От своих клиентов неоднократно слышал: коплю на обучение детей в США или продаю новостройку, потому что срочно надо оплатить обучение дочки в Англии. Всегда с сочувствием смотрю на таких людей.
ЧАСТЬ 1. РАБОЛЕПСТВО ПЕРЕД ВСЕМ ИНОСТРАННЫМ
Природе раболепства перед иностранными учителями, перед всем Европейским и Западным не одна сотня лет.
Как уверяет нас «замечательная история от Карамзина«», мы были дремучей страной пока не пришли Рюрики, потом династия Романовых, завезённая частично из Европы тоже много чему нас, лапотников, обучила.
Ельцинские времена 90-х запомнились волной экспатов в России. Буквально всем управлял Западный наместник.
Отсюда у нас укоренилось ощущение, что мы сами в очередной раз ни в чём не разбираемся.
История о том, что все достижения нашей науки — плод вывезенных из Германии после войны технологий, только завершила картину разрушения веры в Российское образование. Мы окончательно поставили на долгое время на себе крест.
Меня всегда это забавляло. Не то чтобы я сноб. Просто с 1981 до 2001 года я провёл в стенах МВТУ, а потом МГТУ им Баумана: ребёнком, который ходил на работу мамы и бабушки, потом учеником подготовительных курсов, студентом, преподавателем и одним из руководителей подготовительных курсов. Поэтому «немного» разбираюсь в качестве, сильных и слабых сторонах нашего образования.
Вот вам интересный пример.
Лет 20 назад один из наших сотовых операторов громко заявил, что назначил на пост руководителя ТОП-менеджера, который до этого прославился тем, что вывел в лидеры сотового оператора в Чехии. По масштабам России Чехия соразмерна посту руководителя в подразделении Подмосковья, а его ставили управлять всей страной.
В Финтехе я видел большое количество соотечественников, выпускников зарубежных школ экономики и университетов. Всё, чем они отличались от местных, что вместо словосочетания “доход-расход” говорили модное P&L, а вместо некрасивых табличек Excel делали красивые.
ЧАСТЬ 2. КАЧЕСТВО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вам не приходило в голову поинтересоваться, почему выпускники Российских медицинских вузов не могут устроиться в США или Европе на работу? Так ли плохо наше медицинское образование?
Нет, дело в том, что медицина - это огромная бизнес-индустрия. Хочешь в неё вписаться - заплати со старта: сначала заплати за образование, потом за интернатуру, потом, может быть, попадёшь работать в приличную клинику, а не городскую больницу.
Дело не в качестве образования. Достаточно сказать, что половина врачей в Израиле - выпускники медицинских вузов в РФ. А, значит, дело в другом. В чём? В лобби. Просто нельзя с иностранным дипломом попасть на рынок труда в другой стране. Пришлых нигде не любят.
Но! Если в медицине и экономике вход для чужаков ограничен, то в других сферах всё как раз наоборот. Школа естественных, фундаментальных и технических наук в РФ до сих пор одна из самых сильных в мире. Наш инженер без проблем, если владеет иностранным языком, с российским дипломом работает в иностранных компаниях.
Для примера.
Кафедра, которую я заканчивал, основана Александром Ивановичем Целиковым. Весь мир в металлургии в теории машин и агрегатов для металлопроката учится по учебникам и трудам Целикова. Переведён на 75 языков в мире. И другой такой величины в этом сегменте нет до сих пор.
Когда кто-то пишет о Мариупольском металлургическом заводе, они должны кланяться на могиле Целикова, как и многие другие заводы России, Индии, Китая.
Когда значительная часть проектов в мире в IT-сегменте сидит на русской школе программирования, задайте себе вопрос:
какой смысл пытаться учить ребёнка в другой стране?
Естественно, есть сегменты, где другие страны сильны в качестве производства. Но это не значит, что они сильны в образовании. Это о разном. Машины в стране хреновые собирают только потому, что часть чиновников с 90-х была заинтересована в том, чтобы тут собирались иномарки, не давая возможности развить своё производство.
Успех многих технологических компаний США не был бы возможен без выпускников Российских вузов. Как-нибудь почитайте, кого нанимал Илон Маск для строительства своих космических летательных аппаратов.
ЧАСТЬ 3. КАЧЕСТВО ЗАРУБЕЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ
Очевидно, что стремление многих отправить детей учиться заграницей является попыткой обеспечить детям карьеру.
Как я уже неоднократно писал в этом канале:
карьера — ошибочное представление о том, что ваш ребёнок будет обязательно обеспечен, успешен и счастлив.
Задайте на любом собеседовании, сколько и как долго получает высокий доход ТОП-менеджер в любой самой великой корпорации. Сколько из них реально получили Опцион с акциями или долю в бизнесе?
Шансы ваших детей в любой точки планеты одинаковы. Более того, природа человека такова, что нигде, ни в одной стране мира «чужаков» не любят. У самого талантливого британца сделать карьеру в России шансов будет всегда меньше, чем у не самого талантливого русского.
Мы все по природе националисты, что давно доказано антропологами. Отправляя ребёнка в другую страну, вы не повышаете его шансы на успех, а снижаете их.
Рассмотрим вторую версию: «С зарубежным дипломом карьера в России проще».
Нет! Никак не проще. Наивно полагать, что при всех равных ваш ребёнок будет успешнее в карьере. Более того, любой мало-мальски грамотный психолог вам за два сеанса пояснит, что академический интеллект при построении карьеры проиграет бытовому (эмоциональному интеллекту). После учебы за рубежом ваш ребёнок будет проигрывать в бытовом интеллекте местным выпускникам, тем более что многие из них уже в студенческие годы в России формируют дружественные связи по учебе, которые в дальнейшем помогают тут строить карьеру.
Поверьте, я знаком с ТОП-менеджерами выпускниками российских вузов и получивших образование в Англии, Франции, США. Никаких отличий в уровне профессиональных скилов вы не найдёте.
Так называемые soft skills быстрее нарабатываются на практике параллельно с учёбой здесь, чем там.
Поэтому перестаньте грезить тем, на что вы не в состоянии повлиять. Вы не можете изменить будущее вашего ребёнка самостоятельно. Вы можете только приготовить его брать на себя ответственность за своё будущее. А это не выбор специальности, не институт, а ваша личная зона ответственности. Вы не можете переложить ответственность с себя на зарубежный институт.