поженились, но их совместная жизнь была полна проблем, несмотря на двух сыновей. Она рассказывает, что Денис и его «официальная» жена часто пили и ссорились, что порой заканчивалось драками.
Когда Денис был отправлен в тюрьму, Ирина начала строить свою жизнь со своим настоящим мужем, который, к несчастью, скончался от онкологии в возрасте 37 лет. В прошлом году Денис внезапно связался с Ириной через социальные сети, и они начали ежедневное общение. Ирина даже планировала посетить колонию, чтобы встретиться с ним после долгого времени. По планам, он должен был быть освобожден в августе 2023 года.
Однако во время последнего телефонного разговора Денис попросил Ирину предоставить свои паспортные данные. Ирина предположила, что он нуждается в этой информации для организации свидания и без раздумий сообщила ему требуемые данные. В тот момент Денис объявил, что присоединился к Частной Военной Компании (ЧВК).
Ирина рассказала: она подумала - Денис вероятно решил, что его предыдущее уголовное дело помешает ему найти хорошую работу, но он был уверен, что найдет способ пристроиться. Он обещал ей вернуться.
В апреле Денис погиб, так и не связавшись ни разу с Ириной из зоны СВО. В начале мая сотрудники ЧВК «Вагнер» позвонили Ирине, чтобы выразить соболезнования и сообщить точную дату прибытия груза 200. Ирина сама оплатила похороны Дениса, так как, по ее словам, его родственники не проявили к мужчине особого интереса и ни разу не посетили колонию. Она столкнулась с трудностями при поиске места на кладбище, так как организаторы отказывались хоронить бойца ЧВК рядом с «мирными» людьми.
Ирина затратила 120 тысяч на похороны и поминальный обед. Она взяла с собой чек, паспорт захоронения, свидетельство о смерти и транспортную накладную груза 200 в Новосибирск. Представитель ЧВК обещал ей по телефону получить все, что ей полагается: 5 миллионов за смерть бойца, 100 тысяч на похороны и неоплаченную заработную плату за период службы Дениса. Однако Ирина сомневается и считает, что ей придется устроить «скандал» для реализации своих прав.
Представительство «оркестра» в Новосибирске
В деловом центре «Гринвич» на улице Красноярской, рядом с офисами «Яндекса» и генеральным консульством Германии, расположено представительство Частной Военной Компании (ЧВК) «Вагнер». Ирина прибыла на прием заранее, за полтора часа до назначенного времени, и на первом этаже офисного здания ее ожидала Оксана - мать, потерявшая своего сына. Она выглядела бледной и изможденной. В ходе разговора о необходимых документах, Оксана поделилась своей историей о посещении местной администрации после смерти сына, где ее отказались принять.
Ирина убеждала Оксану, говоря, что администрация не будет выплачивать ей никакие деньги, и ей даже не стоит пытаться обратиться к ним. Она объяснила, что с ЧВК связываться не хотят, и все выплаты будут осуществляться именно от представительства.
Затем появился седой мужчина в синем костюме и необычных туфлях с металлическими носами. Он представил себя как Станислав, который недавно вернулся из зоны СВО. Он заверил, что деньги будут выданы после полудня из-за работы банков. Станислав также сообщил, что бухгалтерия выплатит деньги, включая зарплату, если она не была получена ранее. Средняя зарплата составляет от 5,2 до 5,5 миллиона рублей, но если находился на территории России, то зарплата будет ниже. В случае с Тамбовом его зарплата составляла 1000 долларов.
Станислав также поделился своим опытом военной службы и рассказал, что ежемесячно получал около 245 тысяч рублей. После возвращения из спецоперации он также получил премию в размере 80 тысяч рублей.
Оксана не проявляла интереса к разговорам о деньгах, ее внимание было полностью поглощено горем. Она скромно рассказала, что ее сын погиб 26 февраля 2023 года, а о гибели ей и ее мужу сообщили только 1 мая. Станислав отметил, что такая ситуация считается удачной, так как тела некоторых бойцов очень трудно или даже невозможно вывезти из зоны боевых действий из-за обстрелов.
Станислав провел некоторое время в разговоре с женщинами, рассказывая им о своей службе в Херсоне и возвращении домой. Затем он отправился в офис на шестом этаже, чтобы ожидать финансиста с большой суммой денег. Женщины также ушли, чтобы дождаться назначенного времени.
Огромные выплаты
Оксана и Ирина вместе входят в «зал ожидания», где уже собрались другие родственники погибших. На дверях нет никаких обозначений, так же как и на двери офиса, где будут выплачивать компенсацию. Оксана рассказывает Ирине о своем сыне, который отбывал наказание за преступления, связанные с наркотиками и грабежом. Ему было назначено 10 лет лишения свободы в колонии особого режима на севере. Она надеялась, что представители ЧВК не отправятся туда, но в декабре ее сын сообщил, что подписал контракт. Оксана подчеркивает, что ее сын хотел начать жизнь с чистого листа, но не смог.
«Понимаете, мы и 9 дней, и 40 дней не отмечали, даже не знали, что он погиб… Только в мае нам сказали. Мы до последнего думали, что будем вскрывать гроб, а сотрудники бюро сразу отказались. Говорят: «Вы чего? Когда в камере долго лежит, тело уже начинает портиться, а тут он вообще непонятно где лежал». Я хотела, чтобы хотя бы окошечко выпилили такое в гробу, чтобы удостовериться, что это он там. А я в последний момент передумала… Там уже даже из цинкового гроба запах пошел. Сердце хочет, но мозг понимает, что не стоит.» - Дрожащим голосом рассказала Оксана.
Станислав проверяет список и выражает соболезнования, обещая выдать медали ЧВК «Вагнер» и медали «За отвагу» от министерства семьям. Ирина, разочарованная, не придает значения медалям и выражает горе по поводу неисправимой потери. Виктор, другой представитель ЧВК, входит в зал и объясняет, что вызов родственников в свой офис будет по списку, независимо от времени их прибытия.
Ирина ждет вызова в офис не менее часа, наблюдая, как другие получают свои деньги, включая пожилую пару и семью с маленьким ребенком. В офисе она подписывает документы и записывается на видео, заявляя, что не имеет претензий. Весь процесс занимает около 5 минут. Затем Оксана также вызывается для получения денег.
Ирина уходит из «Гринвича» с черным пакетом, в котором находится 6 миллионов рублей. Неуверенно оглядываясь, она просит проводить ее до банка, чтобы положить деньги в сейфовую ячейку. Однако она передумывает и решает вернуться в гостиницу, где остановилась, вспоминая слова Виктора о том, что полностью доверять банку не стоит. Ирина намерена проконсультироваться с друзьями относительно дальнейших действий с деньгами.
«Знаете, мне вот хоть Денис и говорил, что эти деньги мои будут, если с ним что-то случится… Но я так не могу. Мне ребенок говорит, что я ненормальная, но что поделать, вот такая я. Я тут подумала, что родственникам я всё-таки дам денег. Так правильно будет. А там пусть решают - брать или не брать… Но как только он погиб, так сразу все проснулись, а до этого хоть бы кто пошевелился. Ну да и ладно, пусть.» - Заключила Ирина.
Источник: Весь Искитим