Всю эту неделю я провела в рабочей командировке на заводе нашей компании, расположенном в городе Вятские Поляны.
Вятские Поляны - маленький (на первый взгляд) город в Кировской области. Какой-нибудь «суперлитератор» Архангельский или «суперпродвинутый оппозиционер» экстремист Навальный сказал бы: что за глушь? Да там туалетов нормальных нет.
Во-первых, туалеты там везде есть, и очень даже нормальные. Во-вторых - кроме этого (а то некоторые личности почему-то только на туалеты обращают внимание) - в Вятских Полянах есть несколько заводов. Есть там замечательная театральная школа имени Калягина. Есть и школа военных дирижёров, чьи выпускники регулярно участвуют в Параде Победы на Красной площади (я даже знаю лично одного такого выпускника).
Но самое трогательное заведение в Вятских Полянах - это музей истории завода «Молот».
Для понимания: военный завод «Молот», за 30 дней эвакуированный в годы Великой Отечественной войны из Загорска (ныне - Сергиева Посада), сделал ПОЛОВИНУ всех ППШ (пистолетов-пулеметов Шпагина) для фронта. Более 2,5 миллионов единиц. Это гигантские цифры.
А трогательным я назвала музей завода потому, что там работают удивительные экскурсоводы. Вы знаете, мне приходилось бывать на разных экскурсиях. Правда. В разных музеях - от Прадо до Эрмитажа. Но нигде - подчёркиваю: нигде - я не видела, чтобы экскурсовод ТАК любил то, о чем он рассказывает. Любил не только как профессионал своего дела - но прежде всего как человек.
Мне довелось услышать историю Вятских Полян и завода «Молот» от человека, который искренне, по-настоящему любит свой родной город и свою страну.
-Память - главный враг войны, - сказала экскурсовод в самом начале своего повествования. И ведь это так и есть. Потому что, предав в какой-то момент забвению прошлое и наследие наших предков, мы всей страной вынуждены были зайти на точно такой же круг, который с таким трудом прошли наши деды-прадеды…
… Со слезами на глазах рассказывала экскурсовод про расческу, которую голодный, синюшный мальчишка пытался обменять на городском рынке, чтобы раздобыть хоть какую-то еду в суровом 1942-м. А одна женщина подошла к нему и отдала свой паек хлеба на неделю, взяв взамен не нужную никому расческу (горожане только-только начинали оправляться от тифа в то время). Эту расческу женщина потом принесла в музей. А так как городок маленький, то однажды среди посетителей музея оказались правнуки этой женщины.
-Человек - это результат, - сказала экскурсовод. И показала копию докладной заводской записки, где были отмечены результаты выработки рабочих завода и в которой какому-то отстающему работнику по фамилии Николаев была устроена публичная письменная распеканция.
-Вот так вот, - то ли в шутку, то ли всерьёз добавила экскурсовод, - старайтесь не совершать плохих поступков. Ведь кто знает, в каких списках вы останетесь на века в музеях для всеобщего обозрения.
-Пока дух нашего народа жив, ни одна, даже самая сильная армия мира не сможет его сломить, ведь народ - это и есть дух, - говорила экскурсовод, рассказывая, в каких тяжелых условиях завод в тылу вместе с бойцами ковал Победу фронта в годы Великой Отечественной. Собственно говоря, тем же самым завод занимается и сейчас. Правда, условия, конечно же, несравнимо лучше.
И кстати, насчет условий и обстоятельств. В музее хранится письмо Сталина с благодарностью работникам завода - внимание - за помощь по сбору пожертвований для оснащения фронта. Вот так вот. За годы войны рабочие «Молота» суммарно собрали для фронта более трёх миллионов рублей. Тех, советских рублей. Хотя даже и по нынешним меркам это немало. А если ещё вспомнить про условия жизни тогда, то эта сумма вообще кажется гигантской. На эти была оснащена целая танковая дивизия, например. Это вот к вопросу о том, что «государство должно всё само обеспечивать». Я всегда говорю: пускай государство делает то, что оно должно. А человек пускай делает для ребят на фронте то, что он должен делать от себя лично. Не все считают, что они что-то должны нашим бойцам. Однако я считаю себя обязанной помогать им. И в годы Великой Отечественной войны люди тоже так считали. Что государством государством, а ребятам в окопах они многим обязаны. Поэтому - помогали.
Рассказала экскурсовод и про то, что имелись на заводе и предатели в годы войны. К примеру, уже после объявления о нашей Победе один из мастеров полез на 50-метровую трубу завода, для того чтобы установить там знамя Победы. И там, на верхотуре, этот человек заметил, что на самом верху трубы, незаметная снизу, горит лампочка. Оказывается, кто-то установил лампочку (и менял её на протяжении всей войны), чтобы подсказать врагу местоположение завода. Чтобы ночью было видно, где бомбить. В итоге Бог отвёл - а нашли или нет диверсанта, доподлинно теперь уже неизвестно.
А главное - экскурсовод рассказала про то, что во время войны была такая должность, которая называлась беседчик. В обязанности беседчиков входила разъяснительная работа с населением. Беседчики ходили по домам и баракам и отвечали на вопросы людей про войну. А как, а что, а почему. Собственно говоря, это была даже не должность, а общественная нагрузка к основной работе. В беседчики выбирали людей грамотных и патриотически настроенных. То есть уже тогда, в годы Великой Отечественной, у руководства нашей страны было понимание того, что с населением обязательно нужно работать информационно, что людям необходимо объяснять базовые вещи.
Мне кажется, что сама экскурсовод - это тоже беседчик наших времен. Очень важный, очень хороший боец культурного фронта. Вот кого бы поставить заведовать Пушкинским или Третьяковкой - а не тех, у кого иконы - это «доски», а подвешенная под потолок лошадь - «культурный объект».
Вдалеке от Москвы Родина часто видна лучше и чувствуется порой острее. Хотя проблем там очевидно больше, чем в столице. Но почему-то выходит так, что самые главные, самые любящие беседчики у нас вдалеке от Москвы. Не все и не всегда, но - многие. Может быть, потому что когда всё хорошо, то потребность в любви со временем отпадает? Не знаю, ей-Богу. Философский это вопрос.
А экскурсовод в музее истории завода «Молот» - беседчик от Бога. Поэтому в этот маленький уголок постоянно приходят люди разных возрастов, включая детей. И это прекрасно.
А тем, кто скажет про «глушь» и «туалеты», можно смело отвечать: так ваш интерес, видимо, дальше «дамско-мужской» комнаты и не простирается никогда. Беседчиков хороших на вас не хватило в свое время…
п.с. Мне (совершенно справедливо, впрочем) попеняли, что я не написала имени экскурсовода. Каюсь: в день экскурсии, в силу ряда причин, я этого не выяснила. Однако исправляюсь: замечательного экскурсовода зовут Ступникова Ирина Михайловна.