По итогам 2022 года и начала 2023, российский текстиль чувствует себя неплохо. Конечно, не благодаря, а вопреки, но когда надуманное импортозамещение сменилось реальными бойкотами и срывами поставок, оказалось, что наши предприятия умеют быстро найти выход.
Даже в сухой цифре катастрофы не случилось, и на деле всё неплохо
По данным Минпромторга, рост по итогам 2022 составил 8% (всего 359 млрд. руб.), но это общее производство текстильных изделий. В некоторых группах наблюдалось снижение на:
- Отделка (в том числе тканей и изделий) 24%
- Прядение волокон 21%
- Выпуск прочих изделий 8,1%
- Производство тканей 3,6%
По цифрам видно – катастрофы не случилось, особенно, учитывая, что данные даны без двух важных факторов:
- Полное отсутствие в статистике текстиля, пошитого для нужд Минобороны РФ;
- Коллабораций российских и белорусских текстильщиков, а такое сотрудничество развивается более чем активно.
Мы стали разбираться, что происходило в этом непростом году, и оказалось, что выкручивания рук и обещания «уничтожить текстильный рынок России» остались мечтой Коллективного Запада, как и всё остальное.
Обратная сторона статистики явно показывает неплохие перспективы. Выборки сделаны только по части предприятий дополнивших или расширивших собственные производства новыми группами и новым предприятиям. В плане устойчивого развития отрасли целиком, такая картина более информативна, чем реляции о достижениях по отдельным группам товаров.
12 ткацких компаний, в том числе работающие с хлопком наращивают выпуск, местами с нуля, хотя этого сырья из Узбекистана нет. Были проблемы с вспомогательными материалами, логистикой и платежами, что создало трудности, однако их удалось быстро решить.
Свердловский камвольный комбинат закончил модернизацию и начал выпускать новые для себя, конкурентные шерстяные и полушерстяные ткани. ООО «Пехорский текстиль» снял все вопросы трикотажников к качеству пряжи, она сейчас не уступает, а в чём-то даже превосходит импортных конкурентов. ZASPORT (Башкирия) окончательно перестал быть поставщиком экипировки для российских сборных, выйдя на рынок с пятью сотнями моделей спортивной одежды.
Эти предприятия хорошие примеры, поскольку в числе прочего изменили логистику. Теперь вагон это не товарная единица, отправленная в один адрес, а десятки заказов небольших швейных фабрик или частных лиц.
Падение выпуска льняных тканей в Вологде составило 59%, но это из-за закрытия Красавинского льнокомбината в Вологде. Новые предприятия, в том числе в старых цехах, это частная бизнес инициатива. Ремонт, оборудование, в планах производство разных тканей, пряжи разных номеров и готовых изделий, но почему-то в этом случае палки в колёса вставляет местная бюрократия.
А ведь лен наше сырьё, его уже много в Псковской, Тверской и, конечно же, Вологодской области. Но видимо кому-то приглянулась территория.
Тем не менее, частные инвесторы и бизнес увидели реальные перспективы в освобождающихся нишах и самостоятельно начали искать варианты, без подсказок и давления сверху.
Так что пока всё действительно не так уж плохо, осталось ликвидировать перегибы, посадить виновных и текстильной отрасли ничего угрожать не будет.
Модернизация, новые партнёры и растущий объём заказов, что ещё плохого для нас придумает Европа с США?
Спада производства не наблюдается и не предвидится, существенных проблем с сырьём больше нет, были проблем связанные со скачком курса доллара, но после стабилизации ситуация выровнялась. Больших подорожаний мы не видим, но видим появление новых материалов, активизацию новых поставщиков, хотя по параллельному импорту цены на ткани немного больше привычных, говорит Юрий Шилов, Генеральный директор «Ивановской текстильной компании».
В «Асконе» после появления проблем с импортом нашли замену части тканей в Кохме, Ивановской области, остальное получают из Турции. Причём компании удалось даже улучшить соотношение «цена – качество», никаких признаков спадов также не предвидится.
В пресс-релизе Минпромторга РФ говорится, что прогноз на 2023 позитивный, но нейтральный, на уровне стабилизации текстильного производства. Профильные структуры и институты отмечают проблемы, решению которых необходимо уделить внимание:
- Увеличить на рынке объёмы хлопка (нарастить закупки, распечатать госрезерв и т.д.).
- Наращивать производство красителей, вспомогательных материалов и в качестве генеральной цели – выпуск собственного оборудования.
- Выращивание, сбор и переработка своего, российского хлопка, как и вторичная переработка текстиля фантастическими задачами уже давно не являются.
Осталось добавить, что текстильная отрасль в историческом разрезе с 1998 года во время кризисов всегда переживала определенный рост. Этот кризис оказался не менее показательным – падения не произошло, но хотелось бы не стагнации на достигнутом результате, а продолжения роста.
Как видно из первых итогов, с задачей не мешать текстильщикам преодолевать трудности, Правительство РФ справилось. Осталось немного помочь в 2023 преодолеть оставшиеся сложности, и как власти с этим справятся, мы увидим уже осенью.